В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Без реформы власти терроризм не победить. Назад
Без реформы власти терроризм не победить.
13 сентября Президент России Владимир Путин поставил перед всеми ветвями российской власти задачи, от решения которых зависит ответ на вопрос: есть ли у страны будущее, сохранится ли она как государство, держава, или превратится в растерзанные бандитами клочки территории с доведенным до отчаяния населением, а не народом? И что должен сделать российский парламент, чтобы обеспечить исполнительной власти законодательные возможности не допустить развития нашей истории по худшим, дьявольским сценариям? Об этом мы решили поговорить с вице-спикером Государственной Думы Владимиром КАТРЕНКО.

- Владимир Семенович, координация работы Государственной Думы с
исполнительными и законодательными органами власти Южного федерального округа входит в круг ваших должностных обязанностей. Вы родились на Юге России, работали там, знаете проблемы округа, как никто другой. Так что же делать, чтобы бесланская трагедия не повторилась больше ни на Юге, ни где бы то ни было?

- Вот уже третью неделю мы живем в другой стране. Ужас Беслана заставил пересмотреть и переоценить много привычных ценностей, которые еще вчера, казалось бы, выглядели незыблемыми. Сегодня ясно, что только при условии объединения усилий всех - от Президента России до рядового гражданина - мы можем бороться с эти вселенским злом. Именно так я понимаю и оцениваю инициативы и предложения главы государства.

- Давайте начнем с блока антитеррористических законов, тех законодательных инициатив, которые сейчас готовит и обсуждает специально созданная для этого парламентская группа. Могли бы вы конкретизировать их содержание?

- Вот как раз сейчас делать это было бы не очень уместно. Работа еще продолжается. Скажу лишь, что содержательно эти законопроекты можно разделить на три блока: предотвращение террористических актов, их пресечение и наказание тех, кто совершил или способствовал совершению этих тяжких преступлений. Другое дело - открытое и гласное обсуждение предложений Президента относительно реформирования системы власти в стране. Вот о чем стоило бы поговорить подробнее.

- А кстати, как было воспринято выступление Владимира Путина вашими земляками? Они-то ведь видели последствия террористических актов не по телевизору, а в реальности. И не раз.

- Беслан стал последней каплей, переполнившей чашу терпения, убившей надежду, что можно в условиях прежней системы координат это зло победить. Cлова Президента вызвали у моих земляков понимание и одобрение. Ведь людей же не обманешь, опыт последних лет показывает, что власть в ее нынешнем состоянии с террористической угрозой не справляется. И потому предложение Президента об избрании руководителей регионов по представлению главы государства - это мера, которая однозначно укрепит единство системы исполнительной власти в стране. Это очередной логичный шаг в ряду тех, которые уже сделаны для укрепления вертикали государственной власти. Но люди осознают и высоко ценят и другое: Президент, предлагая строить исполнительную власть в регионах по типу формирования правительства, принимает на себя небывалую до сих пор ответственность. Он словно бы говорит народу: "Человек, которого я предлагаю вашему законодательному собранию в качестве губернатора, отвечает на вашей земле за все, что на ней происходит. А я отвечаю за этого человека". Наконец-то в стране появляется то, чего ей так не хватало последние пятнадцать лет, - ответственность.

- То, что простые наши сограждане поддерживают предложения Президента, - факт бесспорный. Но как отнеслись губернаторы к этой идее? Ведь их судьба и карьера напрямую зависит от ее воплощения.

- Большинство наших губернаторов достойные и ответственные руководители - я по долгу службы общаюсь со многими из них - оценили идею Президента точно так же, как и их избиратели, - с осознанием необходимости этой меры в нынешних условиях. Им, как никому другому, порою приходится страдать от происходящего из-за отсутствия координации власти. Ну, а те, кто пришел исключительно ради личной корысти, будут, разумеется, недовольны. Однако им-то как раз во власти делать нечего.

- Но в электронных и печатных СМИ, а особенно - в Интернете, слышны голоса тех, кто называет эту президентскую идею призывом к конституционному перевороту. Как вы оцениваете такую трактовку?

- Ну в Интернете много чего причудливого можно встретить. Недавно я прочитал там, что самую большую панику от неизбежности воплощения этой идеи испытали политтехнологи, которые, якобы, лишаются теперь солидного куска хлеба с маслом, - привычных и щедрых на затраты губернаторских выборов-то больше не будет. Вот уж о чьем пропитании мы должны беспокоиться меньше всего. Однако нельзя нам отмахиваться и от опасений части общества по поводу того, что, совершая столь радикальную реформу власти, мы гарантированы от опасности разворота к авторитаризму. Мы, и в этом я вижу главную задачу законодателей, должны провести реформу так аккуратно, точно и ювелирно тонко, чтобы укрепить государственную власть в России, оставаясь при этом в конституционном поле. И это вполне возможно. Ведь не случайно же Президент одновременно с предложением реформы исполнительной власти выдвинул идею создания Общественной палаты, основной задачей которой будет общественный контроль за действиями всех ветвей власти. В том числе - и за силовыми структурами. В этом я вижу одну из гарантий того, что мы сумеем пройти между двумя безднами - хаосом и авторитаризмом. Да и нет у нас другого выхода: слишком дорого досталась нам демократия, чтобы легко и враз отказаться от ее главных достоинств.

- Но ведь реформа коснется не только исполнительной власти. Будет предложен законопроект, в корне реформирующий избирательную систему, когда в Государственной Думе окажутся только представители общефедеральных партий и - никаких одномандатников. Как вы к этому относитесь?

- Хорошо отношусь. Во-первых, это ни для кого не явилось неожиданным. Во-вторых, это укрепит нашу федерацию. Представьте себе: от Магадана до Мурманска люди будут голосовать за те партии, которые потом и должны отвечать за страну от Мурманска до Магадана. В-третьих, неизбежна в таком случае регионализация партийных списков, то есть сокращение списка федерального за счет увеличения региональных, что дает возможность привести в парламент много новых, молодых, талантливых политиков. И, в-четвертых, значительно повышается конкуренция политических партий, при которой неизбежно отмирание партий одноразового употребления и укрепление мощных, опирающихся на широкую поддержку в народе политических структур.

- К сожалению, у нас в России ни одна реформа обычно до конца не доводится. Не опасаетесь ли вы того, что предложенные Президентом меры тоже забуксуют где-то в недрах всесильного бюрократического аппарата, и все в очередной раз кончится ничем?

- Убежден, что в этот раз все будет по-другому. Слишком дорогую цену заплатила Россия за осознание того, что необходимо сделать. Подавляющая часть общества уже понимает, что цена эта будет неизмеримо выше, если идеи Президента не воплотить в жизнь.

16.09.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3422

Док. 333330
Перв. публик.: 16.09.04
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 309

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``