В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Топливный рынок штормит. Назад
Топливный рынок штормит.
Эксперты гадают лишь о том, как высоко подскочат цены.

Действительно, многих потребителей бензина сегодня волнует ситуация, которая возникнет с 1 января 2003 года, когда вступят в силу изменения второй части Налогового кодекса РФ на топливном рынке и, в частности, начнется лицензирование деятельности владельцев АЗС. Этим законом вводится новая схема уплаты акциза на нефтепродукты. Со следующего года она будет выглядеть примерно так: производитель начисляет акциз и передает бензин оптовому торговцу, тот тоже начисляет акциз и продает бензин АЗС, торгующим в розницу. В свою очередь, станции включают акциз в цену и после продажи бензина предоставляют документы налоговикам. Затем документы уходят оптовику, и тот вычитает из платежей акциз, уплаченный розничным торговцем. После этого документы попадают к производителю топлива, который повторяет эту операцию.

На проведение всей процедуры отводится два месяца. Подобная схема будет работать без сбоя только в случае слаженности действий налоговых органов и продавцов топлива. Но на практике все будет происходить не так гладко, как хотелось бы. В нашей стране документы вполне могут вернуться не в срок, их могут не успеть оформить, где-то произойдет нестыковка, и тогда все начнут начислять свой акциз, в результате чего розничная стоимость бензина может существенно повыситься.

Я отношусь к той категории экспертов, которые считают, что ситуация с бензином на первых порах будет более напряженной. Любой административный пресс на производственной деятельности отражается негативно. Новая система сбора акцизов предусматривает, что у каждого продавца нефтепродуктов должно быть свидетельство, выданное налоговыми органами. Его смогут получить только компании, владеющие мощностями по производству, хранению и реализации нефтепродуктов на правах собственности. Как известно, только на московском рынке около 90 процентов компаний не имеют материальных активов собственности, склады и АЗС, они, как правило, арендуют или владеют ими на условиях лизинга либо договора. В данном случае выдача налоговых свидетельств только собственникам АЗС оставит за бортом рынка десятки арендаторов бензоколонок. Возрастут их расходы, и для многих подобный вид бизнеса окажется неперспективным. Сегодня мы становимся свидетелями того, как крупные нефтяные компании устанавливают диктат на потребительском рынке. Нельзя забывать об интересах мелких собственников и мелких бизнесменов, зарабатывающих свой хлеб за счет аренды бензоколонок. И простая истина свидетельствует о том, что чем выше конкуренция среди мелких собственников на производимый ими товар, тем ниже цены на него.

Что касается отказа от вмененного налога, и является ли это насущным требованием рынка или возвратом к прошлому, ? это вопрос, который, видимо, решит время. Сегодня трудно что-то прогнозировать. Сомневаюсь, что эти меры способны дестабилизировать ситуацию на топливном рынке России. Но, с другой стороны, решение это принималось достаточно долго и прорабатывалось на разных этажах власти. В этот процесс было вовлечено огромное количество профессионалов, ученых, депутатов. Были просчитаны последствия, и потому шторма на рынке бензина не будет, хотя не исключаю легкого бриза и прочих негативных последствий. Но еще есть время исправить возможные ошибки и у депутатов, и у правительства. Поэтому я надеюсь, что еще до конца года будут внесены необходимые коррективы.


31.10.2002
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2565

Док. 331585
Перв. публик.: 31.10.02
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 310

  • Катренко Владимир Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``