В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко отвечает на вопросы о повышении пошлин на ввозимые иномарки. Назад
Владимир Катренко отвечает на вопросы о повышении пошлин на ввозимые иномарки.
Ведущий - Игорь Десятников

Ведущий: А сейчас в студии программа "Цена вопроса" и я, Игорь Десятников, ее ведущий. Напоминаю вам, что мы говорим с председателем Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Владимиром Катренко. Владимир Семенович, так чем вызвана необходимость такого повышения очередного пошлин на ввозимые иностранные машины?

Владимир Катренко: Здесь много факторов и главный из них - это продолжение той стратегической линии, которая выбрана и руководством страны, и правительством нашей страны на поддержку отечественного автопрома, на реализацию тех проектов, которые связаны с привлечением крупномасштабных инвестиций, в первую очередь в те отрасли, которые являются бюджетообразующими.

Ведущий: Вроде бы мы поддерживаем, поддерживаем этот отечественный автопром, а качество машин все такое же. Мало того, стоят другие заводы, работают, по-моему, один только ВАЗ и ГАЗ.

Владимир Катренко: Знаете, собственно, с позиции рядового гражданина у меня тоже есть определенная доля раздражения. Хотя эта фраза, которую вы употребили "поддерживаем, поддерживаем", если ее растянут во времени, то это микроскопическая частица, которой мы уделили времени, которое мы уделили действительно вот тем проблемам, которые связаны с автопромом. Все мы знаем и в общем-то выросли в той стране, которая всегда гордилась своими космическими разработками, аэронавигационными, в области авиационного транспорта, но мы никогда не были впереди планеты всей в области автопрома. И это вынуждены признать как наши оппоненты или как оппоненты нашей страны, так и друзья нашей страны. Поэтому единственная возможность сегодня оживить автопром и вывести его на мировой уровень - это конечно же привлечь в первую очередь инвестиции, западные технологии и руками российских рабочих создать тот автомобиль, за который не будет стыдно.

Ведущий: Хорошо. Владимир Семенович, скажите, а вообще этот вопрос о повышении пошлин на ввозимые иномарки, он вообще уже решен?

Владимир Катренко: Я считаю, что велика вероятность того, что премьер Михаил Михайлович Касьянов подпишет это постановление.

Ведущий: То есть с 1 июня все же мы будем жить по новым правилам?

Владимир Катренко: Да.

Ведущий: Скажите, в чем конкретно это проявится? Условно, на каком конкретном примере, двухлетняя иномарка, скажем, стоимостью 10-15 тысяч долларов, что это будет?

Владимир Катренко: Ее стоимость увеличится в связи с повышением, будем так говорить, стоимости растаможки, увеличится на где-то на 10-15 процентов, что в стоимостном выражении равняется где-то 1,5-2 тысячам долларов.

Ведущий: Ну хорошо. И таким образом мы надеемся, что российскому автомобилестроению станет лучше.

Владимир Катренко: Нет, это не главная причина. Главная причина сегодня - вывести из игры серый и черный сектор, на котором зарабатывает большое количество наших сограждан, но зарабатывает не совсем цивилизованным путем. Потому что сегодня из 100 процентов автомобилей, завозимых в течение года, автомобилей возрастом от 3 до 7 лет, как правило, заводятся на физических лиц, а затем перепродаются юридическими лицами, что лишает наш бюджет дополнительных бюджетных поступлений почти 1,5 миллиарда долларов. Это первая причина. И вторая причина - это создать нормальные, равные возможности для всех игроков рынка автопрома, для того, чтобы развивать новые образцы продукции, для того, чтобы развивать новые производства и не конкурировать с самим собой. Получается, что те инвесторы серьезные, солидные и способные сегодня вложить солидные средства в развитие автопрома нашей страны, такие компании как "Дженерал моторс", это "Ивеко", это "Форд", это "Рено", известные, вынуждены конкурировать сами с собой. Когда условия ввоза этих иномарок для юридических и физических лиц несколько разнятся, как это было до сегодняшнего дня.

Ведущий: Скажите, а как конкретно вы представляете себе возможность инвестирования, скажем, той же компании "Форд" или "Дженерал моторс"?

Владимир Катренко: Сегодня есть прекрасные примеры, когда...

Ведущий: Это совместные предприятия или что это?

Владимир Катренко: Да, это совместные предприятия и я не вижу ничего худого в том, если на базе каких-то ныне, будем так говорить, бездействующих производств будут создаваться компании со 100-процентным иностранным капиталом. Я рассчитываю на то, что широкий круг наших соотечественников, как это было лет 10-12 назад, это уже не пугает. Потому что в Россию ввозятся новые технологии, в России создаются новые рабочие места и в России создается тот продукт, которым можно гордиться. А не превращать ее в свалку старых автомобилей.

Ведущий: Хорошо. Владимир Семенович, давайте мы посмотрим сюжет на эту тему и вернемся к разговору после сюжета.

Владимир Катренко: Хорошо.

Репортаж

Корреспондент: Правительство в очередной раз ополчилось на поддержанные иномарки. На подписи у премьера находится документ, который уравнивает условия растаможивания иномарок для физических и юридических лиц. Есть и другой вариант, при котором порядок растаможивания остается разным. Так или иначе, пошлины на ввоз иномарок от 3 до 7 лет поднимутся в два раза.

Антон Беляков, президент "Дрэнг Рейсинг": Люди будут покупать может быть не те машины, которые они хотели, и может быть будут перераспределять деньги в совершенно другие рынки. То есть, рынки недвижимости, покупать квартиры элитные, то есть копить или откладывать на что-либо другое.

Корреспондент: Замысел Минпромнауки, которое разрабатывало документ, заставит россиян покупать отечественные "Жигули" и "Волги". Но прежде всего планируется привлекать инвестиции крупных иностранных производителей, хотя многие относятся к этому с недоверием.

Антон Беляков: Те совместные предприятия, которые выпускают (нрзб.) "Ниву", например, "Форд", они по своим объемам не справятся просто с растущим спросом населения. Даже отверточная сборка, она может решить какие-то локальные задачи, но не глобальные. То есть я имею в виду отверточная сборка, то, что делает "Автофрамос", например, по поводу "Рено".

Корреспондент: Сторонники бэушных иномарок накануне вступления закона в силу в знак протеста в центре столицы решили хорошенько пошуметь.

Без титров: В течение всего дня каждый автомобилист, который примет для себя решение поддержать нашу акцию, проезжая мимо зданий, где располагаются органы исполнительной и законодательной власти, прежде всего это мэрия Москвы, Белый дом, Государственная Дума, Государственный таможенный комитет, может подавать звуковой сигнал, например. Это никак никого не побеспокоит.

Корреспондент: Понять наше правительство сложно, но можно. Бэушные иномарки не дают возможности развивать производство внутри страны. Повышение и уравнивание - одна из попыток помочь автопрому и людям, которые заняты в нем. Если приветствовать поддержанные иномарки, в России без работы могут остаться более 1,5 миллионов человек. Японцы и южные корейцы, например, когда только начинали развивать свой автопром, тоже ограничивали ввоз иномарок в страну. Похоже, наше правительство хочет действовать по тем же рецептам.

Ведущий: Напоминаю, что мы беседуем с нашим гостем Владимиром Семеновичем Катренко, беседуем о новом повышении цен на иномарки с 1 июня.

Владимир Семенович, значит вы считаете, что будут новые инвестиции. Скажем, компания "Дженерал моторс" будет создавать какое-то совместное предприятие и производить машины. Под какой маркой эти машины будут производиться, это будут "Форды", я не знаю, "Крайслеры" это будут, "Жигули" и "Волги", что это будет?

Владимир Катренко: Я думаю, что в целом для экономики страны и для рядового гражданина не суть важно, как эта марка называется. Мы давно уже ушли от стереотипов, когда надо было цепляться за какие-то названия. Мы на другом этапе освоения рыночного пространства. И сегодня уже есть проекты, которые реализованы, это "Шевроле-Нива", которая заполняет сегодня наиболее популярную нишу автомобилей. В перспективе это микроавтобусы с участием фирмы "Ивеко". Пусть они называются "Ивеко", пусть они называются "Лада", пусть они называются "Газ-Ивеко", как угодно называются. Самое главное, что эти автомобили по качественному своему состоянию приравниваются к аналогичным образцам западноевропейских.

Ведущий: Владимир Семенович, скажите, пожалуйста, а в стоимостном выражении как отличается машина, произведенная в России, скажем, от аналогичной машины, экспортированной в Россию, то есть ввезенной?

Владимир Катренко: Есть надежда на то, что стоимость автомобилей, производимых на территории России, будет как минимум, от тех, которые мы сегодня новые покупаем, будет как минимум отличаться на 25-30 процентов в сторону уменьшения.

Ведущий: Это существенно.

Владимир Катренко: Да. Может быть на каком-то этапе мы вынуждены будем в широком смысле потерять, как отдельно взятые граждане, но в целом хозяйственный комплекс, экономика страны и как бы тот динамизм, который сегодня экономика страны набирает, он выигрывает.

Ведущий: А какого уровня инвестиции необходимы, чтобы преобразовать существующие автомобилепроизводящие заводы в те, о которых мы сегодня говорим?

Владимир Катренко: Сегодня речь идет о 550 миллионах долларов, которые инвестированы, как я уже сказал, в проект "Шевроле-Нива". Есть проекты, в которые осуществлены инвестиции в 200-250 миллионов долларов. Думаю, для того, чтобы в корне изменить ситуацию в автопроме, нужно не так много. Я думаю, что это два, три, четыре, пять миллиардов долларов в состоянии в корне изменить ситуацию.

Ведущий: Скажите, а есть ли какие-то другие способы привлечь эти инвестиции помимо повышения пошлин на ввозимые машины?

Владимир Катренко: Все дело в том, что повышение пошлин - это один из маленьких элементов, которые создают условия для привлечения инвестиций, но он не является главным фактором. Это один из шагов, который демонстрирует нашим партнерам или тем крупным финансово-промышленным группам, которые верят в Россию, верят в последовательность наших действий, это один из маленьких шагов. В принципе же для того, чтобы инвестиции широким потоком вливались в экономику России, нужен ряд крупных шагов и мы их уже сделали. Потому что еще 7, 8, 10 лет назад трудно было поверить в то, что... Хотя они и выражали желание, но для этого не было никаких правовых оснований, чтобы компания "Вольво", "Форд", "Мерседес", "Эмэн" или тот же "Рено", или тот же "Шевроле", вот такие крупномасштабные инвестиции готовы были влить в экономику нашей страны. Сегодня, как я уже сказал, мы на другом этапе и это обнадеживает. И это не должно пугать нашего потребителя, потому что даже с позиции тех оппонентов, которые критикуют правительство, которые считают, что тем самым разваливается экономика страны, я хочу сказать так, даже если вдруг возникнет экстремальная ситуация и мы снова окажется в состоянии холодной войны, эти заводы останутся на российской земле. Эти руки, которые создают продукцию, остаются на российской земле. Эти компоненты, из которых создаются автомобили, тоже остаются на российской земле.

Ведущий: Спасибо большое, Владимир Семенович. Спасибо за такую интересную беседу, за то, что вы все нам так подробно рассказали. Это "Цена вопроса". Я, ведущий Игорь Десятников. Прежде, чем будет лучше, станет чуть хуже. Но я надеюсь, что качество российских автомобилей будет повышаться, дороги будут улучшаться и в принципе нас ждет в ближайшем будущем, по всей видимости, благополучное путешествие по российским дорогам.

23.05.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2519

Док. 331626
Перв. публик.: 23.05.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 328

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``