В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Национальные проекты: российское общество и модернизация экономики Назад
Национальные проекты: российское общество и модернизация экономики
Основные приоритеты социально-экономической политики на долгосрочную перспективу были сформулированы в предыдущие годы. В этом смысле нынешняя политика сохраняет полную преемственность. Как и прежде, "основные усилия направлены именно на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан",- подчеркнул Президент России в своем Послании "Главная задача - сбережение нации". В своем Послании, озвученном 26 апреля 2007 г., Владимир Путин дал также высокую оценку приоритетным национальным проектам, главная цель которых - инвестиции в человека, в повышение качества жизни.
Собственно сама идея национальных проектов впервые была сформулирована в Послании Президента Российской Федерации в 2004 г. причем приоритеты, о которых говорится там, по своему содержанию включали и социальные и инфраструктурные проекты. Но именно там впервые был сформулирован так называемый проектный подход к решению важнейших проблем, существующих в нашей жизни. Позже, 5 сентября 2005 года, В. Путин применил идею приоритетных национальных проектов к решению четырех наиболее острых социально-экономических проблем. Идею не только и даже не столько технологическую, как к ней до сих пор относятся в нашей стране, но по сути своей концепцию проекта по созданию новой экономики и нового общества, в основе которых лежит талант и творчество российской нации.
Важно подчеркнуть, что практическая возможность реализации идеи приоритетных национальных проектов появилась в результате опережающего развития нашей экономики в последние годы. Именно поэтому высокие темпы роста экономики, по заявлению Президента, остаются "абсолютным приоритетом" в стратегии социально-экономического развития России. Также как и задача сохранения финансовой стабильности. Оба эти условия должны обеспечить решение главной задачи - опережающего развития в интересах сбережения нации.
Симптоматично, что выступая в Конгрессе США в феврале 2006 года, Президент Дж. Буш заявил: "Конкурентоспособность Америки во многом зависит от таланта и творческой энергии американцев". Этот мотив стал основной аргументацией в пользу выдвижения новых программ развития науки и образования в Америке. И это никого в США не удивило: все уже привыкли к вниманию высшего руководства этой страны, так было, в частности, и во времена Президента Дж. Кеннеди, особенно после первого в истории человечества полета Ю. Гагарина в космос, к областям, определяющим уровень развития потенциала человеческой личности.
В России пока что не произошло такого сдвига в общественном сознании. Во многом из-за того, что, как справедливо отметил политолог С. Шелин, "технократическое мышление наших верхов порождает технократические формулы, проходящие мимо сознания низов".
А между тем, это непонимание масштабности идеи сказывается на эффективности ее реализации. Тем более что еще от не столь отдалённого прошлого у народа остались воспоминания о "Продовольственной программе" Л. Брежнева, о "Жилище-2000" М. Горбачева, а до всего этого мегапроекта "построение коммунизма" периода Н. Хрущева.
Непонимание существует и у части элит. Прежде всего, самой сути и масштаба этой идеи. Вот почему дискуссия о национальных проектах, развернувшаяся в последнее время в СМИ и общественно-политических кругах, требует прояснения ряда принципиальных, методологических моментов. Расхождение в их понимании ведет, в том числе, и к ослаблению практических результатов.
Содержание и суть национальных проектов
Национальные проекты - значительно более многомерное явление, чем принято считать сегодня. Это и сама общественная задача, и технология ее решения одновременно. Иными словами, проекты - не только формулирование наших проблем, а следовательно, приоритетов социально-экономического развития, но и определенная совокупность методов и приемов достижения поставленных целей. Определение "национальный" также не случайно. Этот термин указывает на то, что предложенные В. Путиным проекты изначально рассматриваются не только как федеральная инициатива, но и обращены к региональным и местным элитам, а также, что важно подчеркнуть, ко всему обществу, всем его институтам: партиям, общественным организациям, творческим и профессиональным союзам, бизнесу.
Этот вывод важен, например, для понимания того, что финансовые и организационные масштабы проектов отнюдь не сводятся только к выделенным федеральной властью ресурсам - порядка 13700 млрд. руб. Сами эти выделенные ресурсы могут составить в будущем до 10% от всех привлеченных бюджетных и внебюджетных средств (в послании Президента России названа сумма в 5-10%). Но не это главное. Политическая и финансовая поддержка со стороны федеральной власти означает недвусмысленные государственные гарантии исполнения проекта. А это - главное.
Наконец, с пониманием термина "проект" тесно связано и понимание приоритетов. Работа над проектом требует понимания не только целей, которых необходимо достичь в ходе работы над приоритетом, но и установления конкретных сроков. Именно в рамках этих сроков должен быть достигнут определенный уровень, "контрольные цифры" проекта.
Как видно, национальные проекты принципиально отличаются от программ, даже крупных, федеральных. Программа - способ поэтапной организации деятельности по развертыванию какой-либо работы. Ее конечная цель всегда формулируется как возможная, желательная. Она может быть отдалена во времени весьма существенно. Для работы по программе не создается какого-либо особого механизма реализации и контроля. В противовес этому: а) проект должен в краткосрочной перспективе (два-три года) привести к запланированным промежуточным или окончательным результатам; б) работа над проектом строится в рамках специально созданного механизма реализации проекта (Совет по реализации приоритетных нацпроектов, который возглавляет Президент, его президиум, отраслевые министерства, межведомственные рабочие группы, соответствующие органы регионального уровня); в) контроль за работой над проектом осуществляет целая система контрольных инстанций (президентский контроль, парламентский контроль, прокуратура и др.).
В действительности, национальные проекты по своему содержанию предполагают реализацию стратегических целей и набор мер самого широкого спектра, в частности:
концентрацию финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития нашей страны. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию, проводившегося в предыдущие пять лет. Как подчеркнул Президент России в своем послании, "...экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами";
выбор общенациональных приоритетов, который определялся, во-первых, их ролью в развитии потенциала человеческой личности, а, во-вторых, тем, что от них во многом зависит качество жизни человека и социальное самочувствие общества. Надо сказать, что и первая, и вторая задачи - стратегические. Национальные проекты следует рассматривать в этой связи лишь как первый этап, за которым обязательно последует продолжение - более масштабное и, конечно же, более эффективное, с учетом вносимых в ходе реализации первого этапа корректив;
поиск эффективного варианта общественного и государственного развития, "масштабный эксперимент", т.е. разработка нового алгоритма развития общества и государства в условиях глобализации. Особенно важно подчеркнуть, что вариант эффективного развития был выбран после завершения восстановительного, "стабилизационного" периода. Основными задачами последнего было преодоление острых кризисных явлений в российском государстве и обществе, сглаживание диспропорций в государственном строительстве и социальной сфере.
важная роль при реализации нацпроектов принадлежит усилиям по консолидации российского общества и российских элит, переводу взаимоотношений между ними из конфронтационного русла в область сотрудничества. Многочисленные встречи руководителей нацпроектов с представителями различных слоев общества нацелены на решение стратегической задачи - консолидации элит. В результате встречи руководства страны с представителями бизнеса, в апреле 2007 года, например, была обсуждена проблема взаимодействия власти и бизнеса по нацпроектам, с целью повышения качества и доступности образовательных услуг.
разработка наиболее эффективных способов опережающего экономического развития, когда перед Россией стоит задача в короткие исторические сроки преодолеть разрыв, сформировавшийся за последние десятилетия между нашей страной и наиболее развитыми государствами. Это и разрыв в ВВП на душу населения, и существенный разрыв в уровнях научно-технического и технологического развития. Эта идея еще раз была акцентирована в президентском послании: "Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, об этом ранее много говорили, приданию ей инновационного качества. Считаю, что предпринимаемые Правительством шаги в этом направлении правильны, но при этом отмечу следующее. Во-первых, государственные инвестиции необходимы, конечно, но они - не единственное средство достижения цели. Во-вторых, важен не столько их объем, сколько умение правильно выбрать приоритеты...";
создание новых институциональных механизмов, которые бы позволили использовать более эффективно государственные и общественные ресурсы. Именно это имел в виду Президент России, обращаясь в своем послании к Федеральному Собранию: "Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд - всё это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности". Так, в ходе реализации нацпроектов на состоявшейся в апреле 2006 года встрече с ведущими предпринимателями страны, была выдвинута идея создания так называемых эндаументов - финансовых фондов, прибыль от коммерческой и инвестиционной деятельности которых идет исключительно на благотворительные цели и не облагается налогами;
наконец, решение фундаментальной, или как сказал президент "самой острой проблемы современной России" - демографической. Эта задача, которая является для России критически значимой, впервые была "технологизирована" в Послании Президента. В настоящее время разрабатываются экономические и юридические механизмы ее решения. Демографическая проблема - это масштабы и качество человеческого капитала, которые в возрастающей степени определяют главные параметры хозяйства каждой страны и, в конечном счете, ее конкурентоспособность. Совершенно очевидно - демографическая проблема имеет не только количественное, но и качественное измерение.
В определенном смысле национальные проекты, при всем их конкретном, даже прагматическом наполнении, - это концепция новой политической философии развития государства и общества, апробирование новой стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, как подчеркнул в Послании Президент, "на ближайшие десятилетия".
Национальные проекты и решение основных задач развития
Завершение к 2006 году периода "стабилизации" в России вплотную поставило вопрос о выборе дальнейшей стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. Важным элементом такой стратегии стала идея приоритетных национальных проектов. И развернувшаяся в стране дискуссия подтверждает, что эта инициатива нашла отклик в общественном сознании. Не случайно социологические опросы, проведенные в марте 2006 года, показывают, что уже более 30% граждан верят в положительные результаты реализации национальных проектов.
И еще одна важная особенность: само появление идеи национальных проектов снижает все еще недопустимо высокую планку социального пессимизма, существующего в общественном сознании России. К слову сказать, по мнению авторитетных западных экспертов, одним из важнейших показателей человеческого потенциала является даже не благосостояние населения, а его благополучие (life satisfaction). Складывается впечатление, пока еще, может быть, самое предварительное, что мы наконец-то выходим на верный вектор развития. Мы теперь не только думаем правильно, начали говорить правильные вещи, но и начинаем делать то, что требуется современному обществу и государству. Это означает, что выход из мировоззренческого кризиса неизбежно приведет к невиданному прежде динамизму социально-экономического развития.
И не случайно Президент страны дважды в своем послании этого года подчеркнул, что "...возросшие экономические возможности позволили нам направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, а по сути, - в рост благосостояния людей, в завтрашний день России" В определенном смысле приоритетные национальные проекты следует понимать не только как "масштабный эксперимент", призванный убедить граждан в правильности выбора алгоритма развития, но и как демонстрацию появившихся материальных возможностей этого выбора, возможностей нашего общества и государства, о чем говорил Президент России.
В этом смысле выбор приоритетов при определении национальных проектов не случаен. При всей очевидности улучшения макроэкономических показателей и укрепления позиций российского государства перед обществом и властью в 2007-2008 годах будут стоять следующие первоочередные проблемы, решение которых во многом будет зависеть и от эффективности реализации национальных проектов:
Существование слишком большой части населения с низкими и очень низкими доходами, что существенно сказывается на жизни граждан. К сожалению, за последние годы эта часть граждан сокращается слишком медленно. Соответственно одним из следствий этого является и демографическая ситуация. По оценке известного социолога и демографа, профессора Оксфордского университета М. Саггеруйэйт, такое положение "...для демографа означает гуманитарную катастрофу, если не полный коллапс". И далее она делает принципиальный вывод: "Ни один наиболее высоко ценящийся на мировых рынках ресурс не сможет быть использован во благо страны при отсутствии гарантированного здоровья и жизнеспособности человеческих ресурсов".
Эта точная мысль известного демографа еще раз иллюстрирует главную идею президентского послания, сформулированную в простом и ясном вопросе: "...для кого мы все это делаем?".
Приоритетные национальные проекты направлены на то, чтобы целенаправленно и эффективно, "точечно" исправлять эту ситуацию. "Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта, - приводит пример в своем послании президент России, - направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств".
Следствием социально-экономического неблагополучия во многом является и невиданное число смертей, психических заболеваний, насилия, самоубийств и нетерпимости, угрожающих внутриполитической стабильности в стране. По данным за 2001 год, например, не менее 8,7 млн. россиян имели серьезные психические расстройства, а потери от самоубийств за последние 15 лет составили более 800 тыс. человек, т.е. примерно 56 тыс. ежегодно. Это 36-38 человека на 100 тыс. граждан, при критической норме ВОЗ - 20 человек и среднемировой - 14,6 человек на 100 тыс. граждан.
Именно такое критическое положение имел в виду президент России, характеризуя в качестве главного приоритета изменение демографической ситуации: "Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности".
Необходимость обеспечения "мощного рывка", как сказал Президент, в традиционно сильных для страны областях, таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, атомная промышленность, авиастроение, - которые могут и должны стать локомотивами развития экономики, "превратить Россию в экспортера интеллектуальных услуг".
Другая проблема: Россия теряет свои позиции в области науки, образования и других областях, определяющих сегодня темпы экономического роста и благополучия граждан. Так, на встрече по нацпроекту в области образования, С. Вайншток прямо заявил: "...государственная система подготовки кадров находится в неудовлетворительном состоянии". На этой же встрече, по признанию участников, другой предприниматель - г-н Лисин - "в пух и прах разнес качество подготовки в отечественных вузах".
Именно цель существенного повышения качества образования преследует реализация национального проекта "Образование": необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования. Президент В. Путин в этой связи в послании подчеркнул: "России нужна конкурентоспособная образовательная система". В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований.
Повышению качества образования будет содействовать создание системы объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний. Необходимо, по мнению Президента, в широком, открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов вузов.
Сохранение высоких темпов инфляции, которая в наибольшей степени затрагивает наименее обеспеченные слои общества, составляющие большинство граждан России. По некоторым оценкам, около 80% населения. Для некоторых социальных групп годовая инфляция в 10,9% составляет потери в доходах 20-25%. Эти потери не компенсируются ростом душевого дохода в стране.
Другая проблема - темпы роста человеческого потенциала - главного фактора развития, которые сегодня явно неудовлетворительны по многим параметрам. Потенциал развития личности, его увеличение, должны стать основным критерием эффективности работы исполнительной и законодательной власти, а в целом - экономической политики и деятельности всех государственных и общественных институтов. Очень точную оценку ситуации дали эксперты А. Ивантер и Е. Шохина: "Когда мы вдруг осознали, что ряд отраслей и подотраслей некогда могучего хозяйства безвозвратно утрачены, а наши традиционные преимущества в виде естественных безграничных ресурсов и уникального человеческого капитала вовсе не так безграничны и уже не то что не уникальны, а в массе своей весьма посредственны, вопрос выстраивания долгосрочной стратегии создания конкурентоспособности экономики встал ребром".
Результатом совокупности этих проблем становится существующая социально-политическая атмосфера в обществе, которая характеризуется растущими требованиями социальной справедливости. Известный экономист Ю. Попов недавно заметил: "При великом долготерпении нашего народа, в России кровавые события чаще всего возникали на почве социальной несправедливости".
Именно эта мысль представлена и в самом начале президентского послания - принцип социальной справедливости находит отражение в стратегических задачах, сформулированных Президентом России. Речь идет о борьбе с бедностью, а также о национальных проектах, призванных реализовать одну из важнейших конституционных норм - Россия является социальным государством. Президент обнажил эту проблему в своем послании со всей безжалостностью, признав "низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу". Подчеркнув при этом: "понятно - почему".
Относительно выбора (или создания) новых механизмов реализации поставленных приоритетных задач, необходимо отметить, что проблемы сохраняются. В основном - это системные управленческие вопросы, а также известные всем общие барьеры на пути эффективного рыночного регулирования.
В действительности содержание национальных проектов имеет серьезное политическое последствие. С общественно-политической точки зрения, успех или неудача в реализации нацпроектов связаны с серьезными политическими рисками. Прежде всего, исторически, общественное мнение страны скептически относится к декларируемым, масштабным целям.
Но не только это. В России не существовало эффективных государственных и рыночных механизмов для реализации крупных общенациональных задач. За исключением, пожалуй, периода, когда за них отвечал И. Сталин, используя соответствующие административные методы. Сегодня нужно не восстанавливать, а заново создавать эти механизмы.
Национальные приоритеты и модернизация экономики
Определение национальных приоритетов в модернизации экономики - главная задача переходного периода от экономической стабилизации к дальнейшему развитию. В 2006 году стало окончательно ясно, что даже "опережающие" темпы роста российской экономики, достигнутые в последние годы, не смогут радикально сократить разрыв между Россией и ведущими странами мира в долгосрочной перспективе. По различным оценкам, сохранение нынешних темпов роста экономики, которые превышают темпы роста в развитых странах (примерно 6% и 3% соответственно), позволит достичь нынешнего среднедушевого дохода, например, в США только к 2035-2050 годам. К тому времени этот душевой доход, и объем мировой экономики вырастут на 90-110%. Отставание, причем качественное, сохранится. Оно будет уже не в 8-10 раз, а в 2-3 раза, но будет.
Такая перспектива неизбежно ставит много вопросов, поскольку качественное отставание в условиях глобализации предопределяет не только возможности государства сохранить свой суверенитет, но и нации - свою идентичность. Проблема достижения уровня передовых государств, таким образом - это не только экономическая и социальная проблема, но и политическая, а также проблема национальной безопасности. В конечном счете, это проблема, как это ни пафосно звучит, сохранения нации.
В этой связи особенно остро стал вопрос выбора наиболее эффективной экономической модели государственного и общественного развития. Стабилизационный, восстановительный период экономического развития заканчивается. Ориентировочно уровень ВВП РСФСР 1990 года будет достигнут в 2007 году. Возникает вопрос: что дальше? Продолжать использовать экстенсивную модель развития, ориентированную на сырьевые ресурсы, или выбирать новую. Принятие решения о реализации национальных проектах означало, что руководство страны готовится к принятию модели интенсивного экономического и социального развития страны, ориентированной на Человека.
Этот выбор был подтвержден Президентом в его послании Федеральному Собранию, в котором ясно сформулирована модель экономического развития: при сохранении достигнутой финансовой стабильности "экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами".
При этом в качестве локомотивов развития Президент выделил ведущие наукоемкие отрасли, способные обеспечить России конкурентоспособность в мире - атомную промышленность, коммуникации, космос и авиастроение, энергетику. Все это позволит стать стране "экспортером интеллектуальных услуг".
В последние десятилетия отраслями, определяющими уровень научно-технического прогресса, темпы развития экономики и общества стали образование, наука, здравоохранение, а в целом - вся социальная сфера, связанная с ростом человеческого потенциала. Именно они сегодня обеспечивают наиболее высокие (и что особенно важно - устойчивые) темпы развития тех государств, которые 10-15 лет назад сознательно сделали ставку на эти области, стали мировыми лидерами. Это Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания. Именно они сегодня занимают ведущие места в рейтингах по качеству жизни, обладают самым высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Поэтому, определяя в 2005 году, в качестве приоритета социально-ориентированные области, объединяемые в национальные проекты, Президент России обозначил будущие общенациональные приоритеты на стратегическую перспективу, высылая "передовой отряд" будущей экономики знаний. Этот, используя его выражение, "масштабный эксперимент", должен содействовать переходу от преимущественно экстенсивной модели развития к интенсивной, от количества к качеству экономики знаний.
В этой связи важно подчеркнуть некоторые финансово-экономические особенности национальных проектов.
Во-первых, реализация национальных проектов не предполагает, а исключает простое дополнительное финансирование отдельных отраслей экономики. Выделяемые средства целевым образом, адресно направляются на решение абсолютно конкретных задач. При этом предполагается, и такие расчеты уже отчасти оправдались, что эти федеральные ресурсы будут существенно дополнены региональными и местными источниками, что в свою очередь, будет способствовать привлечению частных инвестиций. Встречи с предпринимателями демонстрируют готовность отечественного бизнеса к участию в таких проектах.
Во-вторых, реализация национальных проектов должна привести к дополнительным усилиям по модернизации отдельных отраслей и целых сфер общественной жизни, совершенствованию нормативных и институциональных механизмов. В частности, предполагается в качестве универсального метода, использовать принцип "деньги - услугополучателю".
Очевидно, что реализация нацпроектов приведет к неизбежному росту производственных мощностей. Так, уже сегодня строительная отрасль промышленности работает практически на пределах своих возможностей. Соответственно, появление новых возможностей по приобретению жилья приведет к ускоренному росту строительной и смежных отраслей промышленности.
Еще более впечатляющим, с этой точки зрения, должен выглядеть нацпроект в аграрной области. И не только потому, что за последние десятилетия ей уделялось мало внимания, но и потому, что эта отрасль во многом определяет уклад огромного социального слоя граждан, сохраняющих свою самобытность и культуру. По сути дела нацпроект в аграрной области это социо-культурный проект всей нации. Президент В. Путин в этой связи в своем последнем Послании подчеркнул: "Нацпроект в области аграрно-промышленного комплекса не только доказал свою эффективность, но и продемонстрировал огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства. Помог развитию инициативы и предпринимательства в деревне. В результате - впервые за многие годы удалось остановить ряд негативных тенденций. Более того, для всех стало очевидно, что сельское хозяйство - это перспективная и потенциально высокотехнологическая отрасль нашей экономики. Примечательно замечание известного эксперта А. Ивантера: "Проблема сельского хозяйства состоит в том, что у нас там до сих пор живет и работает очень много людей. В США сельский производитель составляет 4% населения (на самом деле в это число входят и работники рыбной и лесной отраслей), он себя и свою страну кормит, и еще на экспорт остается".
Реализация нацпроекта в области сельского хозяйства неизбежно приведет к крупным социальным и культурным изменениям, создаст определенные условия для возрождения целого социального слоя наших граждан, а по большому счету - оживит страну.
В-третьих, национальные проекты рассчитаны не только на среднесрочную перспективу.
Более того, сами идеи, заложенные в концепцию национальных проектов, предполагают их долгосрочный, стратегический характер. При этом важно отметить, что в ходе их реализации, на отдельных этапах будут регулярно подводиться промежуточные итоги, вноситься коррективы по их модернизации. Эти коррективы уже вносятся: предварительные итоги реализации нацпроектов показывают, что в той или иной мере такие коррективы уже необходимы всем нацпроектам.
При этом на каждом из этапов ожидается получение вполне конкретных, осязаемых для граждан результатов. Понятно, что в зависимости от этих результатов возможны и вероятны решения по расширению масштабов нацпроектов, распространения их на смежные области. Так, уже очевидно, что вслед за образованием неизбежно наступит очередь и нацпроектов в науке, а далее - культуре. Опыт нацпроекта "Образование" должен помочь в скорейшей реализации этих идей.
В-четвертых, принципиально важно ясно представлять разницу между нынешней экономикой, критериями которой являются макроэкономические показатели, и будущей, когда нацпроекты выступают средствами решения общенациональных задач, механизмом реализации поставленных приоритетов. Если сохранение макроэкономической стабильности является средством, условием для развития экономики, то нацпроекты - собственно механизмы такого развития, направленные на качественные структурные изменения в экономике страны, и, прежде всего, достижение ее большей наукоемкости, ориентированности на человека.
В-пятых, национальные проекты - совершенно новый подход к экономической политике, когда перед обществом и экономикой ставятся конкретные, четко сформулированные и ясно обозначенные по срокам задачи. В отличие от программ всех видов, включая целевые и отраслевые, нацпроекты организационно, финансово, социально - являются принципиально новыми механизмами достижения целей социально-экономического развития. Так, проектные меры, по мнению президента России, должны стать стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях экономики. В частности, в ходе конкурсов среди инновационных школ и передовых педагогов должны быть разработаны критерии оценки качества услуг. И не только в образовании, но и во всей социальной сфере.
Наконец, в-шестых, реализация национальных проектов должна стать "катализатором" в развитии важных отраслей экономики. Прежде всего экономики знаний, где особую роль играет образование и здравоохранение. Но не только. И в традиционных отраслях, например, строительстве, реализация нацпроекта "Доступное жилье" потребует неизбежно роста мощностей. Уже требует.
Национальные приоритеты и развитие российского общества
Качественное улучшение макроэкономических показателей экономического развития России пока не привело к радикальному улучшению социально-экономической ситуации в стране. Достигнутая внутриполитическая стабильность, как важнейшее условие продолжения модернизации, может быть поставлена под угрозу. Основные причины в этом отношении следующие:
чрезвычайно высокая доля граждан, проживающих на уровне бедности и ниже черты бедности. Рост доходов этих граждан, съедаемый во многом инфляцией, не позволяет перейти им в группу более обеспеченных граждан, воспользоваться результатами политической и экономической стабилизации, что, в свою очередь, затрудняет формирование значительного среднего класса;
недопустимо высокий уровень социального пессимизма, чувства социальной несправедливости, о котором говорил Президент России в самом начале своего ежегодного послания: "И понятно - почему".
Есть и другие, в т.ч. внутриполитические причины. В этой связи формирование социально направленных приоритетов, а также создание механизмов их реализации в форме нацпроектов, стало актуальной задачей в 2005 году для руководства страны.
В последние годы власть сознательно сделала ставку на формирование партийно-политической системы в стране и содействие развитию институтов гражданского общества. Этому стратегическому курсу в полной мере соответствует идея национальных проектов, основное политическое содержание которой заключается в сознательном вовлечении всех институтов гражданского общества в процесс модернизации страны и самого общества. Примером тому могут послужить инициативы в области волонтерства и благотворительности.
Развитая система оказания благотворительной помощи значительно облегчит решение многих сложных социальных задач. Именно так это и происходит на Западе. В Англии, например, больше половины социальных услуг предоставляется населению негосударственными общественными организациями, а в США в последние годы объемы финансирования негосударственными организациями социально значимых программ превысили 200 млрд. долл. в год. Надо подчеркнуть, что это общемировая тенденция: государство все больше уступает свое место в социальной защите граждан обществу, его институтам в лице общественных организаций.
Страна вступила в стадию модернизации социальной сферы, и превращение ее из архаичного собеса в современную форму развития человеческого капитала является серьезной задачей. Сама реализация национальных проектов возможна только в результате солидарных действий государства и общества.
В настоящее время, по имеющимся данным, в России насчитывается примерно пять тысяч благотворительных организаций и фондов. И число их постоянно увеличивается. Каждая из компаний, входящих в сотню крупнейших коммерческих предприятий России, ежегодно в среднем тратит примерно по 50 млн. долларов на благотворительные цели. Оборот средств общественных организаций, в том числе и благотворительных, достигает уже приблизительно 1,5 процента ВВП.
Происходит возрождение русских традиций меценатской деятельности. Причем среди участников такой деятельности становится все больше не только крупных компаний, но и отдельных граждан. Инициативность и неравнодушие людей к существующим проблемам являются связующим звеном между обществом и государством и серьезным лекарством от пассивности.
Национальные проекты в этом смысле являются средством организации и мобилизации всего общества, его политического класса и деловых кругов в решении общенациональных задач.
Необходимо подчеркнуть, что эффективная реализация и модернизация национальных проектов возможна только при создании устойчивой обратной связи с двумя крупными социальными группами российского общества. Во-первых, тех, кому предназначены результаты национальных проектов. Это миллионы учителей, врачей, в целом граждан, занятых в сфере науки, образования, здравоохранения, агропромышленном комплексе, строительной отрасли промышленности. Во-вторых, это те, кто должен реализовывать национальные проекты. Прежде всего, это общественные организации и другие институты гражданского общества, объединяющие сообщества учителей, врачей, ученых.
Выдвижение и реализация нацпроектов изначально предполагала, что они станут инициативой, привлекающей внимание общественного мнения. Это, можно сказать, произошло. Результатом стала общенациональная дискуссия, многочисленные конференции, круглые столы, пристальное внимание прессы. Потенциал модернизации нацпроектов, имеющий очевидную социальную направленность, должен неизбежно добавить оптимизма обществу, стать знаковым политическим решением.
Необходимо напомнить, что с политической и социальной точек зрения, выдвижение нацпроектов сопровождалось определенным скепсисом, который в целом исчезает достаточно быстро. Общество убедилось, что эта инициатива не стала тактической пропагандистской акцией, а представляет собой долгосрочную стратегию развития страны. Опросы общественного мнения, проведенные в марте 2006 года, показывают, что более 30% граждан знают и поддерживают эту инициативу и только 15% относятся к ней по-прежнему скептически.
В Кургане специалисты муниципальной методической службы, например, провели экспресс-опрос 377 руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, чтобы обобщить мнения педагогов о национальном проекте "Образование", который реализуется в регионе с начала 2006 года. В результате опроса выяснилось, что педагоги надеются прежде всего на повышение статуса учителя и образования в России благодаря реализации национального проекта. В то же время, отметим, на вопрос, что для вас национальный проект "Образование", наибольший процент опрошенных - 41,5% - ответили "дань моде", 31,7% считают, что это "реальная перспектива", еще 22% - "и то, и другое", затруднились ответить 4,8%. Учитывая короткий "разгонный" период эти цифры - оптимистичны.
Будущее нацпроектов
Будущее национальных проектов зависит, прежде всего, от эффективности достигнутых результатов. И не только конкретных, социально-экономических, но и политических. Позитивный эффект должен привести к:
- Созданию эффективной экономической политики государства и общества, основной целью которой будет развитие потенциала человека, "сбережение человека" и всего российского общества. Это будет также означать, что страна окончательно и сознательно выбрала приоритеты развития, внесла существенные коррективы в социально-экономическую политику, характерную для этапа стабилизации. И в этом заключается главное, политическое значение "масштабного эксперимента".
- Выработке новых механизмов развития общества, экономики и государства, соответствующих уровню ХХI века и эпохе глобальной конкуренции в мире. Возможные, даже неизбежные трудности, прежде всего бюрократического характера, должны быть устранены уже в процессе создания такого механизма. Первый опыт показывает, что такие проблемы уже возникают.
- Утверждению новых приоритетов в развитии общества и государства, переосмыслению принципиальных положений об интересах национальной безопасности, базовых ценностях и стратегии развития. Собственно это уже происходит. В Послании президента России ясно расставлены акценты, выраженные в самом названии: "Главная задача - сбережение нации".
- С точки зрения международной, дан ясный и четкий политический сигнал того, что правящий класс России не согласен с ролью нашей страны как сырьевого придатка и будет способствовать её участию в мировом соревновании в конкурентоспособности, соревновании в "экспорте интеллекта".
Предварительные результаты
Предварительные результаты уже имеются. Причем самые разноплановые. К сожалению, не только положительные. Как и любой новый масштабный проект, как любая новая идея национальные проекты требуют корректив, иногда существенных. В доработке нуждаются все нацпроекты. Так, чтобы качественно улучшить ситуацию в образовании, необходимо принять новые законы, в том числе и об образовательном рейтинге, ресурсном капитале развития вузов, профессионально-техническом образовании.
Разработчики нацпроекта "Развитие АПК" очевидно недооценили готовность российских аграриев взять значительно больше кредитов, чем запланировано государством. Наиболее сложным для реализации - и это, наверное, естественно, - стал нацпроект "Доступное жилье", в котором аккумулировались все накопившиеся проблемы нашего общества. И социальные, и финансовые, но, главное, институциональные. Так, стало очевидно, что без вовлечения земли в оборот проект будет буксовать, как бы успешно ни решалась задача ипотечного кредитования.
Вместе с тем появились уже и первые конкретные позитивные результаты. Так, например, завершается отбор вузов-претендентов на 10 млрд. руб. в рамках нацпроекта "Образование": конкурсная комиссия определила группу из 28 финалистов, из которых 17 уже в нынешнем году могут получить до 1 млрд. рублей.
Практическая реализация национальных проектов идет, причем нарастающими темпами, в соответствии с теми сетевыми графиками, которые были утверждены. Планомерно увеличиваются масштабы работ, получены и первые конкретные результаты. Так, в плановом режиме осуществляются выплаты медицинским работникам первичного звена и классным руководителям. Еще один важный результат проектной работы - использование родовых сертификатов. Жизнь показала, что такая форма помощи оказалась не просто востребованной - она подтвердила эффективность подхода, при котором деньги идут за пациентом. Всего сертификатов на сегодняшний день оплачено на сумму более 1,5 миллиарда рублей. Неслучайно Президент России в своем послании развил эту идею, предложив увеличить их стоимость в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а в родильном доме - с 5 до 7 тыс. рублей.
Оценивая другую составляющую - итоги конкурсов по поставкам диагностического оборудования, предназначенного муниципальным амбулаториям и поликлиникам, важно подчеркнуть, что среди победителей тендеров весьма широко представлены отечественные производители. Более того, благодаря конкурсу удалось добиться экономии бюджетных средств. Это означает, что за тот же объем финансовых ресурсов будет закуплено больше медицинского оборудования.
Необходимо помнить, что с точки зрения политической, процесс консолидации общества и различных элит начался. Современные и безусловные для всех политических и социальных групп приоритеты не могут не стать консолидирующей основой. В стране началась дискуссия, причем преимущественно конструктивная: обсуждаются не только сами нацпроекты, но и приоритеты, механизмы их реализации. Более того, в обществе растет понимание того, что нацпроекты, такие, например, как "Образование", это ни много, ни мало проектирование собственного национального будущего. Общего будущего.
С точки зрения социальной, очевидна взаимосвязь нацпроектов, которая была выделена в Послании Президента: "Повторю, - подчеркнул В. Путин - возросшие экономические возможности позволили нам направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, а по сути - в рост благосостояния людей, в завтрашний день России". Действительно, в соответствии с проектом "Доступное жилье" ставки по ипотечным кредитам должны быть снижены в два раза, а их объемы - увеличены в три раза до 260 миллиардов рублей.
Образование, как известно, также имеет серьезную социальную составляющую, а именно: образование - тот социальный лифт, который позволяет молодежи из малообеспеченных семей не только сделать карьеру, но и обрести чувство социального оптимизма, надежду на лучшее будущее. Кроме того, образование - серьезный демографический фактор. По некоторым оценкам, "рост образования в России до известной степени противодействует росту смертности". Иногда эту разницу в средней продолжительности жизни оценивают более чем в 4 года.
С точки зрения идеологической, безусловно, наметилась тенденция формирования социально значимых передовых идей. Ни одна политическая сила или социальная группа не осталась в стороне. Идеи "сбережения нации", высказанные в послании Президента России, развития потенциала личности стали, например, господствующими не только на съезде "Единой России" в апреле 2006 года, но и в программах большинства других партий.
Меняется и тональность средств массовой информации. Может быть не столько в отношении самих национальных проектов - об этом, наверное, говорить еще рано, - сколько в отношении общенациональных приоритетов, идей и ценностей, объединяющих нацию. Как-то незаметно прекратилась критика относительно того, что у власти нет "внятной идеологии" и стратегии развития. Понятно, почему: система взаимосвязанных идей, приоритетов и ценностей, изложенная в посланиях Президента последних лет, и есть идеология. Идеология опережающего, инновационного развития. Идеология превращения государства и общества в "крупного экспортера интеллектуальных услуг".
С точки зрения информационной, можно констатировать, что значительная часть общества не только знает и поддерживает, но и начинает интересоваться и участвовать в реализации национальных проектов.
Важно, чтобы к этой работе в короткие сроки подключились регионы, поскольку информация, поступающая с местного уровня, воспринимается людьми как касающаяся непосредственно каждого.
В целом следует подчеркнуть, что основная цель реализации национальных проектов - улучшение качества жизни людей, укрепление государства, становится ближе, понятнее всему обществу, каждому отдельному человеку.


Сангулия М.Н.
аспирант Государственного НИИ
системного анализа Счетной Палаты РФ
2007-07-06
www.nasledie.ru

Док. 332670
Опублик.: 06.07.07
Число обращений: 2107

  • Сангулия Марина Нодариевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``