В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не потерять перспективный рынок. Назад
Не потерять перспективный рынок.
Поступления в федеральную казну от международных транспортных перевозок могли бы быть не меньше, чем доходы от продажи нефти, считают некоторые эксперты. И, надо полагать, небезосновательно.

Недавно министр иностранных дел Игорь Иванов заявил, что, возможно, в ближайшее время между Россией и Европейским Союзом будет введен безвизовый режим. Однако невольно возникает вопрос: а насколько наша транспортная система, наш транспортный комплекс готовы к такому серьезному повороту событий? Ситуацию комментирует председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы, член коллегии Минтранса РФ Владимир Катренко.

- Я совершенно не согласен с утверждениями, что наша транспортная сеть за последние десять лет не претерпела никаких изменений и сегодня представляет печальное зрелище, что мы не готовы принять всех туристов из европейских стран, которые захотят побывать в нашей стране. Конечно, наши федеральные дороги пока еще далеки от идеального состояния, - подчеркнул глава комитета, - но то, что они стали лучше - это бесспорный факт. И сегодня одна из главных задач, которая стоит перед законодательной и исполнительной властью, -=чтобы этот процесс дорожного строительства шел поступательно.

Необходимость развития дорожной инфраструктуры, по мнению председателя думского комитета, связана в первую очередь с тем, что на нее по существу завязаны все производственные отрасли. Через развитие дорожной сети можно снизить производственные издержки, стимулировать развитие реального сектора экономики, повысить эффективность работы международных транспортных коридоров. Конечно, Россия - не Америка и не Италия. В силу своего географического положения в нашей стране более суровые климатические условия. Поэтому нам сложнее решать задачи строительства, ремонта и содержания наших дорог в идеальном состоянии. Но это наши проблемы. И как ни крути, их нужно решать.

Сегодня, отметил Владимир Катренко, развитие транспортной инфраструктуры требует значительных финансовых вливаний. В первую очередь, конечно, из федеральной казны.= Поэтому отрадно, что те средства, которые были заложены в бюджете на текущий год, сопоставимы с теми, которые были выделены на дорожное строительство в 2002 году. И если депутатам не удалось сохранить налог на пользователей автодорог, то мы должны его компенсировать из других источников. К примеру, за счет транспортного налога, какой-то доли акциза, взимаемого с продажи ГСМ, за счет= НДС или за счет таможенных платежей.

Другая серьезная= проблема, - считает Владимир Катренко, - неудовлетворительное состояние отечественного автопарка. Это особенно актуально, когда речь идет о международных транспортных перевозках. Печально, но факт: 90 с лишним процентов международных перевозок на территории России в последние годы осуществлялось зарубежными транспортными компаниями. Мы с ними просто были не в состоянии конкурировать. К примеру, зарубежные транспортные фирмы могли купить в рассрочку на пять лет автопоезд за 100 тысяч долларов. Российский же перевозчик с учетом налогов и таможенных пошлин должен был выложить 160 тысяч. Это, конечно же, ставило их в неравные условия.

Почти двенадцать лет Минтранс России и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) стучались во все двери, доказывая, что мы теряем перспективный рынок, что наши транспортные средства оставляют желать лучшего и по техническим, и по экологическим параметрам. И все впустую. Никакой реакции со стороны облеченных властью чиновников. Лед тронулся лишь в конце прошлого года, когда Президент России дал поручение правительству досконально разобраться с этой проблемой. В результате 11 марта увидело свет Постановление правительства ¦ 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок". Этим постановлением= старые высокие пошлины на новые грузовики и прицепы, ввозимые для эксплуатации на международных линиях, были снижены до 5 процентов. А если транспортные средства ввозятся для временной эксплуатации, то они вообще освобождаются от таможенных пошлин. Именно этого и добивались российские транспортники от правительства. И теперь они при закупках новой техники за рубежом смогут сэкономить примерно 25 тысяч долларов с каждой машины.

Специалисты в транспортной отрасли считают, что отмена пошлин будет стимулировать закупки новой техники и позволит российским дальнобойщикам достойно конкурировать на рынке международных перевозок. А этот рынок настолько емкий и перспективный, что мог бы приносить нашей казне не меньше, чем продажа за рубеж углеводородного сырья. Тем более что его запасы ограниченны, а транспортными перевозками международное сообщество будет заниматься до тех пор, пока оно существует.

Председатель думского комитета убежден: серьезно улучшить качество наших автомобилей можно, не только приобретая их за рубежом, но и за счет интеграции с известными западными фирмами, которые ушли значительно дальше нас. И здесь нет ничего обидного. Зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен. Надо, конечно, поддерживать и отечественное автомобилестроение, но= только не за счет бессмысленных дотаций. Эта практика уже давно себя дискредитировала.

В конце встречи, отвечая на вопрос корреспондента газеты "Транспорт России" о том, какие проблемы следовало бы обсудить на предстоящей III Международной евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге, Владимир Катренко сказал, что сейчас в Думе готовятся материалы для заседания Госсовета, на котором будет обсуждаться транспортная стратегия России. Основные проблемы, которые следовало бы обсудить на международной конференции, следующие: необходимость скорейшего развития= отечественной транспортной инфраструктуры, расширение, реконструкция сети дорог и= строительство новых терминалов, обновление грузового автопарка, который бы соответствовал международным техническим и экологическим нормам.

Необходимо развивать транспортные коридоры, о которых мы много говорим, но мало что делаем. С этой целью следовало бы более эффективно и целенаправленно использовать имеющиеся у нас финансовые ресурсы, активно привлекать внутренние и внешние инвестиции. Мне также представляется, подчеркнул Катренко, что Минтранс, МПС, Минэкономразвития выбрали совершенно правильный курс на развитие морских и речных российских портов. Иными словами, у нас в Госдуме есть серьезные наработки. Мы готовы изложить их на конференции, а также поддержать все= здравые инициативы.

10.04.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2543

Док. 331606
Перв. публик.: 10.04.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 293

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``