В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко о бюджете-2004. Назад
Владимир Катренко о бюджете-2004.
Ведущий - Андрей Светенко

ВЕДУЩИЙ: У микрофона Андрей Светенко, продолжает свою работу "Открытая студия". Накануне думский бюджетный комитет рекомендовал депутатам принять в первом чтении проект бюджета на следующий 2004 год. Основные параметры определены, но это не значит, во-первых, что все настроены так уж единодушно, а во-вторых, в конкретные строки бюджета, наверняка, будут внесены конкретные поправки и изменения. Подробнее об этом мы говорили с гостем студии Владимиром Катренко, председателем думского комитета по энергетике, транспорту и связи. Добрый вечер, Владимир Семенович.

Владимир КАТРЕНКО, председатель комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи: Добрый вечер.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот какое-то время казалось, что принятие бюджета на следующий год, это дело решенное, на протяжении думских каникул и вот так называемое нулевое чтение, состоявшееся до них об этом свидетельствовало. А сейчас с началом работы Думы вдруг выясняется, что не все столь безоблачно, и некоторые законопроекты, о бюджете пока речь не идет, даже отзываются из третьего чтения во второе. Все-таки будет принят бюджет в эту осеннюю пору?

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо. Я отношусь к той категории нынешних депутатов, благодаря усилиям которых правительству в течение последних лет удается и в процессе подготовки бюджета, и в процессе его обсуждения в Государственной думе, проводить это без особых таких вот революционных ситуаций, как это бывало лет 7, 8 или 10 назад. Вместе с тем должен отметить, что и текущий бюджет или бюджет, вот который мы предполагаем принять в первом чтении 19 сентября, по всей видимости в первом чтении будет принят подавляющим большинством депутатов, и концептуально он такого серьезного отторжения не вызывает. Хотя я не исключаю возможности, что многие из моих коллег или некоторые из моих коллег, конечно же, попытаются использовать возможность обсуждения бюджета для пиаровских целей. Думаю, что он в первом чтении будет принят без особых проблем, хотя, несмотря на то, что я, как я уже подчеркнул, являюсь одним из тех, кто помогает правительству его такому цивилизованному обсуждению в рамках парламента, считаю, что в процессе подготовки ко второму чтению нам есть о чем поговорить.

ВЕДУЩИЙ: Известно уже широкому кругу слушателей и тем, кто наблюдает за политикой, что как раз во втором и в третьем чтениях происходит, что называется, расписывание по графам и какие-то уточняющие показатели, касающиеся регионов, отраслей, отдельных производств, предприятий, и в этом смысле там возникает это словечко "лоббирование", хотя ничего, в принципе, плохого в этом нет, можно все превратить в нехорошее дело и сделать на грани дозволенного. Но в этом смысле, как вы полагаете, насколько претерпит изменения в последующих чтениях бюджет.

Владимир КАТРЕНКО: Проект федерального бюджета на 2004 год сохраняет в основном тенденции бюджетной политики последних лет и преемственность по отношению к бюджету текущего года. И основные показатели проекта составлены с учетом изменений налогообложения и формирования стабилизационного фонда, что, в общем-то, вполне объяснимо. Но я как, будем так говорить, сегодня человек и профессионал и руководитель комитета, который занимается сегодня проблемами отраслей, ведущих отраслей экономики страны, формирующих бюджет чуть ли не на две трети, считаю, что в процессе подготовки его ко второму чтению нам есть о чем побеседовать. И с депутатами нам есть о чем поспорить, и с правительством. Потому что несмотря на то, что приоритеты, которые обозначены в проекте лично меня и как гражданина и как депутата в основном устраивают, но, вместе с тем, есть моменты, по которым я хотел бы получить более внятные ответы. И я считаю, что такие разделы как промышленность, энергетика и строительство, а также транспорт, связь и информатика, могли бы рассчитывать на более внимательное к себе отношение, тем более, что остается актуальной фраза, которую не я произнес, но я ее неоднократно повторял, о том, что транспорт и связь, финансы, транспорт и связь - животворящая кровь экономки. С учетом масштабов, географического положения, климатических условий страны, в которой мы живем, это как ни что другое актуально.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот понимаете, бюджет часто сравнивают с пирогом, который делят и визуально и в прямом смысле этого слова. То обстоятельство, что усилено внимание к обеспечению безопасности, к нуждам армии, к перевооружению, к реформе в вооруженных силах, оно, конечно, далеко от того, чтобы сказать, что у нас военизированный бюджет, но, в то же время, естественно, где-то что-то прибывает, а где-то что-то убывает. Вот здесь вот какие-то коллизии, наверное, возникают.

Владимир КАТРЕНКО: Ну, все это вполне закономерно, закон маятника, он срабатывает во всех сферах и здесь в том числе, хотя я еще раз подчеркну, вот те приоритеты, которые обозначены в нынешнем проекте, они вполне обоснованы, они вполне объяснимы и соответствуют тем пожеланиям, которые были высказаны в ежегодном послании президента и тем тенденциям, которые проявляются в нашем обществе. Вместе с тем, как мы с вами, я думаю, если будем судить объективно, можем убедиться, вот то, что предприняты попытки укрепления вертикали власти, то, что сегодня очень серьезное внимание уделяется правоохранительной деятельности, что сегодня повышается спросы с отдельно взятого гражданина и с юридических лиц, то, что повышается требовательность к себе и окружающим, оно дает соответствующие результаты в экономике. Хотя есть спекуляции по поводу того, чем сильнее мы закручиваем гайки в вопросах правоохранительной деятельности, тем меньше остается возможностей на поляне предприимчивости, бизнеса - все это, я думаю, все это... от лукавого. Может быть резко сказано, но, тем не менее, я произношу это искренне. Есть масса примеров и в мире и в Западной Европе, когда склонность к порядку, склонность к пунктуальности, педантизму - оно только помогает. И развитию конкуренции, и развитию рыночных начал и, в том числе, развитию рыночных секторов экономики.

ВЕДУЩИЙ: Правительства во всех странах, кроме всего прочего, еще занимаются поисками новых источников пополнения бюджета как такового. Вот не в этом ли ряду стоит одна из новых инициатив, озвученных вице-премьером Яковлевым, о том, чтобы сделать платный проезд транзитный по территории России для заграничных водителей, так сказать, для тех, кто пересекает нашу территорию транзитом.

Владимир КАТРЕНКО: Я с глубоким уважением отношусь ко всем членам правительства и, в том числе, к новому вице-премьеру Яковлеву, и мне понятно его желание внести какую-то свежую лепту в работу правительство. Надо сказать, что подобная практика давно существует, и она применяется, в том числе и в нашей стране и, будем так говорить, если это не прямое взимание финансов где-то на границе входа и выхода из страны, то есть целая система различного рода международных соглашений, исходя их которых международные перевозчики, транспортные перевозчики, пересекающие страну или въезжающие в страну, подобного рода расходы несут посредством квот, всякого рода разрешений, лицензий и прочих атрибутов. Так что эта мысль, может быть, и оригинально звучит, но она уже давно применяется на практике. А если переносить ее в такую плоскость... как бы повышать вот это бремя для иностранных пользователей наших дорог, то надо ждать адекватной реакции и от правительств Западных.

ВЕДУЩИЙ: Да, как аукнется, так и откликнется. Вот свежий пример, это...

Владимир КАТРЕНКО: Тут надо, я считаю, в подобных делах, вообще в политике и в экономике, и при решении подобного рода и уровня вопросов, никогда нельзя делать порывистых движений.

ВЕДУЩИЙ: Да, это может привести если не к крупномасштабным таможенным войнам. Вот один только пример, значит, предложено нам повысить, ну тем, дилерам, кто торгует автомобилями "Шкода" чешского производства, на 6% таможенный тариф поднять в силу того, что аммиачную селитру они у нас обложили 35-процентным дополнительным сбором, вот, так сказать, экспортно-импортные барьеры. Ну вот, пожалуйста, будут страдать неожиданным образом совершенно третьи люди.

Владимир КАТРЕНКО: Ну это можно было предсказать.

ВЕДУЩИЙ: Вы сказали уже о транспорте, о том, что страна большая и широкая. В этом смысле, может быть, вот такие глобальные подходы, которые в праве и в силу своих полномочий осуществлять власть федерального уровня, все-таки по определению не до конца доходит до конкретного места, может быть и не должны доходить. Но вот пример, просто. Магаданская область - это область, в которую с материка можно только морем попасть, да? В этом смысле какие-то на региональном уровне программы развития транспортной сети, той же связи, коммуникаций, энергетики тоже, как вы их видите.

Владимир КАТРЕНКО: Да, проработки в этой области ведутся практически на протяжении всех последних лет, и сегодня в стране приступили к реализации так называемой транспортной политики президента по развитию трансконтинентальных магистралей. В частности Север - Юг, о начале функционирования или о начале реализации которого говорили почти год назад, и сегодня это подкрепляется, опять же, финансовыми ресурсами, которые закладываются вот в проект бюджета 2004 года, конечно, на строительство портов, на строительство магистралей, обустройство стоянок, сервисных станций, станций обслуживания. То же самое можно сказать, приоритетом можно было бы назвать и тот транспортный коридор, который носит название Восток - Запад. Вот в частности, что касается Магадана, что касается дальневосточных наших регионов, это тоже весьма актуально. В свое время и царское правительство прорабатывало вопросы более тесно связать восточные регионы с центральными и с западными, и в советские времена над этой проблематикой работали, и сегодня для руководства страны, для правительства и для нас как для представителей федерального органа власти, это продолжает оставаться актуальным, важным и значимым. Почему и мы в том числе, как представители профильного комитета, участвовали в обсуждении подобного рода вопросов и на заседаниях правительства и, в том числе, обсуждали у себя.

ВЕДУЩИЙ: В широком общественном мнении, конечно, вот такие речи о том, что надо строить, они никакого протеста или несогласия вызвать не могут по определению, но время сейчас такое, что первым делом возникает вопрос - откуда взять деньги. Если раньше все было в руках государства, один большой государственный карман и можно было бы только, так сказать, ждать, как там наверху решат, куда именно деньги всенародные потратить. Сейчас, наверное, речь идет о том, что можно было бы привлекать и инвестиции, заинтересовывать и отечественный бизнес и иностранный в строительстве дорог, в развитии связи и, в этом смысле, какие-то надежды или планы имеются инвестиционные?

Владимир КАТРЕНКО: Нет, я как раз и говорю о тех вещах, которые сегодня уже подкреплены цифрами в проекте бюджета как я уже сказал. И вот что касается осуществления проекта транспортного коридора Север-Юг, то здесь можно сказать, что от слов уже начали переходить к делам. И в проекте бюджета только на следующий год строительство паромного комплекса в городе Балтийске Калининградской области более 300 миллионов рублей в то время, когда в текущем году на эти цели планировалось всего 20 миллионов рублей, и на Махачкалинский порт 220 миллионов рублей, который является одной из узловых точек, вот именно связующий юг и север страны, в этом году планируется выделение, вернее, на будущий год планируется выделение 220 миллионов рублей, в то время как в текущем году всего 100 миллионов рублей. Это говорит о тенденциях. Кроме того, заметен рост вложения в порты Ленинградской области, это Высоцк, Усть-Луга - 901 миллион против 250 в текущем году. Хотя эти стойки являются коммерческими объектами, это опять же вот о роли инвестиций, о роли привлечения частного капитала, это лишний раз говорит о том, что это те области, которые сегодня являются привлекательными, и с одной стороны финансируются коммерческими структурами, с другой стороны их подкрепляют финансовыми ресурсами бюджета.

ВЕДУЩИЙ: Владимир Семенович, вот как вы считаете, это больше тактический или стратегический вопрос. Имеется в виду то, что вот сейчас XXI век, новые технологии, особенно в сфере коммуникаций, в сфере связи. Во многих регионах страны, даже европейской части, то, что принято называть глубинкой, отсутствует элементарная проволочная телефонная связь. Надо ли нам на это тратить деньги, или уж тогда пусть немного подождут и получат интернет-связь или современный мобильный телефон.

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо за вопрос. Я с удовольствием на него отвечу и думаю, что найду поддержку в лице огромного количества моих коллег, которые активно участвовали в подготовке законопроекта о связи, очень тяжелого, очень спорного, который мы обсуждали практически более чем двух лет. Так вот, как мне кажется, буквально перед летними каникулами мы проголосовали за него в третьем чтении, он вступает в силу, и мне приятно отметить, что в этом законопроекте нашли отражение пожелания широкого круга и специалистов, и наших соотечественников. Потому что благодаря усилиям, опять же, основного большинства депутатов, сегодня у нашего гражданина имеется право выбора - то ли абонентская, то ли повременная оплаты труда, кроме того, здесь нашли отражение очень универсальные подходы и решения, которые позволяют за счет специального фонда универсальной услуги, сегодня обеспечивать связью мы обязываем правительство. Сегодня, благодаря этому законопроекту, правительство просто обязано обеспечить связью основное большинство жителей нашей страны. Так вот благодаря вот этому фонду универсального обслуживания, который формируется за счет части отчисления абонентской платы, возможность провести телефонную связь, а не важно, каким видом связи вы пользуетесь, самое главное, чтобы вы имели возможность связаться. Есть возможность довести эту связь до любого самого отдаленного хутора, деревни, аула или поселка. И, как никогда, впервые появляется реальная возможность, что в течение определенного периода времени любой гражданин России будет свое конституционное право использовать полностью.

ВЕДУЩИЙ: Кроме того, что мы говорим, действительно, об удовлетворении нужд и потребностей граждан в коммуникации, в доступности связи, в информированности, ведь есть же такой аспект проблемы, как информирование населения и местных властей о всякого рода чрезвычайных ситуациях, в плане гражданской обороны. Вот недавний смерч, который в Курской области был, там выяснилось, что люди не были оповещены, так сказать, что-то не работает, сами по себе живут. И министр Шойгу говорил об этом как бы вот разводя руками: боже мой, а там, оказывается, и дозвониться-то даже не просто по личному делу, а по государственной надобности трудно.

Владимир КАТРЕНКО: Ну вот принятие подобного рода законов и поддержка инициатив лучших сынов своей страны, которых заботит не только проблема своего округа, но, в том числе, и тех отдаленных поселков, хуторов, станиц, деревень, она, может быть, и позволит нам вывести и страну и тот уровень услуг, который могут те или иные министерства и ведомства представить нашему среднему гражданину, на цивилизованный уровень. И если бы позволили, я еще раз вернулся к проекту бюджета. Считаю необходимым отметить ту ситуацию, которая складывается по отношению к угольной отрасли. Вот я затронул там разделы промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь и информатика. Вместе с тем, исходя их того, с каким жаром и с каким боем принималась энергетическая стратегия России до 2020 года, и какие приоритеты отдаются развитию угольной отрасли, с учетом тех пожеланий, которые высказывал президент, в том числе на Госсовете в августе прошлого года по отношению к приоритетам развития угольной промышленности, мне кажется, в нынешнем проекте бюджета отношение к этой сфере могло бы быть лучше. Поэтому я считаю, что при подготовке проекта бюджета ко второму чтению, нам есть о чем пообщаться со специалистами и, выслушав аргументацию друг друга, поискать какие-то решения.

ВЕДУЩИЙ: Я хочу подхватить эту тему. Дело в том, что я вот освещал поездку президента в августе прошлого года и на этом Госсовете в Междуреченске, на шахте Распадская присутствовал, для себя тогда узнал много нового и интересного, как принято говорить, и, в частности, от губернатора области господина Тулеева то, что он так активно и позитивно ратовал за приватизацию отрасли и находил много позитивных сторон в этом деле. И в качестве обратного примера назывались вот проблемы, которые испытывает угольная отрасль на европейском севере России. В этом смысле какие-то изменения ожидаются?

Владимир КАТРЕНКО: Я думаю, что общими усилиями нам удастся сдвинуть ситуацию. Хотя, если быть объективным, в принципе, положительные подвижки наметились даже не вчера и не позавчера, они начались чуть раньше, и во многом благодаря усилиям таких руководителей регионов, каким является Аман Тулеев. Ну и во многом благодаря пониманию вот сегодня президентских структур, благодаря тому, что основное большинство министерств все-таки прислушивается к нуждам основополагающей отрасли, которая останется и после того, как завершим разрабатывать месторождения газа и нефти. Все знают, что их разработка это временной фактор....

ВЕДУЩИЙ: А уголь же то же самое...

Владимир КАТРЕНКО: Уголь на 700 лет. Сегодня потенциал угольной отрасли, он в 10 раз выше всего того, что нам может предложить "Газпром" с учетом даже перспективных месторождений. Вот об этом не надо забывать. Это та отрасль, на которой мы строили свое благополучие и 30 и 40 и 100 лет назад. Я, конечно, не хотел бы сегодня заостряться только на проблемах ее, но, тем не менее, я считал необходимым отметить.

ВЕДУЩИЙ: Нет, это очень уместное и интересное сравнение. Дело в том, что действительно в какое-то время в загоне оказалась именно угольная отрасль, начали говорить, что абсолютно нерентабельно добывать уголь, потому что это все себя не окупает, и все это уже не нужно, это вчерашний день. Но хотя бы потому, что новых источников энергии, которые были бы сопоставимы, так сказать, по объему с теми, что присутствуют сейчас, и натуральные полезные ископаемые пока человечество не изобрело, так что у нас в известном смысле страховой фонд на 700 лет есть. И в этом смысле, наверное, надо заботиться о сохранении тех производств, которые могли бы использовать уголь, да?

Владимир КАТРЕНКО: Да. И не только о сохранении, но и о развитии, и не думать только о том, каким образом помочь трудоустроить. Это, конечно, вопрос номер один, когда закладываются финансовые ресурсы для того, чтобы решать социальные проблемы тех работников шахт, которые закрываются. И, опять же, в первую очередь нужно думать о тех шахтах, которые остаются. Естественно, нужно заботиться о тех, кто в силу объективных причин продолжать работу на тех или иных месторождениях не может, надо позаботиться о сотрудниках, надо позаботиться о рабочих, надо обеспечить их всем необходимым. Но, вместе с тем, огромное количество предприятий, которые сегодня работают на экономику страны, вправе рассчитывать на более внимательное отношение, особенно когда речь идет о поддержке этих отраслей, о привлечении инвестиций. Кстати, тоже можно отметить, что в последние годы частные инвесторы стали проявлять все больший и больший интерес. Но это не значит, что там не осталось проблем. Сегодня остаются проблемами погашение процентной ставки за кредиты. Сегодня остается проблемой реструктуризация задолженности тех шахт, опеку над которыми сегодня берет частный бизнес. И не надо бросать его... не всегда его надо бросать в бурное море рыночной стихии, потому что вот этот оптимизм очень быстро может угаснуть. И что мы будем делать, если завтра частный инвестор из этой отрасли экономики уйдет.

ВЕДУЩИЙ: Ну да, выкачает все то, что лежит на поверхности, получит сверхприбыль, а за развитием и умножением уже следить не будет. В конце беседы хотелось бы все-таки вернуть вас в поле вашей думской деятельности, мыслями на Охотный ряд. Как вы считаете все-таки, насколько эффективной и содержательной и действенной будет работа депутатов вот в условиях параллельно протекающей предвыборной кампании.

Владимир КАТРЕНКО: Спасибо. Ну, думаю, что мы не первые, кто попадает в подобную ситуацию. Вместе с тем, в нынешнем составе Думы огромное число депутатов, которые уже этот этап в своей жизни проходили, ну и надо сказать, что и мы все, и страна и правительство, и все структуры, которые сегодня влияют на законотворческий процесс, уже не те, какими они были 7, 8 лет назад, когда этот опыт парламентаризма, этот опыт функционирования, гармоничного или не очень гармоничного сочетания работы разных ветвей власти. Я считаю, что мы сейчас уже имеем другой опыт другого уровня, и он позволит нам достаточно квалифицированно, достаточно цивилизованно и проект бюджета принять на следующий год, и отработать над той законотворческой программой, которую мы для себя наметили. Я думаю, что серьезных эксцессов не будет. Хотя можно предполагать, что большого количества депутатов мы в зале не увидим в силу того, что многие уже занялись....

ВЕДУЩИЙ: Да, это было заметно по первому дню работы и, честно говоря, вызвало некоторое уныние, потому что получается так, что уже работа сама по себе не интересна, важно, так сказать, застолбить за собой это место на будущие 4 года.

Владимир КАТРЕНКО: Мы, наверное, здесь немножко сгустили краски, потому что, как я обратил внимание, операторы показывали зал к концу заседания, а обычно и в разгар рабочей сессии к концу дня не много депутатов. Хотя широкий круг наших сограждан должен знать, что даже отсутствие депутата не является как бы основанием для того, чтобы обвинить его в неучастии. Потому что весь перечень повестки дня обсуждается во фракциях и депутатских группах до начала пленарного заседания. И практически по всем вопросам повестки дня депутат еще до начала пленарки уже определился. А дежурные по группам и фракциям просто это доводят до конца.

ВЕДУЩИЙ: Ну да, будем считать, что депутаты просто активные и неусидчивые люди, но они в курсе проблем, которые...

Владимир КАТРЕНКО: Они в курсе проблем, но они в это время могут проводить совещания, участвовать в конференциях, симпозиумах, форумах, или принимать у себя в кабинете своих земляков.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Вы меня немножко напоследок успокоили. Нашем гостем был председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко. Большое спасибо, Владимир Семенович, за то, что вы приняли участие в нашей программе.

Владимир КАТРЕНКО: И вам спасибо.

16.09.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2477

Док. 332383
Перв. публик.: 16.09.03
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 311

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``