В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Государство рассчитывает на взаимность нефтяников` Назад
`Государство рассчитывает на взаимность нефтяников`
В интервью "Газете Ru" председатель думского комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко объясняет, почему увеличение налогообложения нефтяной отрасли - неизбежность. По его мнению, сами нефтяные компании к этому уже готовы.

Бытует поговорка, что природная рента, то есть плата за пользование минеральными ресурсами, в нашей стране - священная корова, которую каждый пытается подоить, но она лягается. Почему депутаты вдруг о ней заговорили именно сейчас?
=
Вопрос о ренте стал особенно актуален в силу того, что принятый и вступивший в действие с января прошлого года Налог на добычу полезных ископаемых, несмотря на радужные прогнозы многих экспертов, показал свою неэффективность и несостоятельность. Cегодня наши соотечественники все больше начинают понимать, что природная рента это реальные средства, на которые они вполне могут рассчитывать.
=
Такой опыт существует во многих зарубежных странах. Кроме того, неплохо, чтобы тезис о народном достоянии, к которому мы привыкли, стал бы более осязаемым. Поле для размышлений и деятельности тут безгранично.
=
Иными словами, Вы предлагаете все опять взять и поделить?
=
Ни в коем случае. Решить это надо на базе очень гибкого, гармоничного и дифференцированного законодательства. Перекос в налогообложении привел к тому, что крупные корпорации получая высокие доходы, платят сегодня всего два с половиной процента из прибыли, а малые и средние предприятия вынуждены отдавать от 20% до 60%. В итоге огромное число предприятий вообще оказались нерентабельными в новых условиях.
=
А может быть, это нормально, что число мелких и убыточных предприятий, вследствие естественного отбора, неуклонно сокращается?
=
Нельзя уничтожать малый и средний бизнес в нефтяной промышленности. В Америке, например, львиную долю объема нефти обеспечивают как раз малые и средние предприятия. Поэтому разрешить сегодняшнюю ситуацию может только перестройка системы налогообложения недропользования. Хотя создание оптимальной системы рентных платежей только часть проблемы. Ведь все это, в итоге, приведет к изменению взаимоотношений не только между государством и добывающими предприятия, но и затронет всю экономику. Проблема комплексная - и решать ее надо, анализируя возможные последствия.
=
Как, на Ваш взгляд, должна все же эта перестройка происходить?
=
Необходимо ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, активнее разрабатывать соответствующие кодексы.
=
Это личный порыв депутатов, или все же инициатива согласована с правительством?
=
Могу откровенно сказать, что сегодня в правительстве учитывают царящую в обществе атмосферу и близки к тому, чтобы подобные нововведения принять позитивно. Помимо налога на дополнительный доход в ближайшее время нам придется принять целый пакет законодательных актов, обеспечивающий стимулирующее налогообложения для ввода новых и эксплуатации месторождений с остаточными запасами.
=
Что подразумевается под стимулирующим налогом?
=
Необходимо предоставлять льготы на время разработки и выхода скважины на эксплутационную мощность. Кроме того, должен быть налоговый период. Как только скважины доходят до грани истощения, он должен уменьшаться. В принципе подобные схемы действуют в других странах. Так, что ничего нового мы не выдумываем. сюда, впрочем, можно отнести и игольные разрезы, другие ископаемые, так тоже же должны взиматься рента.
=
Кроме того, по многим позициям мы с правительством мыслим и движемся в одном направлении. В Белом доме полным ходом идет разработка новой редакции закона "О недрах", проекты Горного кодекса и кодекса "О недрах".
=
Как скоро вы собираетесь внести законопроект, касающийся налога на углеводороды?
=
Пока мы это не планируем. Довольно будет и того, что правительство прислушается к нашим рекомендациям после проведенных слушаний. Я не обольщаюсь, что закон о налогах на сверхдоходы может быть принят в Думе этого созыва, но будет здорово, если мы подготовим базу, и передадим разработки, как эстафетную палочку будущим депутатам. Кроме того, мы ведь не бездействуем и уже сейчас вносим поправки в часть вторую Налогового Кодекса, касающиеся режима СРП.
=
Чем, кстати, вызвано перенесение рассмотрение закона на май?
=
Споры идут из-за поправки, которая предлагает, по сути, резко пересмотреть отношение к СРП. Внес ее депутат Владимир Дубов. И эта поправка крайне обостряет ситуацию. В итоге, большая часть законов принятых Думой и уже подписанных президентом вообще оказываются вне игры. А это, понятно, не является стимулирующим фактором для тех инвестиций, надежда на появление которых еще оставалась.
=
Естественно, что это вызвало протест у многих депутатов. И сегодня мы с правительством пытаемся найти какие-то компромиссные решения. Идет, так сказать, активная проработка разногласий и поиск компромиссных решений.
=
В итоге, логично ждать, что условия СРП будут пересмотрены?
=
Мы не цепляемся за догмы и не являемся слепыми рабами тех решений, которые принимали два-три года назад. И согласны с тем, что базовый закон по СРП не работает.
=
Действительно, надо стимулировать тех, кто выразил желание разрабатывать их на условиях СРП. Короче, необходимо делать выбор, либо начинать разрабатывать месторождения, либо выставлять его на конкурс.
=
В принципе мы с этим постулатом согласны. В нем есть рациональное зерно. Единственное, мы считаем, что норма эта должна начать действовать с 1 января 2005 года, т.е дать возможность самим компаниям определиться как им лучше поступить.
=
А вообще я сторонник того, чтобы роль государства и влияние на эти процессы усиливалась.
=
И все же из Ваших слов следует, что нефтяникам настал момент делиться.
=
С одной стороны, конечно, да. Но это как-то очень грубо звучит.
=
А как будет благозвучнее?
=
Государством и так в течение последних лет достаточно сделано преференций. Я понимаю, что их всегда мало. Но страна сегодня после того, как дала им (нефтяникам) возможность состояться и начать бурное развитие, вполне могла бы рассчитывать на взаимность.
=
Вы не боитесь, что эти действия вызовут активный протест со стороны нефтяных компаний?
=
Компании, которые могли бы возражать, цивилизованны, благоразумны, и, уверен, правильно оценивают атмосферу в обществе. Они живут не в отрыве от действительности. И насколько она благоприятна, настолько велики гарантии долговременного, стабильного ведения бизнеса.
=
Сегодня всем нам надо думать о перспективе. Я уверен, что большинство командиров данного сектора экономики это прекрасно понимают.

29.04.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2530

Док. 331619
Перв. публик.: 29.04.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 313

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``