В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Горст: Позитивного эффекта от незначительного снижения налогов придется ждать долго Назад
Михаил Горст: Позитивного эффекта от незначительного снижения налогов придется ждать долго
Михаил Юрьевич, есть две полярные точки зрения на необходимость снижения налогового бремени в экономике. Евсей Гурвич считает (он обнародовал свою позицию в докладе "Экономический анализ налоговой реформы" и в своей статье в "Ведомостях"), что налоги снижать нет большой нужды, поскольку это не даст положительного эффекта. Апологетами противоположной точки зрения являются советник Президента Илларионов и Станислав Воскресенский, замруководителя Комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП. В тех же "Ведомостях" была опубликована его полемическая статья "Новая экономическая теория". А какой точки зрения придерживаетесь Вы?

Если Ваш вопрос о принципиальной позиции, нужно ли сейчас в России снижать налоги или нет, то ответ - да, нужно. Ключевая проблема, как я полагаю, в том, какой результат мы хотим получить и как этого добиться. Позитивного эффекта от незначительного снижения налогов, например, от такого, как правительственный вариант снижения НДС, придется ждать достаточно долго. Если же снижение будет резким и существенным (в первую очередь это касается снижения ЕСН), то эффект не замедлит сказаться, несмотря на то, что в первое время следует ожидать определенного снижения бюджетных доходов. Масштабное снижение налоговой нагрузки может побудить предприятия к быстрому изменению модели функционирования (например, к выходу из тени, расширению производства, росту инвестиций).

А какие отрасли наиболее выигрывают от снижения налогов?

От снижения НДС, если оно будет существенным, больше выиграют отрасли, ориентированные на внутренний рынок, поскольку экспортеры его не платят, а, наоборот, возмещают НДС, уплаченный своим поставщикам, из бюджета. Что же касается снижения ЕСН, то влияние этой меры зависит не только от того, насколько будет снижена средняя ставка, но и от того, как она будет снижаться. Если мы существенно снизим порог регрессионной шкалы, то перерабатывающая промышленность, где зарплаты невелики по сравнению с сырьевым сектором, от этого ощутимо выиграет. Конечно, снижение коснется и сырьевых отраслей, но планируемое повышение рентных платежей способно компенсировать этот выигрыш. Правда, я не уверен, что при повышении ресурсных налогов удастся избежать перекосов.

Есть мнение, что снижать налоговое бремя надо не для всей экономики, а дифференцированно. Для каких-то отраслей - снижать, для каких-то - наоборот, увеличивать. Возможен такой подход?

Да, проведя отраслевой анализ структуры уплачиваемых налогов, можно снизить те из них, которые в большей степени влияют на целевые отрасли. Я принципиальный противник широкого применения отраслевых льгот, это идет вразрез с принципом нейтральности налоговой системы и существенно искажает условия конкуренции. Снижая налоги, в большей степени ложащиеся на целевые отрасли, мы получим определенный отраслевой эффект. Конечно, он не будет столь выраженным, как при специальных льготах, но, с точки зрения экономической эффективности, это наиболее приемлемый способ снижения налогового бремени.

23 июня 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=39730

Док. 331984
Перв. публик.: 05.07.03
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 266

  • Горст Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``