В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Катренко в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` (ведущий - Матвей Ганапольский). Назад
Владимир Катренко в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` (ведущий - Матвей Ганапольский).
М. Ганапольский - Мы начинаем нашу программу, мы будем встречать нашего гостя, это председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Владимир Катренко. Несколько тем мы затронем в нашем разговоре. Владимир уже в студии. Добрый день.

В. Катренко - Здравствуйте.

М. Ганапольский - С приходом на "Эхо", Вы первый раз у нас в гостях. Мы поговорим об объединении двух крупных нефтяных компаний - "Юкос" и "Сибнефть", которые уже в народе трогательно назвали "Сибюк". Поговорим о повышении пошлин на ввоз автомобилей. Мне очень интересно, что Вы знаете о платных дорогах, вроде это дело хорошее, и вообще о строительстве дорог. Ну и поговорим, Вы у нас из Минеральных Вод, я Вас поздравлю с юбилеем, все-таки 200 лет этому замечательному городу. После рекламы начинаем.

Реклама

М. Ганапольский - Ну что, с Днем рождения, уважаемые Кавказские Минеральные Воды, да?

В. Катренко - Спасибо.

М. Ганапольский - Я не Вас поздравил, я поздравил это знаменитое место.

В. Катренко - А я от лица всех жителей Кавказских Минеральных Вод, благословенного региона, всемирно известного некогда, а сегодня, действительно, отмечающего свой двухсотлетний юбилей. Именно сегодня, 24 апреля, двести лет назад высочайшим указом этому региону был придан особый статус.

М. Ганапольский - Вы знаете, всегда, когда думаешь о Кавказских Минеральных Водах, во-первых, это всегда рядом с нами, потому что бесконечные всякие "Ессентуки", которые продаются, и главная мысль - поддельные или не поддельные, что ты на самом деле пьешь. И какое-то теплое ощущение, как называются вот эти, с которыми ходят воду пить, с трубочкой такой, фаянсовые.

В. Катренко - Это специальные стаканчики.

М. Ганапольский - Вы знаете, это воспоминание детства, потому что я там был и в юности был. Удивительно трогательные воспоминания отдыха, теплого замечательного места, безусловно, чудесное место. Известно, что Вы были против того, активно выступили, когда сравнивали со Швейцарией это место. А почему? Ну действительно Швейцария.

В. Катренко - Получило широкое употребление фраза о том, что Минводы - это русская Швейцария. Я, не стесняясь, сказал, что такое сравнение меня лично, как уроженца этого региона, как депутата, который от этого региона не первый раз избирается, не просто задевает, оно меня оскорбляет.

М. Ганапольский - Т.е. Швейцария - это вторые Кавказские Минеральные Воды?

В. Катренко - Я не хочу унижать сегодня ни Швейцарию, ни Австрию, ни Калифорнию, ни Флориду. Я откровенно заявляю и знаю, что это аргументированно можно доказать: и Швейцария, и лучшие австрийские курорты - это жалкое подобие всему тому перечню лечебных факторов, которыми располагает сегодня уникальнейший и единственный в мире Евро-Азиатский регион, который сохранил 120 минеральных лечебных вод, который имеет сегодня на своей территории уникальнейшее озеро, уровень воды в котором независимо от того, дождливое лето или, наоборот, сухое, никогда не падает. И самое главное - той грязью, которой сегодня поднимают калек, буквально безнадежных калек, и тем климатом, и теми терренкурами, и той заповедной и первозданной природой, которой покоряли во все времена не только наших россиян, но и всех жителей ныне союзных нам, соседних республик, которые приезжали, которые заполняли курорты. Надо сказать, что, к сожалению, разделение Союза негативно повлияло, мы очень трудно переживали 94, 95, 96-й годы, именно тогда уровень отдыхающих не превышал где-то 200 тысяч. Но последние три года этот уровень поднялся до 500 тысяч. И мы надеемся, что в текущем году он превысит 500 тысяч.

М. Ганапольский - Т.е. опять койко-место достать невозможно?

В. Катренко - Да, Вы знаете, в лучшие санатории сегодня места раскуплены до конца года.

М. Ганапольский - Ну что ж, тогда простите, уважаемый собеседник, но придется от Кавказских Минеральных Вод перейти к прозе жизни, потому что все равно у вас там места не найдешь. Я напоминаю, у нас в гостях Владимир Катренко - председатель комитета по энергетике, транспорту и связи. Поэтому сейчас будем говорить по профилю нашего гостя. Ну что ж, "Юкос" и "Сибнефть" объединились, вошли в первую десятку мировых компаний, стали фактически самой крупной компанией в России, с самым большим потенциалом добывающим. Как Вы оцениваете, это положительная история, такое укрупнение?

В. Катренко - Если смотреть с общеэкономических позиций, да. Слияние капиталов двух зарекомендовавших себя, очень мощных компаний - это всегда во благо, если этот капитал используется именно с пользой и для самих компаний, и с пользой для страны. Я очень хотел бы верить, что сегодня это слияние во благо России.

М. Ганапольский - Я знаете, почему задал Вам этот вопрос, Вы знаете, что когда была недавно дискуссия по поводу того, участвовать ли российским, и каким российским, компаниям в подъеме иракской экономики, в тендерах на их природные ресурсы, то Ваши коллеги-депутаты в эфире "Эха", как мне кажется, справедливо (а может, я не знаю, несправедливо) говорили, что лучше, если это будут государственные компании, потому что тогда будет обогащаться не один чисто конкретный человек (говоря этим языком), а будет обогащаться все-таки вся страна. Они говорят, что деньги реинвестируются бесконечно, и, по сути, деньги крутятся внутри этих компаний, что государство с этого ничего не получает. Это так или нет?

В. Катренко - Я точно знаю, что, если бы я сейчас поддержал эту точку зрения, она весьма популистская, особенно в выборный год, наверное, нашел бы поддержку у очень широкого круга наших соотечественников, в первую очередь, у тех, которые не очень в теме.

М. Ганапольский - Извините, пожалуйста, я на секунду Вас перебью. Мы продолжим этот разговор, потому что разговор важный и принципиальный, потому что все вспоминают Саудовскую Аравию, Эмираты, где с дня рождения тебе кладут 100 тысяч или сколько, задают справедливые вопросы - вот наши недра, они кому принадлежат, "Лукойлу", "Юкосу", "Сибнефти" или всем нам?

В. Катренко - Наши недра как вчера, как сегодня, я надеюсь, и завтра будут принадлежать государству.

М. Ганапольский - Понимаете, только как нам кусочек этого блага получить? Мы сейчас послушаем свежие новости, а потом продолжим разговор.

Новости

М. Ганапольский - Мы продолжаем в прямом эфире "Эха" беседу с Владимиром Катренко - председателем комитета по энергетике, транспорту и связи. Так вот по поводу популистской идеи...

В. Катренко - Для того, чтобы завоевать дешевым образом симпатии широкого круга соотечественников, которые, может быть, не совсем в теме тех процессов, которые происходят в течение последних 10-15 лет в нашей нефтяной отрасли, может быть, и следовало бы сказать, что я тоже сторонник создания единой государственной компании. Но я хотел бы напомнить, что сегодня и Россия, и ее экономика, многие сектора экономики находятся на совершенно другом отрезке и этапе, когда даже рассуждение на эту тему не очень корректно. Поэтому что касается тех богатств, которые по сегодняшний день принадлежат а государству, а значит, и всему народу, то здесь эту проблему, которая успешно решена в Норвегии, как Вы сегодня правильно говорили, в Арабских Эмиратах, во многих странах мира, нам надо решать, конечно же, через систему налоговых поступлений, через систему рентных отношений, о которых все громче и громче, чаще и чаще начинают говорить. Мне очень приятно, что эту тему поднимает президент, мне очень приятно, что эта тема сегодня становится темой для дискуссий в правительстве, буквально вчера мы провели мощнейшее заседание, в котором участвовала чуть ли не треть депутатов Государственной Думы, где как раз и обсудили проблему того, чтобы, с одной стороны, давая возможность развиваться нефтяным компаниям, давая им возможность сливаться, давая им возможность выходить на международные рынки, в то же время решать вопросы, которые касаются каждого отдельно взятого гражданина. Вопросы, которые касаются его социальной сферы, те вопросы, которые касаются его как человека, который может претендовать на долю от тех недр, которыми пользуются сегодня или распоряжаются те или иные компании.

М. Ганапольский - Конечно, эта тема для более глубокого и детального разговора, т.е. мы переходим уже в сферу социальную такую, насколько в этих компаниях нормальных аудит, насколько они не могут уходить от налогов и т.д. Хорошо. Есть вещи, которые очень остро интересуют наших радиослушателей, это новая идея повышения пошлин на ввоз автомобилей. Вы считаете, это правильно?

В. Катренко - Я сторонник сбалансированных решений. Если оценивать сегодня с точки зрения достаточно большого количества людей, для которых этот бизнес является основным источником существования, конечно же, это не очень хорошо. Если же исходить из интересов государства, из интересов всего нашего общества, это хороший посыл и хороший шаг к тому, чтобы пригласить не только внутренних инвесторов, но и зарубежных, которые на протяжении 15 последних лет с большой осторожностью входили в наш не очень развитый автомобильный сектор, автомобильный рынок. Я был сторонником и твердо убежден по сегодняшний день, что если в области космических технологий, в области строительства авиационной техники мы еще можем многим компаниям утереть нос в этом мире, было бы жалко упускать этот сектор, отдавать его на откуп, то уж в области автомобильный промышленности мы никогда первыми не были, даже в самые лучшие времена. Поэтому бояться приглашать сюда инвесторов, было бы неправомерно и не совсем, будем так говорить, правильно.

М. Ганапольский - Простите, я только не понял. Ну и приглашайте, а зачем снова повышать пошлины?

В. Катренко - Речь идет о том, что сегодня, принимая это решение, правительство дает возможность тем инвесторам, которые уже вошли на рынок, а это Ford, Opel, General Motors, это и фирма Iveko, широко и хорошо известная в Западной Европе.

М. Ганапольский - Грузовые автомобили, автобусы.

В. Катренко - Сегодня не позволяют конкурировать самим с собой. Потому что когда они имеют возможность спокойно и планомерно развивать производство в России, предлагать нормальные, оптимальные цены для российского потребителя, зачем им создавать трудности, создавая льготные таможенные режимы для тех же видов автомобилей, только из-за рубежа, тем более не совсем новых?

М. Ганапольский - Владимир, я понимаю, это такая трогательная забота об иностранных компаниях, но хотелось бы, чтобы параллельно с этим они не задирали цены, чтобы накрутки не составляли почти 100%. Потому что то, что продается у нас за 13-15 тысяч, сколько реально стоит эта машина? Мне кажется, что вы убираете для них действительно конкуренцию, действительно остаются они вне конкуренции. Что хочешь выпускай - и альтернативы никакой. Наши машины, потому что мы знаем, что такое наши машины, а их машины - вот они монополисты на этом рынке.

В. Катренко- Не могут быть они монополистами, потому что их уже достаточно много на российском рынке. Второе - я меньше всего хотел бы выступать в качестве радетеля интересов иностранных компаний. Я как раз подхожу с позиций интересов российской экономики. Я думаю, что сегодня не надо никого убеждать, что качество самого заурядного западноевропейского автомобиля, к сожалению, резко или значительно превышает качество такого же типа отечественного автомобиля. И то, что сегодня иностранные инвесторы приходят с новыми технологиями, приходят с инвестициями, создавая новые рабочие места, создавая новые конвейеры, тесня вот этот некачественный товар на нашем рынке, опять же на нашем потенциале, они ведь не открываются на ровном месте, они вливаются в те заводы, которыми уже располагает, которые являются нашей, российской собственностью. Вот о чем идет речь. Идет слияние капиталов во благо как одним, так и другим, вот с каких позиций я хотел бы рассуждать и хотел бы быть понятым широким кругом наших радиослушателей.

М. Ганапольский - Понятно. Следующая тема - строительство дорог. Ну кроме того, что мы знаем, что России мешают дураки и дороги, с дураками у нас, по-моему, такой же процент и остался, но дороги, особенно в Москве, благодаря Лужкову тире Громову, стали улучшаться. По России тоже идет вялое улучшение. Говорят, что дороги спасли Америку в свое время от знаменитого кризиса, когда люди стали строить дороги и, в общем, получилась современная Америка. Как Вам наши дороги и что Вы с ними собираетесь делать? Например, до сих пор, мы знаем, на выезде из Москвы есть такая широченная дорога, которая должна была нас вести в Крым. Как-то хочется ехать хорошо. Вот мы когда-нибудь будем ехать хорошо? Вообще есть какой-то план развития в этом смысле?

В. Катренко- Думаю, если нам всем быть объективными, надо признать, и Вы это отметили, что сегодня качество дорог значительно повысилось, по сравнению с тем, какими мы их видели 10-15 или 20 лет назад. Что касается политики в области дорожного строительства, то здесь позиция депутатов, практически всех депутатов, которые мало-мальски разбираются в этих процессах, такова, что дорожную отрасль надо не только поддерживать, возможность инвестирования в новое дорожное строительство должна год от года увеличиваться, ее надо расширять. Для этого необходимо разрабатывать такие экономические механизмы, которые бы позволяли не шарахаться из стороны в стороны, сегодня иметь наполненный бюджет дорожного фонда, а завтра с трудом собирать эти деньги из других секторов экономики. Поэтому мы сторонники того, чтобы дорожное строительство развивалось динамично, чтобы оно развивалось поступательно.

М. Ганапольский - Но это общий ответ депутата. А вот теперь, если говорить конкретно. Вот знаменитое Симферопольское шоссе, которое я упомянул, будет ли оно когда-то достроено, увидим ли мы какие-то современные, вот говорят, что дороги будут платные, но при условии, что будет рядом дорога бесплатная.

В. Катренко- Альтернативная.

М. Ганапольский - Это все замечательно, это как на Западе. Мы скоро это увидим? Вот эта дорожная "корзина", о которой Вы говорили, она полная сейчас или пустая?

В. Катренко- Мне трудно сегодня отвечать за все министерства и ведомства, которые несут ответственность за решение этой проблемы. Но я еще раз повторяюсь, сегодня широкий круг депутатов - сторонники того, чтобы дорожный фонд был не только наполнен, но и по возможности переполнен. На сегодняшний день, к сожалению, средств на дорожное строительство, именно в этом году, не хватает, поэтому мы серьезно намерены к концу года внести новые предложения в правительство, которые если не будет принято решение восстановить вот этот дорожный налог, который был отменен как оборотный налог, то его каким-то образом качественно, что ли, заменить. На сегодняшний день те подходы в области налоговой политики, которые осуществлены в нашем государстве, не обеспечивают нормальное наполнение этой "корзины".

М. Ганапольский - Ну и последний вопрос, поскольку у нас с Вами такая ознакомительная беседа, мы выясняем Вашу точку зрения по тем или иным вопросам. Мы знаем, что сейчас активно правительство ведет по всем вопросам консультации с депутатским корпусом. Вот Вы говорите, я поддерживаю решение Путина, точку зрения Путина. Помните, в старые времена, хотя вполне недавние, такое от депутатов редко можно было услышать. У Вас есть в Вашем комитете взаимопонимание с правительством, с Касьяновым?

В. Катренко - Будем так говорить, у нас по большому числу направлений и концептуальных подходов есть взаимопонимание, но сказать о том, что мы сегодня слепо или безоговорочно принимаем все предложения правительства, я не могу да и не хочу.

М. Ганапольский - Ну например, чтобы слушатели не подумали, что Вы просто так говорите. Вот какие вопросы пока остаются дискуссионными?

В. Катренко - На сегодняшний день наша точка зрения по поводу режима СРП, это соглашение о разделе продукции, и налогового режима, который буквально на днях чуть не был принят Государственной Думой, резко расходится с позицией широкого круга депутатов, я имею в виду позиция правительства.

М. Ганапольский - Это вот эта история с уменьшением налогов?

В. Катренко - Нет, это история с отменой, когда одной поправкой в одну статью Налогового кодекса чуть ли не отменяется целый ряд законов, которые уже подписаны президентом и которые уже сформировали определенный режим и отношения инвесторов западных. Я считаю, что здесь должен быть более осторожный и сбалансированный подход. Кроме того, у нас не во всем и не всегда, вернее, будем так говорить, было серьезное противодействие многим таким попыткам келейно протащить решение, касающееся тарифной политики. И все знают, что во многом благодаря центристским фракциям сегодня в государстве обеспечен такой сбалансированный подход. Я, как представитель Ставропольского края, могу сказать, что мы, благодаря разъяснительной политике, смогли найти поддержку и краевой Думы, и прокуратуры, и всех органов. И в результате наших действий были отменены тарифы, установленные на текущий год, отменены с 1 руб. 10 коп. до 80 копеек. Я знаю, что этому примеру в ближайшее время, благодаря принципиальной позиции депутатов, последуют в других регионах страны. А это серьезное решение конкретного вопроса, которое сказывается практически на кармане любого из наших граждан.

М. Ганапольский - Спасибо Вам большое. Я очень рад этому знакомству. Я еще раз хочу поздравить Кавминводы (мне очень не нравится это сокращение), Кавказские Минеральные Воды. Кстати, вот последний вопрос. Вот скажите, да или нет. Вот то, что продается в магазинах, эти всякие "Ессентуки", которые я очень люблю, это действительно те "Ессентуки" или это подделка?

В. Катренко - В основном это те минеральные воды, потому что там не только "Ессентуки", у нас 20 источников - это и "Нарзан", и "Кисловодский источник", и "Славяновская", и "Смирновская". В подавляющем большинстве случаев это именно те минеральные воды. Но я, к сожалению, вынужден констатировать, что сегодня на московском рынке еще очень много подделок.

М. Ганапольский - А отличить как? Или почти невозможно?

В. Катренко- Я отличаю по вкусу, отличаю по бутылке, по этикетке.

М. Ганапольский - Ну вот если бутылка с нормальной этикеткой. А знаете, как я скажу? Если покупаешь в крупных сетевых магазинах, не в лавчонке, а в нормальном магазине, большом, там настоящая вода, они следят за этим?

В. Катренко - Я думаю, они заинтересованы в том, чтобы с их прилавков продавалась качественная продукция. Думаю, что, в общем-то, это гарантия того, что продукция, которая продается, именно в крупных, мощных магазинах, пользующихся широкой популярностью, что именно оно.

М. Ганапольский - Спасибо большое, с праздником, спасибо за Ваши ответы. Я напоминаю, Владимир Катренко - председатель комитета по энергетике, транспорту и связи был у нас впервые в эфире. С премьерой, ждем Вас в следующий раз.

В. Катренко - И Вам большое спасибо, успехов.

24.04.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2532

Док. 331615
Перв. публик.: 24.04.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 268

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``