В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Горст: Затягивание реформы ЕСН тормозит экономический рост Назад
Михаил Горст: Затягивание реформы ЕСН тормозит экономический рост
Михаил Юрьевич, с 1 января 2004 года должен быть отменен налог с продаж. Несмотря на то, что регионам обещают возместить выпадающие доходы, и Совет Федерации, и Юрий Михайлович Лужков выступают против отмены этого налога. Лужков доказывает, что Москва просто не выживет без этого налога. А вот сторонники его отмены считают, что у столицы и без того доходов хватает. С Вашей точки зрения, можно ли сейчас отменять этот налог?

Когда дело касается перераспределения доходов между бюджетами, невозможно точно рассчитать размеры компенсаций для всех регионов, тем более, когда устанавливаются единые правила для всех регионов. Это повышает прозрачность бюджетной системы, но может потребовать дополнительных трансфертов регионам. Нельзя исключить того, что в отдельных регионах планируемые размеры компенсаций окажутся недостаточными, в то время как в других - чрезмерными. Согласно финансовому плану Правительства, компенсация потерь доходов региональных бюджетов будет осуществляться за счет трех источников. Во-первых, планируется передать регионам 25 % поступлений акцизов на нефтепродукты в дополнение к уже переданным в этом году 60 %. Во-вторых, федеральная часть поступлений по специальным режимам налогообложения малого бизнеса также будет передана региональным бюджетам (это упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход). В-третьих, Минфин считает, что реформа налога на имущество обеспечит дополнительные доходы региональным бюджетам, прежде всего, за счет отмены федеральных льгот.
Если с первыми двумя все более или менее ясно, то с налогом на имущество ситуация более сложная - отмена льгот на федеральном уровне может потребовать их введения на региональном по причинам социального характера, но в этом случае ответственность за этот шаг будет лежать на региональных властях. Поэтому в ответ на требования федеральной помощи Минфин потребует сначала отменить льготы, а потом - просить денег. Некое межбюджетное равновесие, сложившееся в данный момент, будет нарушено, и зависимость региональных властей от центра, от Минфина, возрастет. Естественно, что региональные власти это не устраивает.
С другой стороны, отмена налога с продаж давно назрела. В нашей системе косвенных налогов одновременно существуют оборотные налоги и налог на добавленную стоимость. При этом надо заметить, что в налоговую базу налога с продаж, помимо акцизов, включается и НДС. Таким образом, при продаже товаров за наличный расчет, кроме двойного налогообложения (НДС и налог с продаж имеют пересекающуюся налоговую базу), наблюдается и обложение одного налога другим! Ситуация, противоречащая здравому смыслу и мировой практике. В США и Японии применяются налоги с продаж, и никому не приходит в голову вводить НДС. В Европейском Союзе используется НДС, и мне не удалось найти примеров, чтобы какая-то страна ввела вдобавок еще и налог с продаж. Нам наконец-то удалось избавиться от большинства оборотных налогов, остается налог с продаж. Твердые намерения Минфина избавиться от оборотных налогов и унифицировать таким образом режим косвенного налогообложения заслуживают самой высокой оценки, поскольку оборотные налоги (да еще применяемые вместе с НДС) угнетают экономическую активность.

Высказывается мнение, что после отмены налога с продаж цены не упадут.

Весьма вероятно, что так и будет - в сторону понижения цены гораздо менее эластичны, чем в сторону повышения. Это давно известное явление в экономической практике. Цены, скорее всего, останутся на том же уровне, хотя, вероятно, они зафиксируются на этом уровне на более длительный срок, что будет способствовать замедлению инфляции. Но ожидать резкого падения цен не стоит.

Получается, что потребители особого эффекта от снижения этого налога не почувствуют.

То, что потребители его не почувствуют, не означает, что его не будет, не будет резкого снижения цен. Здесь слишком много субъективных факторов. В нашей недавней истории уже был пятипроцентный налог с продаж, введенный при Горбачеве. Этот налог страшно раздражал потребителей, потому что, приходя в магазин, человек видел цены без налога, а налог ему досчитывали уже в момент оплаты товара, т.е. каждый акт уплаты налога фиксировался сознанием. Сейчас цены указываются уже с налогом, и потребитель платит его, "не замечая". Многие продавцы предпочтут не снижать цены, чтобы в дальнейшем в течение более длительного срока не повышать их, поскольку к действующим ценам потребитель уже привык, а повышение воспринимается болезненно. Впрочем, я не исключаю, что некоторые компании с узнаваемым брэндом решат провести на фоне отмены налога с продаж, рекламную акцию по снижению цен. Но не думаю, что это будет массовое явление. Производители товаров повседневного спроса с невысокой эластичностью по ценам и рекламе вряд ли станут снижать цены.

С вашей точки зрения, отмена налога с продаж в рамках всей налоговой реформы - первостепенная задача или есть более важные?

Наиболее важная задача в настоящий момент - это реформирование единого социального налога, которое, в соответствии с последними планами, было отложено минимум еще на год. В следующем году Правительство планирует снизить ставку налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта. Стимулирующее воздействие такого снижения ставки НДС на экономику крайне невелико. Согласно расчетам самого Минфина потери федерального бюджета составят порядка 0,67 % ВВП. Остается неясным, какие именно цели преследует Минфин, предлагая данную меру, кроме фиксации самого факта сокращения налоговой нагрузки. Предлагаемое снижение ставки не настолько велико, чтобы вызвать пересмотр ожиданий экономических агентов.
В то же время, из пакета предложений по НДС исчезла такая важная мера, как сокращение сроков возмещения НДС по объектам капитального строительства, что, по сути, означает продолжение практики необоснованного кредитования государства за счет инвестиционных ресурсов экономики.
Я считаю, что снижение единого социального налога является первостепенным, а с предлагаемым снижением НДС стоило бы подождать. Я уже выступал по этому поводу на вашем канале и могу еще раз повторить, что затягивание реформы ЕСН препятствует легализации теневого сектора и тормозит экономический рост.

2 июня 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=38992

Док. 331980
Перв. публик.: 05.07.03
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 285

  • Горст Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``