В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вместе весело шагать Назад
Вместе весело шагать

ВЛКСМ: что там было хорошо, а что там было плохо?

Знать бы еще куда...

У нас уже есть и "поколение пепси", и "поколение дефолта". Им вроде как бесполезно объяснять, что такое добро и зло. Добро - это когда ты уводишь чужих быков, зло, соответственно... Но только эпоха медленно, поскрипывая, вертится вокруг своей оси. И именно этим детям через пять, десять лет понадобится ведущая Идея. А что мы им, собственно, можем предложить? Те, кому 40 и 50, помнят о комсомоле гораздо лучше, чем те, кому сегодня 27-29 лет. Парадокс. Для одних комсомол - живое прошлое, время событий и даже свершений, синоним блаженного "молодость". Другие, те, кто пришел после, с самого начала были исключительно потребителями. Такие себе потребители комсомола. Вступать в комсомол: выгодно-невыгодно. Перспективно-бесперспективно.

Любопытно, что и первые, и вторые были самим же комсомолом и порождены. Вторые полностью отвечали потребностям системы. Именно то, что нужно. Идеальные коммунисты и комсомольцы времен упадка Советской Империи. Были в меру практичны и достаточно умны, чтобы это скрывать. Были в меру ханжами и потому уживались с коммунистической системой... лучше всех предыдущих поколений убежденных коммунистов. Они, эти "новые комсомольцы" середины 80-х, казались идеальной силой, способной вытащить коммунизм из пропасти. Беда в том, что они не были идеалистами. Ни в коей мере. Они успели исчерпать ресурсы комсомола намного раньше, чем комсомол - их ресурс... И перешагнули. Они были странные, эти молодые люди начала 90-х. Такие поколения, вероятно, и должны появляться на сломе эпох, на крахе идей, на осколках системы... Как будто с врожденным иммунитетом против всяких идеологий. Например, их интересуют не деньги ради воплощения идей. И даже не идеи ради зарабатывания денег. Только деньги ради денег. Такими были НЭПмены в 20-х. И Последние Комсомольцы Советского Союза.

Брызги шампанского

В 90-е у нас рождались капиталы, но не идеологии. Затем кто-то заново вспомнил, что удачная идеология может порождать капиталы. Пытались воскресить... Нет, в смысле идеологий мы до сих пор банкроты. Христианская соборность очень плохо приживается. Может быть, слишком пошленько купола размалеваны. И ризы. Старый добрый коммунизм тоже выглядит как накладные ногти. Что еще? Рыночная экономика. Буддизм. Белое братство. Философия эффективного менеджмента. Культ личности президента Путина. Но подростку нужен обряд инициации. Испытание, проверка на прочность, на возможность вхождения в мир взрослых - и заветный шаг. Туда, в мир. Обряд инициации дает ощущение свободы и независимости в действиях. Чувство самоуважения и ответственности. Ты принадлежишь стране, партии, команде. Ты больше не одинок. Все это давал комсомол. Всего этого им, сегодняшним тинейджерам, болезненно не хватает.

Как ни парадоксально, у нас бесконечное число молодежных организаций. Все они имеют уставы, цели, задачи... опять же, финансирование. Вот главный момент. Ну и, соответственно, цели, задачи, идеология находятся в мягкой, но прямой зависимости от финансирования. Кто платит - заказывает музыку. Некоторые из молодежных организаций даже имеют хорошо оплачиваемое членство, но это, пожалуй, редкость. Дураку ясно - во-первых, какой бы бессмысленной ни была организация, человек 10-15 последователей она отыщет в течение недели. Нужно только обойти пару ближайших школ. Они любопытные, им нравится общаться, они сами лезут... Главное, не путать идеологию "для внутреннего пользования", которая вообще не нужна и удачно подменяется - да вот хотя бы бесплатным "кином", - и "для внешнего", которая никакого отношения к тинейджерам не имеет. Подобные псевдомолодежные структуры часто используют федеральные политические партии. Детсадовское "Единство", сопливое "Яблоко", какой-нибудь "Народный депутат" для старшего школьного возраста.

Окрепший в бурях комсомол

Формально комсомольская организация существует в Красноярском крае. Два года. Впрочем, существует она в формах скорее жалких и смешных. Филиал юных комсомольцев при КПРФ в Красноярском крае насчитывает 750 человек. Первые секретари комсомольской организации - Аркадий Волков и Максим Сайбель, уже несколько лет балансирующие где-то на грани искренности и откровенного маскарада. С одной стороны, пользуются штампованной партийной стилистикой а-ля 70-е. С другой стороны, сегодня членство в партии в столь юном возрасте - в любой партии, не только в КПРФ, - означает претензии на дальнейшую политическую карьеру. Максим Сайбель, к примеру, уже отбыл в Москву в Высшую Партийную школу (учебу в которой оплачивает Народно-Патриотический Союз. Такая вот деталь). А дальше - не все ли равно, во что ты будешь одет, попав в коридоры Кремля. В зеленое, голубое, красно-коричневое, красно-сине-белое... Нет, не об этом беседуют юные комсомольцы на своих партсобраниях. Еженедельно по средам в приемной депутата Законодательного собрания Владислава Юрчика проходит собрание актива красноярских комсомольцев. И речь они ведут, естественно, о судьбах мира и края. О международном терроризме. О патриотизме и национализме. О прошлом. О сексе в жизни современной молодежи. Для старых комсомольцев - это братство и молодость. Для нынешних - что-то вроде полуподпольной организации 1918 года. Тайные вечери по средам. Партийное братство. О, мы так скучаем по братству, господа! Тьфу, то есть товарищи... Они, эти нынешние комсомольцы, из тех, кому органически близки лозунги: земля - крестьянам, заводы - рабочим. Некоторое количество таких личностей всегда находится. В толпе. Мысль о том, что заводы, построенные руками "отцов и дедов", принадлежат "захватчикам и олигархам", вызывает у них благородный гнев... Эти вещи не вызывают гнева у политологов, изучающих смену общественных формаций. У экономистов, наблюдающих за финансовыми потоками, тоже не вызывают. Нас ведь особо не возмущает, что трава - зеленая. Что регулярно случается ночь. И даже - зима... так что благородный гнев - порождение недоинформированности, а вовсе не обостренного чувства справедливости.Любая партия.

Крупный и мелкий опт

Комсомольцы Красноярского края тоже декларируют "политику реальных дел". Иногда даже отталкивающе реальными. Такая вот забавная оговорка Аркадия Волкова, первого секретаря комсомольской организации: "Ну, мы же не все время участвуем в выборах..." Не все, разумеется, время. Но большую часть. С другой стороны, 750 комсомольцев - это готовая сеть агитаторов-расклейщиков-организаторов. Это слаженная команда активистов - бесценное сокровище всякого предвыборного штаба. Им лучше даже, чем политконсультантам. Тем приходится предлагать себя, торговаться, искать заказы. Работа для "рядового солдата партии" отыскивается сама. На губернаторских выборах юные комсомольцы работали за Глазьева. А сейчас уже выборы в Госдуму через год...В краткие межвыборные перерывы юные комсомольцы ходят в спортзал - совершенно бесплатно, раз в неделю. Собирают вещи в поддержку интернатов и детских домов. Так происходит смещение целей -- не комсомольцы ради дела, а дело ради удержания юных комсомольцев. Великая американская мечта - дело ради человека. И дело, пожалуйста - приятное и необременительное. К 7 ноября в Красноярске запланирована акция по сбору книг в пользу детских библиотек. Это, по словам Аркадия Волкова, помогает воспитанию социалистических начал в человеке - потому что заставляет ОТДАВАТЬ, а не БРАТЬ. Вполне возможно. Юные комсомольцы дружат, между прочим, с лимоновцами и Русским Национальным Единством. Самой партии уже нет, но люди-то, они ведь никуда не делись. КПРФ заняла место между национал-фашистами и неканоническим христианством. То есть - стала чем-то не то чтобы запрещенным... а вроде как не совсем приличным. Зато с классическим марксизмом-ленинизмом она утратила почти всякое родство. Пожалуй, нынешние комсомольцы вызвали бы у старика Ленина даже больше отвращения, чем "Идущие вместе".

Никакой идеологии, кроме СКАНДАЛА

"Идущие вместе" честнее. В каком-то смысле. Никакой иной идеологии, кроме СКАНДАЛА, они себе и не ищут. Действуют ровно как ублюдочный писатель Сорокин, чьи книги "Идущие вместе" пытались спускать в унитаз. То есть - стараются почаще мелькать в прессе и вызывать стойкий рвотный рефлекс. Потому что это - запомнится. "Идущие вместе" действуют точь-в-точь по современным учебникам рекламы. Узнаваемость - выработка условного рефлекса - привычка. Вместо возвышающих обманов они все кормят и кормят нас с рук низкими истинами... Давимся, но глотаем. Вот вам книжки Сорокина и Пелевина в унитаз, вот вам уличные погромы, пейджеры на халяву... За партийное членство каждый "идущий" получает билеты в кино за 10 рублей, бесплатный бассейн, бесплатный интернет. Это уже не Маркс и не Фрейд - это скорее физиолог Павлов и даже Дарвин. "Идущих вместе" власть любовно выращивает и щедро финансирует. Ну и пусть воззвания пишут с грамматическими и речевыми ошибками, и пусть выражаются пока невнятно, а больше рычат и ржут. Зато они здоровые, убежденные и незадумчивые. Тот самый Новый Комсомол, который нужен новой партии власти. Наше будущее... прости господи.

ВЛКСМ: что там было хорошо, а что там было плохо?

Василий Куимов, заместитель главы города Красноярска, директор департамента по социальной политике, первый секретарь краевого комитета ВЛКСМ - в 1976-1981 годы: - Для меня комсомол - это мои друзья, родные и даже семья. Со своей женой я познакомился именно в комитете комсомола! Помню, когда был школьником, в газетах звучала тема строительства трассы Абакан-Тайшет. Мне страстно хотелось поехать туда и быть среди комсомольцев. Эти люди стали для меня идеалом. В школе, в институте, на работе комсомол дисциплинировал. Даже пресловутые проработки на собраниях мобилизовывали человека. Ну а признание молодежного союза было одновременно и наградой и показателем доверия. Хорошие были песни... "Жила бы страна родная, и нету других забот..." С таким внутренним настроем, с чувством сопричастности к великому делу мы жили и творили многие годы. Единственный минус ВЛКСМ - в ненужной или непонятной многими идеологической показухе. Помню как мы, студенты, изучали труды классиков марксизма-ленинизма. При том, что нормальных учителей, да и особого рвения у нас не было, зачастую все доходило до смешного и абсурдного. А вообще работа в ВЛКСМ стала для меня проверкой готовности к жизни.

Александр Ряблов, заместитель руководителя пресс-службы краевой администрации, в 70-80-е годы - второй секретарь Богучанского РК ВЛКСМ, член бюро краевого комитета ВЛКСМ: - Лично мне комсомол дал очень много. Прежде всего, он перековал мой характер, научил работать с людьми. Только благодаря комсомолу я стал общественным деятелем, тем, кем являюсь сегодня. На мой взгляд, плюсов у ВЛКСМ было куда больше, чем минусов. Взять, например, общую политику воспитания подрастающего поколения. Разве кто-нибудь скажет, что это было плохо? А сколько стоящих и полезных мероприятий было проведено? А главный бич ВЛКСМ - заорганизованность. Именно формализм и чрезмерная идеологизация погубили комсомол.

Игорь Костиков, главный редактор газеты "Красноярский комсомолец", в 80-е годы - член бюро краевого комитета ВЛКСМ: - Комсомол - это общность или принадлежность большой массы молодежи к одному масштабному движению. Позитив комсомола в том, что он вырабатывал у человека отношение к обязанностям, дисциплинировал (в хорошем смысле этого слова) и дистанцировал от вредных привычек. Нормальный человек будет следовать к позитиву без указки и дополнительного присмотра, но некоторым комсомольцам приходилось объяснять даже прописные истины. Так что в своем роде комсомол -- это та же школа. Минус ВЛКСМ был в его зашоренности и формализме.

Александр Клюкин, депутат Государственной Думы, в 70-е годы - заведующий отделом Центрального райкома ВЛКСМ: - Хорошего в том союзе молодежи было больше, чем плохого. ВЛКСМ - это прежде всего корпоративный дух и единение молодых, а только затем идеология. Комсомол всегда шел вторым после партии и служил своеобразным полигоном идей. Добрый десяток гигантских строек в Красноярском крае поднимала именно молодежь. Чего стоит КАТЭК, построенный ребятами из всех республик СССР?! Или Сосновоборский завод автоприцепов? Вспоминать можно еще долго... Комсомол - это альтруизм, на котором брали города и делали невозможное. Знаю, что многие из тех, кто прошел комсомольскую школу, в период рыночных реформ не потерялись и нашли себя в новом качестве, ушли в бизнес или политику. А плохое... Стремление лидеров к гигантизму и преувеличению роли ВЛКСМ. Невозможно было чего-либо добиться, не вступив в ряды ВЛКСМ. "Единая Россия" наступает на грабли, оставленные еще со времен СССР. Те же ошибки, та же заорганизованность... Конечно, у молодежи должны быть общие цели и идеи, а не только дискотеки и бильярдные клубы. Хотя упор стоит делать на экономике, а не на идеологии, часто подменяемой национализмом.

Петр Пимашков, глава города Красноярска, в 70-е годы - секретарь Октябрьского РК ВЛКСМ: - Для меня комсомол - это школа настоящей дружбы и, безусловно, память о молодости. Комсомол для нашего поколения был еще и школой жизни, школой ответственности за конкретное дело и умения работать с людьми. Он был тем институтом социализации, которого у сегодняшней молодежи, к сожалению, нет. Но он обязательно должен быть, пусть и в другом виде. Если, конечно, мы хотим видеть нашу смену ответственными, нравственными и творческими людьми.


http://old.anklyukin.ru/

Док. 333124
Перв. публик.: 29.10.02
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 419

  • Клюкин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``