В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Горст: Благородные намерения Правительства могут воплощаться весьма причудливым образом Назад
Михаил Горст: Благородные намерения Правительства могут воплощаться весьма причудливым образом
Михаил Юрьевич, Герман Греф заявил, что, поскольку в ближайшие два года будут проводиться налоговые преобразования, предусмотренные программой налоговых изменений на три года, иностранным инвесторам не стоит ожидать стабильных налоговых условий. Как воспринимать это заявление Грефа? Особенно если учесть, что Путин поставил перед министрами, в том числе и перед Грефом, задачу улучшения имиджа России в глазах западных инвесторов.

Действительно, такое заявление звучит довольно странно, хотя, с формальной точки зрения (в условиях налоговой реформы), здесь придраться не к чему. Если при этом планируемые изменения, как нам обещает Правительство, приведут к снижению налоговой нагрузки, то опасаться нечего. Но, как мы знаем, благородные намерения Правительства могут воплощаться весьма причудливым образом, и вместо снижения налоговой нагрузки мы можем получить все, что угодно. Если г-н Греф имел в виду возможность именно такого развития событий, то стоит поблагодарить его за отнюдь не лишнее напоминание.
Например, крайне высока степень неопределенности в отношении последствий реформы имущественных налогов. Сейчас никто не сможет оценить, как изменит налоговую нагрузку переход к рыночной оценке имущества и к кадастровой стоимости земли в целях налогообложения. На осенней сессии Федерального собрания планировалось принять главу Налогового кодекса "Налог на имущество организаций", эффект от введения которой будет крайне неравномерным, хотя данная глава и не предусматривает введения рыночной оценки имущества в целях налогообложения. Весьма вероятно, что фондоемкие предприятия, в результате, должны будут платить больше. Единственное, в чем могут быть уверены инвесторы - это стабильные сроки принятия и введения в действие налоговых новшеств. Эти сроки закреплены Налоговым кодексом.

А какие, с Вашей точки зрения, меры сейчас можно было бы предпринять для того, чтобы улучшить имидж России перед иностранными инвесторами?

Проблема в том, что в России очень высоки как системные, так и рыночные риски. Только налоговых мер для кардинального улучшения ситуации будет явно недостаточно. Необходима система мер, в которую должны быть включены и административная, и налоговая, и другие структурные реформы. В отношении налогов нужно создать работающие механизмы, которые гарантировали бы инвесторам неухудшение тех условий, которые существовали на момент начала инвестиционного проекта. В настоящее время действует закон "Об иностранных инвестициях в РФ", который провозглашает подобную защиту иностранных инвесторов. Однако если проанализировать все те бюрократические процедуры, через которые должен будет пройти инвестор для защиты своих прав в случае неблагоприятного изменения налогового законодательства, то становится ясно, что проще ничего не инвестировать. Даже если ему удастся отстоять свои права, то лишь на период окупаемости инвестиционного проекта, то есть до того момента, пока накопленные амортизация и прибыль не сравняются с произведенными затратами. Хотя, совершенно ясно, что инвестиции делаются в расчете на прибыль, а не на то, чтобы просто окупить затраченные средства. Помимо этого, в соответствии с данным законом, инвестор не застрахован от неблагоприятных налоговых изменений, если они происходят с налогом на добавленную стоимость или в отношении взносов в Пенсионный фонд (как известно, именно эти платежи являются наиболее значительными). Необходим эффективный механизм, который позволял бы инвесторам в случае изменения налогового режима оставаться в рамках ранее действовавших налоговых правил.
В принципе, такого рода механизм есть, примером его использования может послужить ситуация с отменой льгот по налогу на прибыль при введении главы 25 Налогового кодекса. Ранее действовавшим законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций вновь созданным малым предприятиям, производившим сельхозпродукцию, товары народного потребления и др., в течение первых четырех лет функционирования предоставлялись существенные льготы. Для тех предприятий, у которых на момент введения главы 25 не истек четырехлетний срок, произошло увеличение налоговой нагрузки. Но отстоять свое право на льготы такие предприятия смогли только через суд. Понятно, что нам вряд ли удастся соблазнить иностранных инвесторов вложить деньги в нашу экономику перспективой судебного разбирательства.
Необходимо законодательно закрепить возможность сохранения для инвесторов статус-кво, причем процедуры для этого должны быть максимально прозрачными и простыми.
В качестве одного из вариантов решения этой проблемы можно предложить механизм особых экономических зон, которые, кстати говоря, будут способствовать защите не только иностранных инвесторов, но и отечественных. К тому же, кроме защиты от изменений налогового законодательства, в рамках ОЭЗ можно гарантировать и неизменность прочих административных процедур, с которыми приходится сталкиваться инвесторам.

25 сентября 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=42162


Док. 332042
Перв. публик.: 05.07.04
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 245

  • Горст Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``