В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко: `Мы можем удвоить ВВП`. Назад
Владимир Катренко: `Мы можем удвоить ВВП`.
ВЕДУЩИЙ: В советские времена среди хозяйственников был популярен такой анекдот. Встречаются два председателя колхоза. Один хвастается: "Мои зоотехники двухголовых коров вывели". "Так надои же не выросли". "А поголовье?". О современных методах роста экономических показателей в прямом эфире диалога мы говорим с вице-спикером ГД Владимиром Катренко.

КОРР.: Катренко Владимир Семенович. В 1985 году окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, а в 1991-м - Всесоюзный заочный юридический институт. Доктор экономических наук. В 1988 году генеральный директор предприятий "Совтрансавто" и "Минводы". С 1993 года депутат ГД РФ. В марте 1999 года назначен заместителем председателя правительства Ставропольского края. С 2003 года заместитель председателя ГД РФ.

ВЕДУЩИЙ: Итак, во сколько раз можно удвоить ВВП? Это шутка. Удвоение ВВП - тема нашей сегодняшней программы. Прежде, чем мы начнем ее обсуждение, комментарий наших экспертов.

КОРР.: Всероссийская битва за ВВП может окончиться поражением. В мае правительственные эксперты сообщили удручающую новость: экономический рост в стране остановился даже при том, что ни на секунду не замедлили свой высокий полет цены на нефть, а ведь именно они оказывали и оказывают самое заметное влияние на наш валовый внутренний продукт. В чем же причина? По мнению независимых экспертов, в стране до сих пор не найдены источники долгосрочного роста. Кроме надежды на то, что цены на энергоресурсы останутся такими же высокими, делать ставку не на что и не на кого. На эту же причину ссылались и зарубежные аналитики, когда еще в прошлом году ставили неутешительный диагноз нашей экономике. Шансы удвоить ВВП, говорили они, практически равны нулю.

ВЕДУЩИЙ: Действительно, очень интересно получается. Если слушаешь наших экономистов, особенно из Минэкономразвития, они действуют, как тот самый председатель колхоза из анекдота, вдвое - удвоим, втрое - утроим. Когда слушаешь экономистов западных или независимых, они говорят, что проблем очень много. На ваш взгляд, кто ближе к истине?

Владимир КАТРЕНКО, заместитель председателя ГД: Истина, как говорили древние, всегда где-то ближе к середине. Я сторонник сбалансированных подходов. Должны, видимо, звучать и пессимистичные, и оптимистичные точки зрения. Хотя весь ход экономических реформ последних лет, как бы не старались сегодня наши оппоненты, а я не хочу себя сегодня ассоциировать с правительством, потому что являюсь одним из представителей законодательной ветви власти, но вместе с тем, если есть необоснованные претензии к тем действиям, которые осуществляет правительство, я готов стать на их защиту. Я сторонник сбалансированных подходов. Мне кажется, тенденции того динамичного, ускоренного роста, который демонстрирует экономика России в течение последних лет, заставляет лично меня, как одного из представителей парламентского большинства, верить в то, что мы можем удвоить ВВП. У нас есть для этого все возможности, для этого существуют определенные предпосылки.

ВЕДУЩИЙ: Есть очень хорошая фраза: нет ничего более постоянного, чем нечто временное. Все говорили, что рост цен на нефть - это временное явление, а он постоянный у нас. За счет этого есть такая постоянная предпосылка для роста экономических показателей.

Владимир КАТРЕНКО: Вы как бы подводите меня к тому, чтобы я сейчас начал рассуждать на тему... Тем не менее, я должен, по вашему мнению, начинать рассуждения по поводу того, что весь рост экономики завязан непосредственно (нрзб.). Это один из основополагающих факторов, но не единственный. Существует еще ряд факторов, которые благотворно влияют и будут влиять в течение ближайшей перспективы.

ВЕДУЩИЙ: Независимо от цен на нефть или все-таки зависимо?

Владимир КАТРЕНКО: Мы, к сожалению, страна сырьевая и экономика наша ориентировалась на сырьевой сектор.

ВЕДУЩИЙ: Возьмем Венесуэлу, у них 80 процентов сырьевой зависимости от экспорта нефти, а если мы берем Россию, у нас 40 процентов. Какая же мы сырьевая? А 60 процентов - это уже продукция не сырьевого сектора.

Владимир КАТРЕНКО: Страна сырьевой направленности. Это давно обозначено и сегодня не подвержено сомнению. Но я хочу сказать, что хотя нефть и нефтепродукты являются основной нашей экспортной составляющей, тем не менее, есть ряд факторов, которые сегодня способны благотворно влиять на то, чтобы экономический процесс в стране нормально развивался, в свете тех программ, которые сегодня озвучиваются президентом, в свете тех стратегических и тактических разработок, которые проводятся в рамках правительства.

ВЕДУЩИЙ: А нет такой опасности, что все вернется на круги своя? В последние годы наблюдается рост в высокотехнологичном секторе, я имею в виду экспорт оружия. Мы вот вернемся к той же самой советской экономике, которая у нас была, от которой мы бежим, и прибежим к тому же, что наши основные валютные поступления будут зависеть от сырья и от высокотехнологичного сектора, то есть от оружия.

Владимир КАТРЕНКО: А что плохого в том, если мы лучшее из того, чем была сильна советская экономика, сможем применить в нынешнее время. Могли бы мы похвастаться еще 4, 5, 7 лет назад тем, что есть какие-то серьезные надежды, что мы возродим эти сектора экономики? Сегодня мы в очередной раз продемонстрировали способность к самовыживанию, способность к тому, что даже разрушенные сектора экономики начинают возрождаться и демонстрировать нормальные темпы экономического роста. Что плохого в том, что мы сегодня вновь наконец за последние 15 лет заняли 2-е место по экспорту вооружений, по экспорту высокотехнологичных отраслей?

ВЕДУЩИЙ: В этом ничего плохого нет. Танки производим хорошо, с машинами туго. Если мы продавали до 5 тысяч "Лад" в советское время, в Европу в том числе, то сейчас попробуйте нашу "Десятку" продать какому-нибудь немцу или французу.

Владимир КАТРЕНКО: Может, в этом нет необходимости? Давайте с вами вспомним, что даже в лучшие времена, когда мы были доминирующей страной в мире, это признавали и наши враги, и наши друзья, мы никогда не были впереди планеты всей в области автомобилестроения. Зато нам было чем похвастаться в области космической техники, в области авиастроения, в других высокотехнологичных отраслях. Может, нет необходимости сегодня изобретать велосипед, если лучше нас это сделали другие страны? Наконец в стране созданы условия, когда эта интеграция капитала, возможность совместной деятельности в области того же автомобилестроения сегодня приносит конкретные результаты. Демонстрацией этому могут служить российского выпуска автомобили "БМВ", "Форд-Фокус", "Киа", "Кларус" и так далее. Что плохого в этом?

ВЕДУЩИЙ: Там идет счет на тысячи и на десятки тысяч, а производство "Лад" остается на уровне сотен тысяч. Разница есть?

Владимир КАТРЕНКО: Конечно, есть. Давайте мы будем реалистами. Мы с вами за 80 лет так и не смогли войти в то коммунистическое общество, о котором мечтали многие наши предки, что было заветной мечтой многих поколений. Сегодня мы понимаем, что это было нереально. Мы сегодня более искренни и более правдоподобны во всех своих словах, комментариях и действиях. Я говорю в первую очередь о законодателях. Мы откровенно говорим, что если мы сможем удержаться на уровне темпов роста 8 процентов, то через 7 лет мы сможем занять где-то 7-е место по общемировым стандартам и только через 30 лет мы смогли бы дойти до западноевропейского уровня. Это честно.

ВЕДУЩИЙ: Ведь вопрос не только в том, насколько вырасти, вопрос еще и в том, как вырасти. Мы говорим, что нужно нарастить производство нефти, производство танков и самолетов, а народ при этом будет бедствовать, как в некоторых странах и происходит, о чем говорит и один из наших экспертов программы.

Александр ХАНДРУЕВ, гендиректор консалтинговой группы "БФИ": Я категорически не согласен с теми, кто призывает к увеличению темпов экономического роста. Темпы не могут быть самоцелью, потому что темпы роста ВВП могут в себя вмещать и ракеты, и танки, а могут включать и добротные товары народного потребления, смотря, что производим. Я думаю, что не проблема темпов как таковая для нас главное, а проблема структуры экономического роста и качество экономического роста.

ВЕДУЩИЙ: О том же говорил и президент и в послании, и когда формировал новое правительство, что необходимо бороться с бедностью, необходимо повышать качество жизни. Даже правительственные эксперты утверждают, что у нас до 30 процентов находятся за чертой бедности.

Владимир КАТРЕНКО: Согласен, хотя на данную точку зрения эксперт имеет право. Я бы не совсем согласился с ним в постановке вопроса. Я отношу себя к категории тех, кто считает, что, если говорить образным языком, кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра. Лучшей демонстрацией справедливости этой формулы была ситуация в нашей стране 5-7-летней давности, когда мы декларировали цели на совершенно неподготовленной почве. Когда было больше заявлений и деклараций, чем конкретных дел. Я не хочу сегодня давать оценки всем нашим предшественникам, не хочу говорить, хотя надо было бы, и о своих предшественниках- парламентариях, которые в свое время напринимали огромное количество законопроектов, которые сделали их популярными в глазах широких кругов населения, но законопроектов по льготам, по преференциям, по огромному количеству финансовых ресурсов, которые должны были быть использованы в социальной сфере, которые не были подкреплены источниками финансирования. Мы отличаемся как раз от своих предшественников тем, что совершенно откровенно говорим, где можно поднажать, а где нежелательно, где лучше подтянуть пояса, а где есть смысл активизировать деятельность для того, чтобы уже завтра-послезавтра темпы этого роста были значительно выше, чем сегодня, чтобы завтра планка, которую мы ставим перед собой, чтобы плыть в нужном направлении, была достигнута.

ВЕДУЩИЙ: Здесь еще и проблема счета. Глобальные задачи чем "хороши", это тем, что существует понятие "статистическая погрешность". В 2003 году была острая дискуссия - Греф обрушился на комитет статистики, что неправильно посчитали в прошлом году экономический рост. Здесь не может быть того же самого? Господин Степашин предложил в мае пересмотреть итоги приватизации и пересчитать, сколько эта собственность стоит в соответствии с мировыми нормами. Тогда у нас ВВП сразу увеличится и задача будет решена в считанные дни. Это вопрос счета. Тот, кто считает, он может и натянуть, может добавить столько-то процентов сюда или туда.

Владимир КАТРЕНКО: Здесь трудно возражать, потому что... Мы где-то научились считать, где-то научились более реальные планы для себя ставить. Я сейчас выступаю от лица законодателей, кто вчера проходил горнило выборной кампании. Я третий раз избираюсь в родном своем избирательном округе и мне держать в конечном итоге ответ перед своими избирателями. Не заметить сегодня положительных тенденций в общественной, политической, экономической жизни нашей страны могут только слепые. Я хочу сказать о том, что сегодня есть все предпосылки для того, чтобы задачу, поставленную президентом, выполнить, может, в срок, может, с некоторыми задержками, но я лично реалист и считаю, что сегодня есть все предпосылки для того, чтобы мы эту задачу выполнили. Не только мировая конъюнктура цен на нефть, не только то, что сегодня есть хорошая консолидация всех ветвей власти, которая позволяет нам выдерживать концепцию экономического развития страны, чего нельзя было позволить себе еще 3 года назад сделать. Есть сегодня значительно возросший авторитет на международной арене, есть доверие инвесторов, которое проявляется сегодня в тех потоках финансовых, которых, конечно, недостаточно, но они уже идут в Россию, они уже работают на нашу экономику.

ВЕДУЩИЙ: По сравнению с прошлым годом, иные инвестиции даже сократились. Большинство тех предпосылок, которые вы перечислили, являются политическими предпосылками. А экономические? Давайте об этом в следующей части нашей программы, а пока мнение очередного эксперта.

Андрей ИЛЛАРИОНОВ, советник президента РФ: Из 208 стран мира первое место по экономическому росту за последние 50 лет занял Тайвань, а второе - Южная Корея с ее крупными корпорациями. Это сравнение еще раз показывает, что искусственное внимание к тому, малый или крупный бизнес обеспечивает рост, является попыткой отвлечь внимание от проблемы качества экономической политики, проводимой в стране.

ВЕДУЩИЙ: Давайте к этому вернемся. Каковы экономические предпосылки? Вы говорите, что только слепой не может не заметить изменений. Я с вами согласен. У нас есть стабильная власть, у нас есть несравнимо более высокий авторитет нашего руководителя государства на мировой арене, благоприятная конъюнктура на сырьевые товары. А все остальное? Банки у нас как не кредитовали промышленность, так и не кредитуют. Занимаются ценными бумагами, потребительский сектор растет, но чтобы кто-то вкладывал деньги в промышленность, нет бума. С другой стороны, нехватка инвестиций. У Китая в прошлом году инвестиции составили 52 млрд. долларов, у нас около 6, включая портфельные, а прямых вообще 1,5. Давайте посчитаем. У нас в стабилизационном фонде больше находится.

Владимир КАТРЕНКО: Вы предлагает сегодня стабилизационный фонд бездумно потратить на инвестирование?

ВЕДУЩИЙ: Предлагать можете вы, я задаю вопросы. Некоторые эксперты полагают, что необходимо стабилизационный фонд использовать на обеспечение экономического роста и ту часть золотовалютных резервов, которая не работает на главную задачу - обеспечение финансовой стабильности.

Владимир КАТРЕНКО: Вы согласны с тем, что мы уже имеем собственный опыт за последние 14 лет, когда даже активное финансирование тех или иных предприятий, отраслей экономики так и не дали соответствующего результата? Что касается тенденций, они в любом случае положительные, как бы критично на сегодняшнюю ситуацию не смотрели. Механизмы известны, они объявлены, о них говорит и правительство.

ВЕДУЩИЙ: Президент в послании конкретно не сказал ни слова о том, какие механизмы того самого экономического роста. Он обозначил, что это возможно, это реально.

Владимир КАТРЕНКО: Это снижение налогового бремени, это проведение административной реформы, это создание определенной среды в стране, в экономическом секторе, которая позволяет то доверие, которое сегодня уже проявляется со стороны внутренних инвесторов, внешних инвесторов, закреплять.

ВЕДУЩИЙ: Песня про школу бальных танцев мне очень напоминает нынешнюю экономическую реформу. Там припев: "Две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и две назад".

Владимир КАТРЕНКО: Видимо, у нас разная оценка. Я говорю о том, что поступательное движение продолжается, о чем не могли мечтать еще 4 или 7 лет назад, когда страна расползалась из-за сепаратистских тенденций, когда каждый регион думал, как выживать самостоятельно.

ВЕДУЩИЙ: Насчет политики все нормально, про экономику речь.

Владимир КАТРЕНКО: Я не буду повторять расхожую фразу, что политика - это концентрированная экономика, хотя она звучит из уст человека, которого мы сегодня чаще критикуем, чем вспоминаем, хотя и у врагов бывают иногда мудрые изречения. Мне кажется, что главная заслуга сегодняшней власти в том, что она остается верной самой себе, тогда как вслед за днем бывает ночь. Это доверие день ото дня, месяц от месяца, год от года укрепляется. Мне тоже не все нравится в действиях руководства Министерства экономического развития и торговли, у меня тоже очень много критических замечаний. Я хочу перейти к точкам роста. Это продолжение налоговой реформы, снижение налогового бремени, это продолжение административной реформы, снятие административных барьеров.

ВЕДУЩИЙ: Извините, у нас время истекает. Главное, что вы обозначили направления. Я с вами согласен. Спасибо вам, что отвечали на наши вопросы.

03.08.2004
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3340

Док. 333319
Перв. публик.: 03.08.04
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 314

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``