В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы`. Назад
Владимир Катренко в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы`.
Ведущий: Владимир Варфоломеев

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В ближайшие почти 20 минут мы будем говорить об экономике, энергетике, транспорте и связи, в основном. Последняя новость буквально последнего часа. ГД приняла в третьем чтении закон о связи. Это закон, который проходил, прежде всего, через ваш комитет. Можете ли рассказать о тех нововведениях, которые нас ждут?

В. КАТРЕНКО - Да, буквально несколько минут назад Дума проголосовала в третьем, заключительном чтении за законопроект о связи, с которым мы работали на протяжении полутора последних лет, который трудно давался, мучительно шел. Но мне приятно осознавать, что к завершению его рассмотрения проголосовало 388 депутатов, и лишь 18 против. Если говорить о новеллах, то закон дает возможность наиболее динамично развивающейся отрасли связи сегодня сделать еще один шаг вперед. И для меня, как для депутата от региона, который избирается не первый раз, очень важно, что целый блок социальных поправок в процессе рассмотрения законопроекта были учтены. Это и механизм универсальной услуги, который заставляет сегодня руководство отрасли проводить телефоны даже туда, куда это экономически неперспективно, проводить интернет туда, где вчера на это еще не могли рассчитывать. Сегодня закреплены права абонента в случае, если он меняет место жительства, если помещение переходит в ведение или в собственность другого лица. Сегодня в законопроекте предусмотрен целый комплекс механизмов, который позволяет решать широкий круг социальных проблем.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Один из больных вопросов - т.н. повременка. Что с ней?

В. КАТРЕНКО - Я сейчас с большим удовлетворением для широкого круга наших слушателей хотел бы сказать, что практически единодушно депутаты проголосовали за то, чтобы у абонента было право выбора оплаты услуг связи: или повременная, или абонентская.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А как тогда нужно будет поступать человеку, когда к нему позвонят или придут с местного узла связи и скажут: "Выбирай"? Не будет ли абонентская плата в несколько раз выше, чем ныне фиксированные ставки, и это будет не очень-то удобно и выгодно?

В. КАТРЕНКО - Я не думаю, что это возможно в такой мрачной форме, как это предполагаете Вы. Потому что сегодня достаточно развита конкуренция в этом секторе, и, самое главное, в законе сегодня есть право, и абонент вправе выбирать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Одно из положений закона, который сегодня принят в третьем чтении, - это доступ людей к телефонам экстренных служб. Что это такое?

В. КАТРЕНКО - Это норма, которая заставляет. Если вчера и сегодня треть населенных пунктов РФ, вообще, не телефонизировано, то закон предписывает, обязывает установить хотя бы один таксофон на населенный пункт, которым мог бы пользоваться для вызова экстренных служб любой житель. И время доступа пользователя к таксофону (без использования транспорта) не должно превышать 1 час.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А будут ли единые номера у экстренных служб?

В. КАТРЕНКО - Я думаю, что да.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - "01", "02", "03", каким-то образом все это будет скооперировано?

В. КАТРЕНКО - Да.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Еще один вопрос, который касается средств телефонной связи. Каким-то образом сейчас государство регулирует тарифы в этой сфере?

В. КАТРЕНКО - Прямого вмешательства государства нет. Но если учитывать, что сфера сегодня развивается при непосредственном руководстве министерства связи, которое как структура входит в состав правительства, естественно, влияние оказывается. Но прямого категоричного вмешательства нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Если взять, к примеру, Москву, то здесь основная компания, практически монополист по стационарным телефонам МГТС или сотовые операторы МТС, "БиЛайн" могут устанавливать те тарифы, которые сами считают необходимым.

В. КАТРЕНКО - Если б это было лет 12 назад, я бы согласился, что сегодня наш с вами широкий круг абонентов абсолютно бесправен. Но помимо операторов, о которых Вы сказали, слава богу, в Москве есть еще достаточно большая группа компаний, услугами которых, как я знаю, благополучно пользуются и жители Москвы, и гости.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть главный регулятор нынче положения на рынке - это конкуренция?

В. КАТРЕНКО - Именно так.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сегодня вечером Вам и Вашим коллегам придется обсуждать и, видимо, голосовать довольно непростой вопрос. Думские фракции КПРФ и "Яблоко" поднимают проблему компетентности правительства и предлагают отправить его в отставку. Ваше отношение к этой инициативе, и как Вы собираетесь вечером голосовать?

В. КАТРЕНКО - Я полностью с Вами солидарен, что решение будет приниматься и даваться каждому не просто. И я всегда с уважением отношусь к инициативам и отдельно взятых депутатов, тем более, депутатских групп или фракций. В конце концов, имеют на это право, по Конституции. И, честно говоря, отношу себя к категории тех депутатов, которые считают, что на данном этапе, хотя есть и серьезные недоработки, и серьезные проколы, но они не настолько велики, чтобы необходимо было ставить вопрос об отставке правительства. И абсолютно убежден, что делается это больше с политической целью в преддверии летних каникул. Абсолютно убежден, что это еще одна попытка привлечь внимание к себе. Вы знаете, что эта инициатива фракции "Яблоко" и КПРФ. Я с уважением отношусь к любым инициативам, но считаю, что в целом для страны, для общества, которое только-только, как мне кажется, начало набирать определенные темпы, впервые за последние несколько лет появилась какая-то предсказуемость действий власти, может быть, и не очень абсолютная, не очень гармоничная, но слаженность институтов государственной власти. На данном этапе перед осенью, в преддверии выборов, на мой взгляд, это принесет больше вреда, чем пользы. Поэтому я буду голосовать против.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Давайте напомним. Вы в какое депутатское объединение входите?

В. КАТРЕНКО - Я вхожу в депутатское объединение, во фракцию "Единство", хотя избирался, как одномандатник и как независимый депутат.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Во фракции этот вопрос обсуждался?

В. КАТРЕНКО - Да, он обсуждался и обсуждается буквально до последних минут. Но мы однозначно пришли к убеждению, что голосовать сегодня за отставку было бы нецелесообразно. И, в первую очередь, мы понимаем, что большому кругу избирателей это, может быть, не совсем понравится, потому что противостояние властей - законодательной, исполнительной - всегда привлекает интерес, дает возможность пополемизировать, подискутировать, познать позиции целесообразности, и экономической, и политической, и морально-нравственной. Сегодня голосовать за отставку правительства было бы неправильно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Владимир Семенович, но Вы же работаете в комитете, который занимается, в том числе, вопросами энергетики, а это одна из самых больных сфер, как показывает опыт наших предыдущих лет. Можно вспомнить самый простой пример, прошедшая зима, впереди новая зима. В энергетике проблем огромное количество, и, наверное, за значительную часть из них отвечает именно правительство.

В. КАТРЕНКО - Правительство отвечает за все, что происходит в нашей стране. Но если мы с вами будем пытаться стараться выглядеть объективно, то все-таки сегодняшнее правительство работает несколько эффективнее всех своих предшественников.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Так значит, следующее, возможно, будет работать лучше, чем это?

В. КАТРЕНКО - Согласитесь со мной, в политике очень важно, когда эти процессы происходят. И я еще раз повторяю, с уважением относясь к инициативе, считаю, что на данном этапе принесет только вред. И есть сегодня политические силы в нашей стране, которым чем хуже, тем лучше. Я себя к этим силам не причисляю.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Хорошо. Давайте, может быть, не обо всем правительстве, а о тех трех ведомствах, которые непосредственно связаны с тем, чем занимается ваш комитет, министр энергетики Юсуфов, министр транспорта господин Франк, по-моему, и министр связи господин Рейман. Как конкретно эти ведомства и их руководители работают, на Ваш взгляд, учитывая, что сегодня встает вопрос об отставке правительства?

В. КАТРЕНКО - Вопрос достаточно острый, и спасибо Вам за него. надо сказать, что на протяжении 3,5 последних лет мы достаточно активно взаимодействуем со всеми министерствами. И, конечно же, нет пределов совершенству, точно так же, как нет пределов критике. Должен сказать, что из перечисленных министерств, если ставить их одно за другим, наиболее динамично развивается сегодня Минсвязи. Это подтверждается конкретными результатами. У каждого из нас в кармане есть сотовый телефон. У каждого из нас, слава богу, за последние несколько лет появилась возможность в случае недовольства одним оператором сменить его на другого. Чуть больше проблем в Минтрансе, но там комплекс тех факторов, которые откладывали отпечаток на отрасль, тоже значительно более весом. Но, тем не менее, сказать, что Минтранс не реагирует на те предложения, замечания, ту критику, которая звучит из уст депутатов, было бы несправедливо. Может быть, именно поэтому в этом году мы приняли целый ряд законопроектов, которые шлифуют те или иные слабые стороны в деятельности министерства.
Что касается министерства энергетики, за последние несколько лет сменилось несколько министров. Естественно, это вызывает определенные негативные последствия, но, тем не менее, как мне кажется, сегодня нельзя ставить вопрос об отставке министерства энергетики, особенно на фоне тех инициатив, которые они проявляют, и той позиции, которую в последнее время занимают. Я могу это фактами подтвердить.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Те сферы, которыми Вы занимаетесь, наверное, наиболее монополизированы среди всех других отраслей российской промышленности. Может быть, связь за скобки несколько вынесем. Все-таки, например, МПС, что с ним может быть? Или монополия и энергетической сфере, и "Газпром" и РАО "ЕЭС России". Что-то новое могут здесь сделать и депутаты. Весенняя сессия заканчивается, но план на осень, и, кстати, бюджет скоро будет. В этой сфере что-то может измениться, или так и останутся эти отрасли, сферы сильно замонополизированными?

В. КАТРЕНКО - Спасибо, мне очень приятно с Вами общаться, потому что Вы демонстрируете лучшие качества человека, который достаточно погружен в тематику. Видимо, это отклик того общения, которое у Вас происходит на уровне широкого круга слушателей.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Эти темы очень часто обсуждаются. Я думаю, что и большинство из наших радиослушателей тоже вполне могло бы принять участие в этой беседе, например.

В. КАТРЕНКО - Почему я так говорю? В принципе, даже по той постановке, которую Вы сейчас излагаете, Вы вполне могли бы участвовать в обсуждении тех тем, и реформы естественных монополий, над которыми мы в последние годы работали.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я подумаю. Может быть, в декабре буду баллотироваться в депутаты.

В. КАТРЕНКО - Почему бы и нет? Депутат всегда был нервом, связывающим широкие круги населения с конкретной властью.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Так что же с этими монстрами?

В. КАТРЕНКО - Как мы уже докладывали, и я с удовольствием сейчас повторяю, Дума прошла тот участок пути, который должна была пройти в том процессе, который называется реформами естественных монополий. Вы знаете, что принят блок законопроектов по электроэнергетике, в результате чего сегодня и правительство, руководство страны и руководство РАО "ЕЭС" приступило к самому процессу реформирования. Завершено рассмотрение блоков законопроектов по реформе МПС. И главная задача реформы, как в одной структуре, так и в другой, - это создать конкуренцию в том секторе, который максимально быстро принесет результаты. Но реформу (может быть, именно поэтому мы растянули процесс рассмотрения законопроектов) надо проводить так, чтобы рядовой житель этого не заметил, а если и заметил, то только в положительную сторону. И надо сказать, что эти процессы пока слабо проявляются, хотя, я еще раз повторяю, мы свой участок пути прошли. Блок законопроектов после долгих, тщательных, бурных обсуждений принят, как по реформе РАО "ЕЭС", так и по реформе МПС. Сегодня, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что мы как депутаты, в первую очередь, депутаты центристских фракций, настаивали на том, чтобы проведение реформ шло как можно более гибко, и чтобы тяготы их последствий как можно меньше ощущались рядовым потребителем. Может быть, именно поэтому мы проголосовали за законопроект, который заставляет правительство принимать тарифы на электрическую, тепловую энергию, на услуги МПС только один раз в году во время рассмотрения бюджета. Это резко отличается от того, как было 2, 3 и 5 лет назад. Надо сказать, что определенные последствия этих решений мы сегодня уже ощущаем. Хотя во многих регионах, к сожалению, или законы не читают, или неправильно их трактуют. Потому что, несмотря на то, что исходя из наших же предложений, наших законов, за которые мы проголосовали, заставляющих устанавливать тарифы на тепловую, электрическую энергию, услуги естественных монополий, газовые отрасли, установлены и обозначены фиксированные тарифы, во многих регионах сегодня наблюдаются злоупотребления. Но мне как представителю Юга России, как человеку, который отвечает за партийное строительство именно в Южном регионе, приятно доложить, что усилиями депутатского корпуса, активистов нашей партии сегодня в 4 из 13 субъектов федерации Юга России удалось вернуть тарифы в разумное русло. Именно благодаря тому, что мы работали над законопроектом, что мы знаем его суть, и не позволили региональным властям передернуть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А там, где нарушения были, кого-нибудь за это сажают, увольняют хотя бы?

В. КАТРЕНКО - Есть предписания прокуратуры, решения судебных органов, законодательных органов. Во всяком случае, сегодня широкому кругу участников политического процесса есть возможность более конкретными рычагами воздействовать на тех руководителей, которые принимают незаконные решения.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На нефтяном мировом рынке в эти дни происходит несколько важных событий. В частности накануне начались поставки иракской нефти после долгого перерыва. В целом Ваш прогноз, как далее будут развиваться события на мировом энергетическом рынке?

В. КАТРЕНКО - Я думаю, что в ближайшее время нам резких потрясений ждать не следует, рынок нефти будет оставаться стабильным, так же, как и цены, на мой взгляд, останутся в разумных рамках. А что касается поставок нефти из Ирака, то, с одной стороны, это и положительный фактор, который говорит о том, что экономика Ирака начинает оживать, и слава богу, если это произойдет как можно быстрее.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А Вам известно, наши энергетические компании все-таки строят какие-то планы по работе в Ираке? США, с одной стороны, публично обещали, что никакой дискриминации не будет, но, с другой стороны, пока-то никого не пустили из наших.

В. КАТРЕНКО - Я думаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы цивилизованно войти на иракский рынок и работать там полноправными участниками. Хотя должны понимать, что обычно за столом правят балом те, кто вошли туда первыми. Мы не должны обольщаться на этот счет, но, тем не менее, я не думаю, что нам будут ставить какие-то жесткие искусственные заслоны.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Последнее. В новом бюджете цены на нефть на следующий год на каком уровне прогнозируются у нас?

В. КАТРЕНКО - На уровне 22-24 долларов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть довольно сдержанный прогноз?

В. КАТРЕНКО - Да.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Владимир Катренко - председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи.

18.06.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2507

Док. 331637
Перв. публик.: 18.06.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 281

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``