В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко: `Желание решать проблемы ЖКХ, кроме уважения ничего не может вызывать`. Назад
Владимир Катренко: `Желание решать проблемы ЖКХ, кроме уважения ничего не может вызывать`.
Депутаты намерены держать "руку на пульсе" реформ в электроэнергетике, и с надеждой смотрят на руководство РАО "ЕЭС", взявшееся за решение проблем в жилищно-коммунальной сфере. Об этом в интервью корреспонденту БПИ Максиму Логвинову рассказал председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко.

- Депутаты приняли пакет законов по реформированию электроэнергетики. Контролируют ли они сейчас ход реформирования, исполнение нормативных документов?

- Мне кажется, что вхождение РАО "ЕЭС" в реформы идет планомерно и без рывков. Что касается отношения депутатов к тем процессам, которые происходят сегодня в недрах электроэнергетической отрасли, то можно однозначно сказать, что даже если бы кому-то хотелось оставить депутатов за рамками процесса реформирования, то это вряд ли удастся. Среди депутатов очень много профессионалов, очень много оппонентов, которые категорически возражали против тех или иных норм, принятых сегодня в законе. Я должен сказать, что мы продолжаем держать руку на пульсе.

В частности, вы знаете, в прошлом году был принят закон о государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию, который обязывал все стороны процесса - государство и топливно-энергетические компании - устанавливать тарифы один раз в год, во время принятия бюджета. Вы помните, какую дискуссию вызвало данное положение законопроекта, но, тем не менее, мы настояли на своей позиции. И сегодня эта норма, хотя она пока еще не работает, тем не менее, позволяет во многих регионах, в том числе в Ставропольском крае, который я представляю, привлечь на свою сторону краевую думу, прокуратуру, и заставить региональные власти отменить те повышения тарифов на тепловую и электрическую энергию, которые они предприняли в тот момент, когда законы находились между Советом Федерации и президентом, когда была юридическая возможность поднять тарифы, до вступления в силу документов, запрещающих это делать. В период, пока законы находились на пути к президенту, в 60 регионах воспользовались последней возможностью и подняли тарифы, в некоторых от 30% до 60%. Мы в Ставропольском крае, убедив соответствующие органы, смогли вернуть тарифы с 1,1 рубля до 80 копеек за киловатт, - это снижение более чем на 33%. Это серьезно.

Кроме того, сейчас в Думе находится законопроект, который внесен широким кругом депутатов, и практически совпадает по концепции с тем законом, о котором я сказал. Он называется "О регулировании тарифов на услуги естественных монополий". Под его действие подпадают только энергетики, но и газовики, транспортники, железнодорожная отрасль. Их тарифы также будут меняться раз в год во время принятия бюджета.

- А вот председатель ФЭК Георгий Кутовой предлагает устанавливать тарифы более одного раза в год и не привязывать данный процесс к принятию бюджета?

- Он уже немножко опоздал, потому что закон, определяющий порядок установления тарифов, принят. Он и раньше возражал. Можно регулировать тарифы и по пять раз в год. Но как потом быть тем бюджетникам, у которых смета расписана в соответствии с текущим бюджетом, и средств для компенсации при повышении тарифов в нем не предусмотрено? Вот первопричина того, что большая часть бюджетных организаций оказалась в долгу перед энергетиками. Кроме того, в предлагаемых Кутовым вариантах нет того динамизма, нет той поступательности, на которую мы рассчитывали. Должны быть понятные, простые и ясные правила игры.

- Как вы относитесь к предложению сенаторов разработать, закон "О теплоснабжении", который, по их мнению, должен быть принят еще до начала кардинальных изменений в электроэнергетике, так как две этих отрасли тесно взаимосвязаны?

- Я сторонник того, чтобы такой закон был. Считаю, что нам, депутатам, следовало бы поддержать эту инициативу своих коллег из Совета Федерации. К сожалению, подробно с этим законопроектом не знаком, но, судя по тем отзывам, которые на сегодняшний день слышал, он заслуживает внимательного к себе отношения.

- А как в таком случае, Вы могли бы прокомментировать инициативу РАО "ЕЭС" и "Газпрома" по созданию управляющей компании в ЖКХ?

- Приветствую, горячо приветствую подобную инициативу, мне она глубоко импонирует.

- Депутат Ярослав Швыряев говорил, что у него вызывает опасение превращение социально значимой сферы в бизнес, из-за чего могут пострадать конечные потребители услуг ЖКХ. Как вы к этому относитесь?

- Если этот бизнес будет работать на благо общества, то я поддерживаю эту инициативу. Вы помните, сколько криков было в начале, на заре реформ той же электроэнергетики. Сколько воплей было по поводу того, что страна рухнет, страна разрушится, что мы делаем, уходим от государственного регулирования цен, от государственного распределения, от талонной системы. На сегодняшний день конкуренция позволяет нам пользоваться благами практически на каждом шагу. И если вместо нынешних муниципальных структур - разваленных, разгромленных, разграбленных, а зачастую сознательно неэффективно работающих, куда зарываются колоссальные бюджетные средства, мы увидим нормально функционирующую коммерческую структуру, и у рядового потребителя будет возможность выбора - на эти вопросы ответит сам потребитель и жизнь.

Я не думаю, что это очень сладкий бизнес. Это попытка ответственных мужей нашей страны и тех людей, которые понимают развитие процессов, включиться к реорганизации. Я не хочу сегодня никого демонизировать или идеализировать, но мне нравится этот подход. У них сегодня своих задач хватает, чисто узкоотраслевых, но желание решать проблемы и в столь проблемной отрасли как ЖКХ, кроме уважения ничего не может вызывать.

- Как Вы считаете, каким образом РАО "ЕЭС" и "Газпром" будут приобретать собственность в системе ЖКХ? Какой вариант вам представляется наиболее оптимальным? Будет ли это, как предполагают некоторые, изъятие объектов ЖКХ за долги перед энергетиками, либо как предлагают отдельные руководители регионов, это будет реализовано в форме долевого участия местных властей в управлении, и в собственности коммунальных служб?

- Я уверен, что сегодня никто в мире простого рецепта не предложит. Я считаю, что проблема эта будет решаться разными способами: в каких-то регионах это может быть сделано на долевой основе, в каких-то регионах, которые не являются самодостаточными, не исключаю, что объекты ЖКХ могут быть получены в качестве оплаты за долги. В каких-то регионах, может быть, найдут иные формы взаимодействия, но то, что эта проблема уже обсуждается в практической плоскости, внушает позитивные надежды.

25.04.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2531

Док. 331618
Перв. публик.: 25.04.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 292

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``