В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Селезнев: Главная тема осенней сессии - федеральный бюджет Назад
Геннадий Селезнев: Главная тема осенней сессии - федеральный бюджет
Сегодня в здании на Охотном ряду состоится первое после парламентских каникул пленарное заседание Государственной Думы, которое даст старт осенней сессии нижней палаты российского парламента. О том, над чем и как будут работать депутаты в ближайшие четыре месяца, в эксклюзивном интервью "Парламентской газете" рассказывает Председатель Госдумы Геннадий Селезнев.

Долг депутатов - посмотреть, как расходовались средства в этом году и как более рационально использовать их в следующем.

Мы намерены добиваться, чтобы Госдуме - законодательной палате - вернули право Контроля за исполнением законов.

- Геннадий Николаевич, август по печальной традиции последнего десятилетия вновь стал месяцем трагических событий. Отразятся ли они каким-то образом на планах предстоящей сессии?

- Депутаты, как и все граждане России, с тревогой следили за происходящими событиями в Баренцевом море и до последнего момента надеялись, что есть шансы спасти хоть кого-то из подводников "Курска". Конечно, Госдума должна отреагировать на эту трагедию. Мы намерены пригласить Илью Клебанова, председателя правительственной комиссии, расследующей причины гибели атомного подводного крейсера, и Валентину Матвиенко, возглавляющую комиссию по вопросам социального обеспечения семей погибших моряков. И уже исходя из того, какую информацию от них получим, будем определяться: входить ли депутатам в эти комиссии или же создавать собственную. И, конечно, мы хотели бы, чтобы все проходило в открытом режиме. Страна должна знать, как работают эти комиссии.

Пожар на Останкинской телебашне - происшествие тоже из ряда вон выходящее. Однако, как теперь выясняется, он был совершенно прогнозируемый. Наверное, многие слышали, как наши связисты говорили о перенагрузке кабелей на башне, которой уже более 30 лет. Сейчас ведь каждый пытается пристроить там свой ретранслятор, а дальше хоть трава не расти. И здесь надо посмотреть, как идет управление самой телебашней, какие структуры там располагают свои передающие устройства, как их задействовать в финансировании ремонта. Да и вообще определить судьбу башни.

Сегодня правительству нужно очень внимательно посмотреть на состояние важнейших объектов, в частности атомных и гидроэлектростанций, железнодорожных мостов. Все ведь ветшает. И если не обращать на это внимание, то мы можем иметь не только огромные финансовые затраты, но и значительные человеческие жертвы. Необходимо федеральную собственность привести в порядок.

- Каковы приоритеты открывающейся сессии?

- Естественно, главная тема сессии - федеральный бюджет на следующий год. Правительство внесло его в срок, он направлен во все профильные комитеты, а бюджетный комитет уже его рассматривает. Как обычно бывает, дискуссия вокруг главного финансового документа страны ожидается весьма острая. Несмотря на то, что по формальным показателям он более сильный, чем бюджет нынешнего года. Триллион и почти двести миллиардов рублей закладывается в доходную часть, чуть поменьше в расходную. Таким образом бюджет получается бездефицитным, даже с небольшим профицитом.

Конечно, вопросы напрашиваются уже сейчас. Например, что касается удачно складывающейся конъюнктуры цен на нефть. Бюджет рассчитан из цены в 19 долларов за тонну, а уже сегодня она доходит до 30 долларов. Здесь, полагаю, есть серьезный резерв. И если потребуется увеличить расходы на какие-то статьи бюджета, то правительство, думаю, согласится на это.

В первом чтении разделы бюджета в деталях не рассматриваются, но все равно особое внимание будет уделено тем средствам, которые идут на оборону. Это касается и нашей оборонной промышленности, и содержания наших Вооруженных Сил. Тем более что история с "Курском" показала, в каком плачевном состоянии находится ВПК. И если мы действительно хотим быть страной, которая имеет современную армию и флот, то нужно на протяжении, наверное, не одного года в приоритетном порядке финансировать весь оборонный комплекс.

В связи с этим полагаю, что депутаты расширят состав комиссии, которая рассматривает закрытые части бюджета, поскольку есть информация, что Министерство обороны не всегда рационально использует бюджетные деньги. Поэтому долг депутатов - посмотреть, как расходовались средства в этом году и как более рационально использовать их в следующем.

Возникнут вопросы и по социальным программам. Хотя тот факт, что федеральное правительство решило взять на себя вопрос исполнения в полном объеме законов о ветеранах и об инвалидах, весьма отрадный. Дело в том, что в России только около 12 субъектов Федерации исполняют эти законы, а остальные не могут этого делать из-за острой нехватки средств. Сегодня правительство берет на себя гарантии стопроцентного исполнения этих важнейших законов.

- Есть еще одна "горячая точка" бюджета - агропромышленный комплекс. Его финансирование на следующий год практически не увеличено. А ведь известно, что все последние годы российское село и так еле-еле сводит концы с концами.

- Думаю, что это особый и весьма острый разговор. И Госдума неоднократно обращалась в правительство с предложением создать солидный лизинговый фонд. Не секрет, что сельскохозяйственная техника также почти везде дышит на ладан и АПК не может приобрести практически ничего. Имея же лизинговый фонд, можно было бы значительно обновить технику, поддержав тем самым и наши машиностроительные предприятия. Пока же вообще лизинговая политика государства очень вялая.

Это же касается, например, и отечественной авиации. А ведь если брать в лизинг самолеты, то появится возможность и поднять наши авиационные заводы. Мировой опыт показывает, что ни одна крупнейшая авиакомпания не покупает сразу самолет, а берет его в лизинг, пользуется им и на протяжении восьми-десяти лет расплачивается за эту сложную технику. Такие же проблемы и у наших корабелов.

- Еще один бюджетный нюанс. Некоторые журналисты поднимают шум: почему, дескать, засекретили раздел финансирования средств массовой информации?

- Я пока сам окончательно не разобрался с этой ситуацией. По сути в проекте закона есть открытая строка по бюджету СМИ и появилась дополнительная - закрытая. Разберемся.

- У некоторых законопроектов весьма непростая судьба, в частности у Земельного кодекса. Еще в начале весны по просьбе Президента страны он был отложен "для консультаций". Найден ли теперь какой-то компромиссный вариант и будет ли этот кодекс вынесен на осеннюю сессию Госдумы?

- Такой вариант найден, и, по словам Николая Харитонова, он устраивает Агропромышленную депутатскую группу. Хотя день рассмотрения кодекса пока не определен, но скорее всего это произойдет на нынешней сессии. Именно в редакции, близкой к той, для принятия которой во второй Госдуме не хватило всего несколько голосов.

- Неделю назад Президент страны подписал указ о создании Госсовета. Как Дума намерена выстраивать свои отношения с новым совещательным органом власти?

- Госсовет - в чистом виде консультативный орган, работающий на общественных началах. Видимо, у Президента есть потребность прямого общения с губернаторами. Мы будем знать о том, что обсуждает Госсовет, если нас в него пригласят. Хотя я предлагал, чтобы в его состав включили и лидеров думских фракций, но никого из законодателей - ни глав законодательных собраний, ни депутатов Госдумы - там нет.

Госсовет - не третья палата парламента, это совещательный орган при Президенте. И нужен он хотя бы для того, чтобы глава государства не через свою администрацию и аппарат узнавал, как живут регионы, а напрямую, общаясь непосредственно с губернаторами.

- Если с Госсоветом все вроде бы ясно, то вот с Конституционным Собранием пока что нет. Не будет ли развиваться главная интрига политической осени вокруг законопроекта "О Конституционном Cобрании", который уже внесен в Госдуму?

- Конституционное Собрание очень нужно. Тем более что оно упоминается в Конституции именно как орган, разрабатывающий конституционные поправки. Сейчас постоянно идут дискуссии по его составу и количеству. Думаю, что здесь надо соблюсти пропорциональность. Скажем, если за принцип формирования взять треть депутатов Госдумы, то туда надо включать и треть Совета Федерации, и cоответственно Президент своим указом вводит число своих представителей от общественности, равное числу депутатов Федерального Собрания.Тогда будет баланс интересов, при котором мнение ни одной из ветвей власти не станет превалировать. Думаю, что законопроект "О Конституционном собрании" может быть рассмотрен уже на осенней сессии палаты. Конечно, хотелось, чтобы этот законопроект внес глава государства. Но пока президентская сторона не заявляет такого документа. И не исключено, что его подготовят депутаты.

- Много было и разговоров о том, что Президент, преобразовав Совет Федерации, возьмется за Госдуму...

- Такого пока не предвидится. Я специально разговаривал на эту тему с Президентом Владимиром Путиным, и он сказал, что в его планы не входит изменять систему выборов в Госдуму, по крайней мере до проведения следующих. Мы настаиваем как раз на другом, а именно, чтобы внести конституционную поправку и расширить полномочия Думы. Вопрос, как это сделать - или через Конституционное Собрание, или по схеме внесения поправок, - будет еще обсуждаться.

Однако мы намерены добиваться, чтобы Госдуме - законодательной палате - вернули право контроля за исполнением законов. Сегодня эти права есть у Генпрокуратуры и Минюста, но нет у депутатов. Хотя именно к нам избиратели предъявляют претензии, что исполнительная власть не выполняет те законы, которые принимает Госдума. Конечно, здесь не будет контроля за каждым законом, но есть наиболее принципиальные, которые депутаты обязаны контролировать. И мы постараемся побыстрее оформить эту конституционную поправку и убедить Президента в ее необходимости.

Надеюсь, что такой парламентский контроль будет полезен и главе государства. Ведь здесь правительство должно сдавать своеобразный экзамен по исполнению федеральных законов. И Президент должен быть заинтересован в том, чтобы законы после его подписи и опубликования исполнялись в полном объеме.

- Тем не менее помимо разговоров существует и законопроект одного из депутатов о новом порядке формирования нижней палаты только из депутатов-одномандатников. Как вы, Геннадий Николаевич, оцениваете такие инициативы?

- Если мы будем формировать всю Государственную Думу по мажоритарной системе, то получим мафиозную, коррумпированную палату. Ведь пока не найдены механизмы, как не пропустить "грязные" деньги к выборам депутатов. А мы знаем, какие огромные средства при этом запускаются в оборот. И в результате получится, что Госдума будет в основном состоять из больших и малых "денежных мешков", начиная от районных олигархов и заканчивая мировыми. Поэтому если мы хотим создать такую палату, то здесь можно использовать мажоритарную систему. Но я глубоко убежден, что это не в интересах государства.

- Год назад вторая Дума рассматривала три поправки к Конституции, одна из которых - о специальных парламентских комиссиях - была принята в первом чтении. Планируется ли продолжить эту работу?

- Сейчас эта поправка о создании специальных комиссий Госдумы готовится к вынесению на второе чтение. Очень важный законопроект. Если бы, например, у нас был определен законом статус парламентской комиссии, тогда мы могли бы действительно создать комиссию по расследованию случившегося на "Курске". И она бы работала совершенно в других условиях, была вправе пригласить для получения информации любое должностное лицо, и никто бы не уходил от вопросов депутатов.

Кстати, такие комиссии могли бы расследовать не только факты коррупции, хотя многие говорят, что именно для этого и предлагается данная конституционная поправка. А именно для ситуаций, касающихся вопросов государственной важности. Очень бы хотелось, чтобы фракция "Единство" поддержала эту поправку. Тогда мы могли бы собрать более трехсот голосов, дать жизнь этому конституционному закону и апробировать его уже в течение следующего года.

- Недавно депутатом Госдумы от Чечни был избран генерал МВД в отставке и президент Ассоциации работников правоохранительных органов России Асламбек Аслаханов. Теперь можно, наверное, сказать, что нижняя палата укомплектована полностью?

- Это так и есть. Новый депутат, по предварительной информации, собирается работать в Комитете по безопасности. При Председателе Госдумы создан общественный совет по проблемам Чеченской Республики. На ее восстановление в бюджете сегодня уже официально заложены деньги. И здесь нужен постоянный депутатский контроль за процессом восстановления нормальной жизни в Чечне, за решением проблем беженцев. В ближайшее время мы рассмотрим и примем закон об особом порядке управления в этой республике, которого, думаю, будет на сегодня достаточно для того, чтобы создающиеся там структуры были легитимны.

- Во второй половине октября запланированы парламентские слушания, на которых будут обсуждаться механизмы принятия изменений в Конституции Белоруссии и России. По утверждению президента Александра Лукашенко, многие решения, принятые в рамках Союза двух стран, не реализуются на практике. Официальный Минск крайне обеспокоен ситуацией, при которой заключенный Союзный договор не наполняется конкретным содержанием. По вашему мнению как председателя Парламентского Собрания Союза кто или что тормозит этот интеграционный процесс?

- Меня это тоже очень волнует. Мне кажется, что в исполнительной власти как России, так и Белоруссии все-таки не чувствуется политической воли по эффективной реализации Союзного договора. Конечно, есть на то и объективные причины. Видно, слишком далеко разбежались наши законодательные акты, в чем-то разные системы, есть вопросы с рублевой зоной, экономической политикой государств. Многое надо сближать в законодательстве. Но хотелось бы видеть конкретные эффективные шаги. На днях в Москве прошло заседание Совета Министров Союзного государства. Но ни один вопрос глубоко не рассмотрен, по сути дела разговор опять шел о намерениях - что и как надо делать в перспективе.

Вызывает удивление и то, как российское правительство относится к формированию бюджета Союза. А надо бы подходить к нему так же серьезно, как и к национальным бюджетам. Сегодня даже ставится под сомнение необходимость финансирования специальных союзных программ. Если ликвидировать и эти программы, то тогда в экономической наполняемости нашего Союза ничего не будет вообще.

Кстати, я возмущен тем, что в обход всем нашим договоренностям в Смоленске опять выставили таможню. Ведь мы помним, как еще совсем недавно президенты двух стран снимали таможенные столбы на границе. А сегодня все вернулось назад под предлогом того, что завозится контрабанда. Думаю, что для ее пресечения есть другие способы. В ближайшие дни депутатская комиссия выедет туда и посмотрит, что там нагромоздили и на каком основании. То есть мы проведем своеобразное парламентское расследование. В свою очередь я собираюсь встречаться с Владимиром Путиным и специально говорить по вопросам Союза Белоруссии и России. Надо четко понять, как видит будущее нашего Союза Президент.





Сергей ТРУСЕВИЧ, Леонид ЧИРКОВ
"Парламентская газета"
20 августа 2000 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=43
        


Док. 331698
Перв. публик.: 20.08.00
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 262

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``