В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пришло время стратегии. Назад
Пришло время стратегии.
Россия располагает значительными запасами практически всех энергетических ресурсов, что обуславливает развитие в стране мощного топливно-энергетического комплекса не только как материальной базы для поступательного развития экономики, но и как эффективного инструмента проведения внешней политики. Для того чтобы в полной мере использовать это уникальное национальное достояние и заложить основы стабильного обеспечения российской экономики и населения всеми видами энергии в условиях рынка, необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.

Главная задача Энергетической стратегии государства на период до 2020 года - определить направления и темпы развития топливно-энергетического сектора страны и объединить их с целями социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Сразу подчеркну, что Государственная Дума, Комитет по энергетике, транспорту и связи совместно с министерствами и ведомствами давно занимаются решением этой проблемы, в частности, проводились парламентские слушания по Энергетической стратегии.= Полагаю очень своевременным представить некоторые концептуальные соображения по вопросу дальнейшего реформирования естественных монополий.
В силу больших объёмов инвестиций и капиталоёмкости топливно-энергетический комплекс предъявляет серьёзные требования к развитию экономики в целом и её инвестиционного блока в частности. Разработка энергостратегии должна быть увязана с подробной проработкой вариантов развития РФ на более длительные сроки. Иначе прогнозирование и программирование не достигнет своей цели, как это случилось в своё время с принятыми в 1995 году "Основными положениями Энергетической стратегии России", которые в полной мере выполнить так и не удалось.
Однако современная ситуация в топливно-энергетическом комплексе страны требует разработки краткосрочной (от трёх до пяти лет) чрезвычайной Программы по стабилизации и развитию топливно-энергетического комплекса. В ней должны быть предусмотрены неотложные меры, направленные на комплексное совершенствование ценовой и налоговой политики, удовлетворение потребностей и увеличение ёмкости внутреннего рынка, увеличение инвестиций и ввод новых энергетических мощностей; восстановление жизненного уровня и, соответственно, платёжеспособного спроса на энергоресурсы со стороны населения и хозяйствующих субъектов; развитие законодательной и нормативной базы, совершенствование структуры государственного управления, стихийно сложившейся для проведения преимущественно финансовой политики и не отвечающей объективно обусловленным требованиям обеспечения развития реального сектора экономики.
Магистральным направлением развития экономики России в ближайшие двадцать лет должно стать энергосбережение. Это путь, которому уже давно следует большинство зарубежных стран. Вспомним брежневскую формулу "Экономика должна быть экономной". Этот же тезис был одним из основных в начале рыночных реформ. Прошло немало времени. К сожалению, можно констатировать, что пока рыночные реформы не только не привели к позитивным сдвигам в энергоэффективности, но, напротив, способствовали существенному ухудшению её показателей. За десять лет энергоёмкость нашего валового внутреннего продукта выросла в полтора раза. По этому показателю мы сегодня уступаем промышленно развитым странам Запада в 3-3,5 раза. Уровень производства в России повсеместно снизился, но при этом на каждую тонну выплавленной стали, на каждый баррель добытой нефти, на каждую единицу сельскохозяйственной продукции мы стали тратить значительно больше энергии, чем прежде.
В Энергетической стратегии России на период до 2020 года прямо указано, что повышение энергоэффективности экономики - одна из центральных задач социально-экономического возрождения нашей страны. До тех пор пока она не будет решена, топливно-энергетический комплекс неизбежно затормозит оздоровление и, тем более, подъём экономики.
Кроме того, происходит глобализация энергетических рынков. Развитие энергетики с учётом российского экспортного потенциала выходит далеко за рамки развития нашей национальной экономики. Здесь необходимо учитывать геополитический и геостратегический факторы, вопросы встраивания в мировую экономику и эффективное использование энергетического потенциала для решения не только экономических, но и геополитических задач, стоящих перед Россией.
Наконец, необходимо учитывать механизмы реализации Энергетической стратегии, и в первую очередь законодательные. Законодательное закрепление долгосрочных "правил игры" в энергетическом секторе - фундамент реализации Энергетической стратегии. Именно отсутствие системных законодательных основ функционирования ТЭК, регулирующих отношения в этой сфере, разнонаправленный характер действующих в ТЭК отрывочных норм обусловили большинство существующих проблем, главной из которых и наиболее ущербной для развития страны стал приоритет краткосрочных экономических интересов над долгосрочными.
Отсутствие необходимых законодательных норм - главная причина избыточности административного регулирования в ТЭК, которое за неимением механизмов законодательного ограничения бюрократического произвола привело к созданию большого числа подзаконных актов.
Законодательное закрепление единых целей, принципов и методов реализации государственной энергетической политики, на которых должны основываться все элементы государственного регулирования экономических процессов (недропользования, налоговой, ценовой, структурной, инвестиционной политики и других), - это определяющее условие формирования, с одной стороны, стабильных и выгодных условий ведения бизнеса в энергетическом секторе, а с другой - долгосрочной системы защиты интересов энергетической безопасности государства и надёжного энергообеспечения экономики и населения страны. Только принятие всеобъемлющей законодательной базы функционирования энергетического сектора в качестве первого шага по реализации Энергетической стратегии позволит гарантировать приоритет долгосрочно ориентированных мер государственной политики в секторе со столь длительным инвестиционным циклом.
Формирование общего энергетического законодательства даст возможность не только преодолеть узкоотраслевые подходы к регулированию правоотношений в ТЭК, проявившиеся в опережающем принятии отраслевых законов, но и обеспечить системность государственной энергетической политики. Разработка общих норм, регулирующих отношения в энергетическом секторе, должна быть направлена на реализацию экономической модели развития ТЭК, предусматриваемой Энергетической стратегией. Общее энергетическое законодательство потребует соответствующей ревизии существующих и разработанных проектов узкоотраслевых законов.
Энергетическое законодательство однозначно и полно должно закрепить стабильные, понятные для инвесторов, долгосрочно ориентированные и взаимоувязанные принципы и методы государственной энергетической политики, применяемые во всех отраслях права, что потребует внесения соответствующих изменений в налоговое, гражданское, административное и другие законодательства. Будет определён статус и правовой режим обеспечения реализации единого топливно-энергетического баланса страны как основного инструмента экономической политики государства в ТЭК.
Разработка и введение в действие эффективного энергетического законодательства позволит уже к 2004 - 2005 годам сформировать правовую основу для долгосрочного поступательного развития энергетического сектора в соответствии с Энергетической стратегией.
Пакет законов по реформе РАО "ЕЭС РФ", состоящий из шести документов, был принят Госдумой. Однако Совет Федерации одобрил лишь пять, законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении" был одобрен только после работы Согласительной комиссии. Сенаторы добились для субъектов Федерации права на получение и использование финансовых ресурсов, полученных от внедрения энергосберегающих технологий, поскольку передача этих средств центру ущемляет права регионов. Члены Совета Федерации считают, что в ближайшее время должны быть приняты ещё два документа: "О теплоснабжении" и "О федеральных энергетических системах". После их принятия законодательная база отрасли будет в основном создана. Окончание работы над законопроектами по реформированию электроэнергетики отнюдь не означает прекращения их совершенствования. Необходимо будет и после введения законов в действие проводить постоянный мониторинг их влияния на энергетику, отслеживать, достигнуты ли цели, ради которых создавались законы: увеличится ли существенно поток инвестиций в отрасль, что станет с тарифами на электроэнергию и тепло при рыночном ценообразовании, сократятся ли отключения потребителей и так далее.
В зависимости от результатов "обкатки" законопроектов на практике может возникнуть потребность внести в них изменения и дополнения, ибо практика есть критерий истины, и законодателям необходимо будет чутко прислушиваться к требованиям, которые диктует жизнь.

22.04.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2537

Док. 331613
Перв. публик.: 22.04.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 294

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``