В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Красноярский бедлам Назад
Красноярский бедлам



Кризис: кто виноват и что делать

Слабая надежда на то, что с окончанием выборов в Законодательное собрание Красноярского края жизнь в регионе наконец-то пойдет в мирное русло, развеялась как дым. Каждая неделя усугубляет политический и социально-экономический кризис. Главным виновником наступившего бедлама почти единодушно признается губернатор Александр Лебедь. Однако многочисленные его обличители скромно умалчивают о себе. Эта "святость" особого удивления не вызывает. Настораживает другое: ни одна из политических сил не может предложить внятного и реального рецепта выхода из ситуации.

Афоризм

Не так опасна охота, как дележка шкуры. Александр Кулич

Было бы слишком просто истоки сегодняшнего кризиса объяснять только провалами исполнительной власти, хотя значительная часть вины лежит, безусловно, на ней. Свою лепту в развитие кризиса внесли и депутаты всех уровней, и местные власти, и федеральный центр. Но начнем мы все же с губернатора, именно он высшее должностное лицо в крае и отвечает за все у нас происходящее.

Один в окопе

Александр Лебедь сейчас напоминает человека в окопе, по которому со всех сторон палят из пушек, минометов и автоматов. Губернатор сам загнал себя в такую ситуацию. Принято считать, что именно в суперкризисные моменты Лебедь проявляет свои лучшие качества. Обычно после таких встрясок Александр Иванович, подобно фениксу, восставал обновленным и более сильным. Возможно, это и так, но сегодняшнее испытание может сломать даже его.

Об этом, в частности, свидетельствуют некоторые последние шаги Лебедя, которые представляются не совсем адекватными нынешней сложной ситуации. В частности, его знаменитое письмо к жителям края, в котором нанесена прямая обида норильчанам. Смысл губернаторского послания в принципе понятен -- ударить по "Норникелю", но эффект от него получился обратный ожидаемому. В Норильске далеко не все разделяли желание Дудинки присоединить к Таймырскому округу столицу индустриального Заполярья, но после того как губернатор прямо заявил о том, что огромную бюджетную дыру край будет затыкать в первую очередь за счет северян, число сепаратистов в Заполярье резко возросло.

Лебедь и авантюристы

Притча во языцех -- кадровая политика губернатора. По ней не прошелся только ленивый. Правда, суждения были по большей части поверхностные. Например, мало кто задавался вопросом, почему к Лебедю липнут люди с явными замашками авантюристов. Между тем не случайно начало кадровой чехарды совпало с объявлением войны Анатолию Быкову.

Очень многие чиновники подверглись мощнейшему психологическому прессингу со стороны противников губернатора. Им звонили и недвусмысленно намекали, что с их родственниками может случиться что-нибудь нехорошее, называли, например, маршруты, по которым их дети ходят в школу, угрожали распространить в СМИ компромат. Нормальные чиновники, не привыкшие к работе в условиях постоянной войны, просто не выдерживали и уезжали, в Красноярске оставались только люди определенного склада характера, такие, например, как Вернер и Селиванова. Они часто подставляли своего начальника, нанося непоправимый ущерб его авторитету.

Лебедь, безусловно, совершил серьезную ошибку, не сделав в свое время стратегическую ставку на управленцев-красноярцев. Они смогли бы стать реальным противовесом тем силам в администрации, которые личные интересы ставили выше общекраевых. Но история не терпит сослагательного наклонения, и проводимый нынче конкурс заместителей губернатора уже вряд ли исправит эту тенденцию.

Замкнутый круг

Сейчас даже трудно сказать, где Лебедь может найти союзников. Во всяком случае, не в Москве. Несмотря на его январскую встречу с Президентом РФ, негативная тональность общефедеральных телеканалов по отношению к Красноярскому краю в последние недели только усилилась. А это очень показательный индикатор отношения Златоглавой к тому или иному региону.

И ОРТ, и РТР, и НТВ следуют принципу "О Красноярске либо плохо, либо ничего". На щит поднимаются и серьезные глобальные темы вроде конфликта края с Таймыром, и совсем уж локальные события вроде побега рецидивиста из Березовского районного суда. Масштаб не важен, главное - подчеркнуть, что в Красноярском крае царит хаос и пора делать соответствующие оргвыводы. Не исключено, что за этими сюжетами (известно, насколько "неподкупно" наше телевидение) стоят многочисленные противники Лебедя, обладающие достаточными средствами, чтобы заплатить за заказные материалы (например, сторонники Быкова и господа из "Норникеля"), но все же в силах Кремля приостановить поток негативной информации о Красноярском крае. Однако этого не происходит.

Впрочем, экономический удар, который нанес федеральный центр по Красноярскому краю, по своим последствиям пострашнее информационной атаки. Повышение зарплаты бюджетникам в 1,89 раза до сих вызывает недоумение у многих экономистов, которые не могут понять, откуда взялась эта цифра. Но правительство приняло решение, и его надо выполнять. С учетом пустой краевой казны и увода в федеральный центр самых собираемых налогов сделать это практически невозможно. Получается классический замкнутый круг, который больше напоминает удавку на шее исполнительной власти. И пресловутая "оптимизация бюджета" (цена которой для многих жителей края будет очень высокой) с надеждой на какие-то субвенции из центра вряд ли серьезно изменит ситуацию.

А судьи кто?

Но многочисленных оппонентов Лебедя такое положение, похоже, устраивает. Одни хотят под шумок увести Норильск из-под юрисдикции Красноярска, другие лелеют наполеоновские планы по поводу губернаторства. На публике, правда, они произносят скорбные слова по поводу обвала экономики края и гневные речи в адрес бездарной политики Лебедя. В принципе, осуждать их за такой подход было бы наивно ("се человек, и ничто человеческое ему не чуждо"). Первыми на место катастрофы всегда слетаются мародеры. Каждый хочет воспользоваться моментом общей неразберихи и урвать свой кусок, в нашем случае - политические и экономические дивиденды.

Хотя некоторые вопросы все же остаются без ответа. Например, позиция красноярских думцев, которые сегодня клянут (и правильно) Лебедя за то, что он ничего не сделал для получения денег из федерального бюджета, и в то же время скромно умалчивают о своих наверняка "титанических" усилиях по выбиванию этих средств. Вообще-то, бюджет утверждается Госдумой, и представители регионов должны делать все возможное, чтобы лоббировать в главном финансовом документе России интересы своих земляков. Хотелось бы знать, сколько денег Клюкин, Зубов, Романов, Демин и другие наши избранники помогли получить краю в этом году.

В ожидании лесника

Большинство депутатов ЗС тоже не горят особым желанием помочь Лебедю заполнить "вакуум власти". Самое конструктивное, что слышится из краевого парламента, - это пожелание скорейшей отставки губернатора. Вариант. Правда, не совсем понятно, как сменщик Лебедя будет разрубать гордиев узел сегодняшних проблем. Конечно, несколько месяцев новому губернатору можно будет продержаться на PR-поддержке дружественных СМИ и сваливании вины на "тяжкое наследие", оставшееся от Лебедя. Но рано или поздно этот запал иссякнет, и что дальше?

Нынешний кризис, пожалуй, имеет только одну положительную черту: все очевиднее становится банкротство тех, кто мнит себя местной элитой. Вообще-то, власть предполагает прежде всего ответственность за судьбы тех, кто тебя избрал, а это очень нелегкий груз. Красноярский политический бомонд испытание тяжестью "шапки Мономаха" явно не выдерживает. В итоге у нас все может получиться, как в концовке известной притчи про зверей, которые долго пели, пили, веселились, а потом пришел лесник и всех разогнал.


http://old.anklyukin.ru/

Док. 333103
Перв. публик.: 20.02.02
Последн. ред.: 07.07.07
Число обращений: 397

  • Клюкин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``