В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Глазьев раскритиковал правительство за культивирование недобросовестной конкуренции Назад
Сергей Глазьев раскритиковал правительство за культивирование недобросовестной конкуренции
Известный экономист, руководитель Национального института развития Сергей Глазьев подверг критике российское правительство за создание неравных конкурентных условий в автопроме. Выступая сегодня на пресс-конференции, он заметил, что постановление кабинета-министров от 24 мая создает угрозу превращения особой экономической зоны в Калининградской области в "таможенную дыру". Как отметил эксперт, по условиям ОЭЗ, освобождение от пошлин и другие преференции полагались производителям, занятым глубокой переработкой товаров. Однако в действительности бизнесмены, получавшие налоговую льготу, ограничивали свою деятельность обыкновенной упаковкой уже готовой импортной продукции. Например, беспошлинно ввозя на территорию анклава импортную курятину, производители мясной продукции лишь разделывали, а затем упаковывали продукт. Эта процедура позволяла в разы завысить добавленную стоимость товара и получить сверхприбыль. Аналогичную схему, по словам С.Глазьева, взяли на вооружение и на калининградском автосборочном предприятии "Автотор", осуществляющем крупноузловую сборку автомобилей, а фактически, как заметил экономист, "беспошлинно ввозящем готовые машины в Россию". "Во многом из-за культивирования недобросовестной конкуренции в Калининград до сих пор не пришел ни один крупный иностранный инвестор, который был бы заинтересован в освоении средств на территории анклава", - считает С.Глазьев. Он напомнил, что федеральные и местные власти рассчитывали исправить ситуацию принятием новой редакции закона "О калининградской особой экономической зоне", который вступил в силу в январе 2006 года. Согласно нему, из перечня сборочных операций, создававших благодатную почву для местного бизнеса, были исключены такие манипуляции, как изготовление сахарных сиропов, склейка ковров, а также разделка мяса. Новые правила коснулись и "Автотора", которому было предложено перейти на производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов. Однако, как посетовал С.Глазьев, эта идея так и не была реализована - в вышедшем в мае с.г. постановлении правительства N317 оговорено, что новые правила распространяются только на инвестпроекты, заключенные резидентами ОЭЗ после 30 июня 2007 года. Фактически, по словам эксперта, данное постановление позволяет компании "Автотор", находящейся на территории Калининградской области, осуществлять в течение 10 лет беспошлинный ввоз в Россию квазиготовых автомобилей, создавая тем самым льготные условия в ущерб остальным производителям, инвестирующим в создание производств с высокой степенью переработки. "Столь грубое нарушение правил добросовестной конкуренции и общепринятых норм антимонопольного законодательства, - как подчеркнул С.Глазьев, - не только противоречит интересам развития российской автомобильной промышленности, но и самым негативным образом скажется на инвестиционном климате в России в целом". "Неравенство условий подрывает конкурентоспособность многих автосборщиков, работающих в одной нише с калининградцами. А это чревато кризисом сбыта, ухудшением финансовых показателей ряда заводов и, как следствие, сбоями в программе развития автопрома, проводимой правительством", - считает эксперт.

Впрочем, выход из сложившейся ситуации, по его мнению, все-таки есть. Для этого необходимо отменить поправки, предоставляющие "Автотору" необоснованные льготы; проверить его деятельность на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и других правовых норм; определить нормы отчетности для "Автотора" и других предприятий, находящихся в госреестре, обеспечить прозрачность бухгалтерии на предприятии, а также создать условия "мягкого" перехода деятельности автопредприятия на новые условия в целях налаживания в регионе полного цикла производства автомобилей на действующих мощностях. Вопрос лишь в том, пойдут ли на это власти.

РИА РБК

Док. 332350
Опублик.: 05.07.07
Число обращений: 725

  • Глазьев Сергей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``