В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Горст: Характерной особенностью российского нормативного регулирования является неожиданное введение плохо продуманных норм, часто задним числом Назад
Михаил Горст: Характерной особенностью российского нормативного регулирования является неожиданное введение плохо продуманных норм, часто задним числом
Михаил Юрьевич, Минэкономразвития хочет смягчить шок от перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности. Процесс перехода продлится с 2004 года по 2011, начнется с банков и профучастников рынка ценных бумаг. По мере перехода предприятий на МСФО они будут освобождаться от отчетности по российским стандартам. Тут возникает несколько вопросов, но первый: почему начинать следует с банков и профучастников?

На этот вопрос ответить просто. Россия стремится к интеграции в мировое экономическое пространство. Финансовая система и фондовый рынок, по сути, являются кровеносной системой любой экономики. И если у нас они функционируют по иным принципам и законам, то проникновение зарубежных финансовых ресурсов затруднено.
Если отчетность составлена по российским стандартам, то для иностранцев она непрозрачна. Следовательно, требуется немало дополнительных усилий и средств, чтобы разобраться с реальным положением дел, что, в свою очередь, должно компенсироваться повышенной нормой доходности. Повышение прозрачности финансовой системы позволит снизить риски, а значит, снизить порог доходности, с которого инвестирование становится выгодным.
В Европе в связи с усилением интеграционных процессов также возникла проблема гармонизации стандартов учета, поскольку в каждой стране существовали свои национальные стандарты. Поэтому в 2000 г. Европейской комиссией было принято решение, что все эмитенты, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках, должны составлять отчетность в соответствии с МСФО. В течение пяти лет национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с МСФО. Очевидно, если мы хотим привлекать в нашу страну инвестиции, развивать экономическое сотрудничество с ЕС, то нам придется пройти этот путь.

А иностранцы заинтересованы больше во вложениях в какие-то реальные предприятия в России или в фондовом рынке, где работают портфельные инвесторы?

На этот вопрос в данный момент ответить достаточно трудно, поскольку сейчас обстановка на мировых рынках нестабильна, и как перераспределятся в дальнейшем мировые финансовые потоки, сказать сложно. Сейчас они реально оценивают вложение средств в нашу экономику как очень рискованное. В том числе и потому, что нет МСФО.

Правильно ли так сильно растягивать период перехода на МСФО?

Я думаю, что с этим не стоит торопиться хотя бы потому, что переход на новые стандарты учета - это очень большие издержки для предприятий. Начать следует с банков, профучастников рынка ценных бумаг, и, пожалуй, с эмитентов, акции которых обращаются на фондовом рынке. Причем в отношении последних это не должно делаться в приказном порядке: необходимость перехода на МСФО должна созреть как потребность рынка, а не как требование государства. И уж конечно, под общую гребенку не должны попасть все акционерные общества, и, тем более, малые предприятия, для которых эти издержки будут неподъемны.
Понятно, из чего складываются издержки. Во-первых, это обучение персонала. Сейчас даже в столичных городах и региональных центрах не так много бухгалтеров, знакомых со стандартами МФСО, не говоря уже о более мелких населенных пунктах.
Во-вторых, сама по себе постановка системы учета, изменение всех учетных регистров, обновление программного обеспечения, - это затратное мероприятие.
К тому же, поскольку отчетность предоставляется в налоговые органы, то и сотрудники налоговых органов тоже должны пройти переподготовку.
Если провести переход на МСФО методом кавалерийской атаки, вряд ли мы получим более достоверную отчетность, чем та, что составляется сейчас. В принципе, переход на МСФО следовало бы осуществлять одновременно по двум направлениям, внедрение международных стандартов в тех сферах, где это наиболее актуально, а в остальных - проведение политики гармонизации, т.е. осуществление медленного и постепенного приближения стандартов отечественного бухучета к стандартам МФСО. К тому же, не следует забывать, что МСФО - это не жесткая система, где каждый шаг регламентирован, поэтому необходимость установления национальных стандартов с переходом на МСФО не исчезает.

Но банки и профучастники у нас переходят на МСФО фактически в приказном порядке - это, например, следует из совместной стратегии развития банковской системы. Не получится ли так, что все остальные предприятия будут переводиться на МСФО так же, только маленькими группками до 2011 года?

Очень надеюсь, что этого не произойдет. Характерной особенностью нормативного регулирования у нас в стране является неожиданное введение плохо продуманных регулирующих норм, часто задним числом. Особенно этим славится налоговое регулирование, несмотря на введенные ограничения по срокам принятия налоговых новаций: по-прежнему сначала принимаются законы, а потом в них начинают вносить многочисленные поправки. Чтобы не ходить далеко за примерами, достаточно вспомнить историю с введением ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход с последующей его отменой, а также с новыми главами Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения и о едином налоге на вмененный доход, изменения в которые были внесены за три недели до вступления в действие.
К изменению стандартов учета нужно подходить крайне осторожно. Сначала должна быть выработана программа перехода с указанием конкретных сроков каждого из этапов. Причем программа должна предусматривать не просто сроки перехода отдельных категорий организаций на МСФО, но и проведение соответствующих подготовительных мероприятий, позволяющих осуществить такой переход. Сроки, указанные в этой программе, ни в коем случае не должны меняться в сторону сокращения. С моей точки зрения, резкий широкомасштабный переход на МСФО просто невозможен. Оптимальным для большинства предприятий, как мне кажется, было бы постепенное приближение российских стандартов к МСФО.

А у Минэкономразвития есть четкое представление о том, как будет осуществляться переход, или пока это все на уровне общих соображений?

Сейчас порядок перехода на МСФО является предметом для дискуссии, и представители Минэкономразвития и Минфина заявляют о своей готовности обсуждать все спорные вопросы с представителями бизнеса. Думаю, это реальная возможность найти вариант, который бы устроил всех.

14 марта 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=35933

Док. 331974
Перв. публик.: 05.07.03
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 263

  • Горст Михаил Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``