В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как СРП начинались. Назад
Как СРП начинались.
Новое v хорошо забытое старое. Это в полной мере можно отнести к одной из форм привлечения иностранного капитала в Россию - освоению месторождений нефти и газа, а также других видов топлива на условиях раздела продукции (СРП). Нельзя сказать, чтобы СРП пользовались в нашей стране большой популярностью. Первое соглашение по СРП (?Сахалин-2?) было заключено 22 июня 1994 г. На следующий год подписали еще одно аналогичное соглашение v ?Сахалин-1?. И никто не вспомнил, что почти за 20 лет до этого практически на тех же условиях начиналось освоение месторождений шельфа острова. Но тогда это называлось ?Советско-японское экономическое сотрудничество в развитии Сибири?.

Следует объяснить появление этого экономического феномена. Во времена СССР 70-80-х годов понятие ?иностранные инвестиции в экономику страны? просто отсутствовало. Но жизнь заставляла искать пути получения новейших западных технологий и оборудования, для закупки которых в рамках традиционной внешней торговли свободно конвертируемой валюты катастрофически не хватало. Поэтому был придуман термин ?компенсационные сделки?. Их вел отдел Госплана СССР, организованный в 1973 году и получивший название ?Отдел экономических связей с зарубежными странами?. Сама же суть сделок заключалась в получении связанных кредитов, на которые сооружались промышленные и другие предприятия. Оплата же кредитов осуществлялась поставками на экспорт продукции этих предприятий или транспортных услуг, как в случае с портом Восточный, построенным недалеко от Находки. Через этот порт шел основной поток грузов, экспортируемых СССР в рамках проектов ?Советско-японского экономического сотрудничества в развитии Сибири? (уголь Нерюнгри, лес, технологическая щепа).

Всего же компенсационных сделок набралось около сотни. Большая часть их касалась химических производств в Европейской части СССР, строительства портовых сооружений и освоения топливно-энергетических ресурсов.

Для привлечения японских капиталов в восточные районы СССР была выработана форма, о которой речь шла выше v ?Советско-японское экономическое сотрудничество в развитии Сибири?. Самым крупным объектом сотрудничества стало освоение Нерюнгринского угольного месторождения в Якутии v типичное СРП, но связанное с твердым топливом. По этому соглашению японские банки предоставили кредиты на общую сумму 390 млн. долл. На них была построена железнодорожная ветка Тында-Беркакит, идущая на север от БАМа, и угольный карьер на Нерюнгринском месторождении общей мощностью 11 млн. т угля. Часть этого угля обогащалась и в объеме до 5,5 млн. т поставлялась в Японию. За срок действия соглашения, а это 1979-1998 гг., в Японию должно было быть поставлено 104 млн. т коксующегося угля на общую сумму в 4 млрд. долл.

Так как в Нерюнгринском месторождении залегал еще так называемый окисленный уголь, не пригодный для применения в черной металлургии, то его в объеме более 1 млн. т направляли на построенную возле карьера Нерюнгринскую ГРЭС. Ну чем не соглашение по СРП?

Когда огромные японские экскаваторы стали прибывать на карьер, то в первую же зиму выяснилось, что их гусеницы и некоторые другие части и агрегаты не выдерживают лютых якутских морозов и лопаются. Николай Иванович Рыжков, только назначенный в то время первым заместителем председателя Госплана СССР, встретился с президентом фирмы ?Сумитомо Хэви Индастриз?, поставившей эти экскаваторы и получил твердые уверения в доводке их до стандартов, отвечающих климатическим требованиям. Для вескости доказательств непригодности техники Н. Рыжков держал в руках фотографии, на которых были изображены поломанные части.

Освоение месторождений углеводородов шельфа Сахалина должно было стать вторым очень крупным СРП на советском Дальнем Востоке. В 70-е годы Страна Восходящего Солнца очень нуждалась в получении нефти и газа из близко расположенного источника. Первые переговоры о поставках по трубопроводу 1 млрд. куб. м газа с сухопутных месторождений Сахалина велись в начале и середине 60-х годов японскими торговыми фирмами. Но в 1968 г. они были по требованию ?Кэйданрэн? (японская ассоциация экономических организаций) прерваны. Возобновились только в 1972 г., однако речь пошла уже об освоении месторождений нефти и газа шельфа острова.

Японцы оказались довольно хорошо осведомлены о запасах углеводородов на шельфе, которые они только по нефти определили в 200 млн. т. Как говорили тогда, им помогли американцы, с подводных лодок которых провели сейсмические работы вокруг острова. Эти данные Япония использовала для определения мест, где следовало вести уже серьезные исследования, в том числе бурение с плавучих буровых платформ.

В результате переговоров, которые длились несколько лет, в январе 1975 г. в Токио было подписано генеральное соглашение между советским Минвнешторгом и специально созданной для освоения шельфа японской компанией ?Сахалин сэкию? или как ее еще называли ?СОДЕКО?. Президентом ?Сахалин сэкию? стал Имадзато, который одновременно являлся руководителем подкомитета по нефти Японо-Советского комитета по экономическому сотрудничеству. Акционерами ?Сахалин сэкию кайхацу кёрёку кабусики кайся? (так звучало по-японски полное название компании) стали 17 фирм, связанных в основном с нефтяным бизнесом.

В генеральном соглашении шла речь об исследованиях и освоении месторождений Чайво и Одопту, расположенных на северо-восточном шельфе Сахалина. Японцы оценивали их запасы в 200 млн. т. Под проект СССР впервые получил кредит, оплата которого осуществлялась только лишь в случае успеха. Это означало, что добытую нефть будут продавать Японии со скидкой в 8,4% от согласованных цен. А всего же СССР гарантировал Японии поставку половины всей добытой в рамках генерального соглашения нефти.

Кредит, возмещаемый в случае успеха, составил 100 млн. долл., и его назвали основным. Кроме того, был еще кредит в 22,5 млн. долл., предназначаемый для закупки электронно-вычислительной аппаратуры, приборов и прочего, необходимого для анализа данных сейсморазведки и бурения. А вот смысл третьего кредита в 30 млн. долл. могут понять только люди среднего и пожилого возраста. Его получили для закупки в Японии товаров сверх дефицитного тогда ширпотреба. Деньги, вырученные от продажи, практически полностью покрывали затраты советской стороны по всему проекту.

Как оптимистически считал в год подписания соглашения Имадзато, ?в случае обнаружения газа или нефти в течение первых двух лет, с третьего года можно приступить к работам по добыче?. Но неприятности с осуществлением проекта освоения Чайво и Одопту начались в этот год.

Сначала японская и советская стороны не могли договориться об аренде геофизического судна. Японцы хотели зафрахтовать его у американской нефтяной компании ?Галф ойл?, причем вместе с командой. Мы были категорически против пребывания на нем американцев. Как же, шпионы в советских территориальных водах работают абсолютно легально! Переговоры затянулись почти на год, после чего был найден компромиссный вариант v большую часть работ проводим мы собственными силами, а американцы привлекаются только в качестве консультантов.

Дальше - больше. На переговорах японская сторона настаивала, чтобы СССР сам находил покупателей в Японии нефти и особенно газа, если его будут добывать в промышленных масштабах. А проводимые в Госплане СССР расчеты по экономической эффективности сделки стали показывать какие-то непонятные результаты. К делу подключился КГБ, который выяснил, что замминистра внешней торговли Сушков, который курировал импорт, в том числе аренду плавучей буровой платформы, вошел в сговор с определенными кругами Японии и она, вместо того, чтобы работать на сахалинском шельфе, а это короткий летний период, была направлена в ?теплые моря?. Сушкова ?посадили? и проект незаметно сошел на нет. К тому же интерес к советско-японскому экономическому сотрудничеству пропал, а потом и пропал сам СССР.

Реальное освоение шельфа Сахалина началось уже в 90-х годах, но уже на других условиях v были заключены соглашения о разделе продукции. В частности, ?СОДЕКО? вошло в консорциум с американской ?ExxonMobil?, индийской ONGC и дочкой ?Роснефти?. Проект получил название ?Сахалин-1? и помимо уже знакомых японцам нефтяных месторождениий Чайво и Одопту будет разрабатывать газовое Аркутун-Даги. С последнего месторождения консорциум собирается построить газопровод в Японию, часть которого пройдет по дну пролива Лаперуза. Вот уж действительно ?новое v это хорошо забытое старое?. Проект на новом витке возвращает нас почти на 40 лет назад v ко времени, когда ?Кэйданрэн? запретил строить газопровод с Сахалина мощностью в 1 млрд. куб. м. Новый должен прокачивать уже 8 млрд. куб. м. Пока же в Японию поставляется нефть с морской буровой платформы ?Моликпак?. Она принадлежит консорциуму ?Сахалин-2?, в состав которого входят английская ?Shell? и японские ?Мицуи? и ?Мицубиси?. Суммарные инвестиции в этот проект составят около 25 млрд. долл. В 1975 году о таких инвестициях никто не мог и мечтать.

Комментарий председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Владимира Катренко.

Вот уж поистине: все новое v хорошо забытое старое. События, о которых идет речь в данной статье, наглядно показывают, как далеко мы могли бы продвинуться в подъеме экономики страны, если бы добросовестно изучали уроки прошлого.

Сегодня мы сталкиваемся с теми же проблемами, только на новом диалектическом витке. Озабоченность стран Западной Европы и Северной Америки чрезмерной зависимостью от энергоресурсов Ближнего Востока повысила их заинтересованность в формировании альтернативных источников поставок углеводородного сырья. Итоги прошедшего в начале октября 2002 года в Хьюстоне (США) Российско-Американского Энергетического Саммита подтвердили готовность ведущих транснациональных компаний мира участвовать в российских нефтегазовых проектах в качестве инвесторов.

Федеральными законами, принятыми Государственной Думой, в перечень участков недр, разработка которых разрешена на условиях соглашений о разделе продукции, к настоящему времени включены 24 углеводородных проекта. По экспертным оценкам, прямые доходы государства от реализации этих проектов могут составить около 80 млрд. долларов США. Помимо уже осуществляемых шельфовых проектов ?Сахалин-1? и ?Сахалин-2? в перечень включены Штокмановское месторождение в Баренцевом море, Приразломное в Печорском море, Яламо-Самурский и Центральный перспективные участки на Каспии и Киринский блок в Охотском море.

Сегодня можно констатировать, что долгое время дискутировавшийся в России вопрос о возможности и целесообразности договорных отношений между государством и инвесторами снят с повестки дня. И произошло это 2 года назад. В сентябре 2000 года, находясь в Южно-Сахалинске, Президент России Владимир Путин заявил, что СРП являются одним из приоритетов инвестиционной политики государства. Президент подчеркнул, что СРП v это комплексный инструмент с многосторонним финансово-экономическим, социальным и технологическим эффектом, поэтому России стратегически не выгодно замедление в процессе заключения новых и реализации уже достигнутых соглашений.

И еще одно важное обстоятельство, без которого было бы невозможно успешное функционирование соглашений о разделе продукции. Политическая стабильность в обществе, которая уже становится реальностью, отсутствие острых разногласий между органами власти - вот факторы, способствующие успешной подготовке и реализации крупных инвестиционных проектов на условиях СРП. Политическая стабильность дает возможность развивать и другие направления взаимовыгодных форм сотрудничества с зарубежными партнерами: национальный налог, концессии, аренду и другие.


26.12.2002
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2558

Док. 331591
Перв. публик.: 26.12.02
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 321

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``