В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Горст: Фокусы с налоговой реформой продолжаются Назад
Михаил Горст: Фокусы с налоговой реформой продолжаются
Михаил Юрьевич, одновременное снижение ставки НДС на 2% и эффективной ставки ЕСН на 5% с 2004 года возможно при условии накопления финрезерва в размере 250-300 млрд. руб. Об этом в беседе с журналистами заявил замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович. Но по его словам, такой объем может быть накоплен при условии среднегодовой цены на нефть в размере $27, либо "при удачном выполнении плана приватизации на 2003 год". Не является ли такая постановка вопроса способом не снижать налоги в 2004 году? Ведь нет гарантий, что нефть останется на прежних ценовых уровнях, а программа приватизации даст желаемые результаты.

Развитие ситуации с налоговой реформой напоминает выступление фокусника: никогда не знаешь, какой предмет будет извлечен из шляпы в следующий раз. И вот, когда мы ожидали очередного кролика, гадая, какого цвета он будет, из шляпы извлекли экзотичную выхухоль. Теперь нам предлагают налоговую реформу условно: если ВСЕ будет хорошо, то налоги снизим, чуть-чуть. Немножко НДС, немножко ЕСН. Правда, остается загадкой, зачем нужно формировать стабилизационный фонд в размере 3-3,5 % ВВП (или 8,7 % ВВП, по сценарию Минфина), если предполагаемое снижение налогов будет стоить порядка 1,5-1,8 %ВВП?
Не лучше ли снизить один налог, но снизить так, чтобы это было ощутимо, чтобы это дало стимул к расширению налоговой базы? Речь идет о ЕСН. Ни для кого не секрет, что сейчас, несмотря на "самую низкую в Европе" ставку подоходного налога, значительная часть фонда оплаты труда находится в "тени". И причина этому - высокая эффективная ставка ЕСН. А резко снижать нужно потому, что издержки по уходу от ЕСН тоже немаленькие. Причем эти издержки носят характер фиксированных, т.е. не важно, прятать 49 % фонда оплаты труда или 50 %. И если снизить эффективную ставку на 1 % (или на 5 %, как предлагают реформаторы), то эффект будет небольшим. Нужно стимулировать предприятия к массовому выходу из "тени", а полумеры здесь не помогут. Снижать порог регрессии нужно так, чтобы пользоваться ею могли многие; это значит, что граница первого разряда не должна быть выше 30 тыс. руб.
Сравнивая ЕСН с другими налогами, можно увидеть, что потенциал расширения налоговой базы у него максимальный, поэтому компенсация потерь бюджета от его снижения, в отличие от снижения НДС, произойдет в более сжатые сроки за счет легализации.
Другой аспект налоговой реформы сейчас вообще замалчивается, хотя проблема стимулирования инвестиций совсем не потеряла своей остроты. Еще в феврале обсуждалась возможность введения "сверхускоренной амортизации" для стимулирования инвестиций, не прошло и месяца, как об этом "забыли".
Конечно, проще, да и спокойнее уповать на внешние силы (цены на нефть, пятна на солнце, глобальное потепление), чем прилагать усилия и решать насущные проблемы. Но проблемы при этом никуда не исчезнут: чтобы экономика росла, нужно снимать барьеры, менять законодательство, искать резервы для снижения расходов.

25 марта 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=36452

Док. 331977
Перв. публик.: 05.07.03
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 257

  • Горст Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``