В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Очирова: В российских детских домах постепенно приживается новшество - патронатные семьи Назад
Александра Очирова: В российских детских домах постепенно приживается новшество - патронатные семьи
В детском доме
Оказалось, что при такой системе воспитания родителям - гораздо проще решиться на важный и ответственный шаг - назвать чужого ребенка своим. Репортаж Павла Краснова.
У маленькой Оли это любимая игра. На игрушечной кухне мыть пластмассовую посуду. Если забыть, что рядом только воспитатель, можно представить себе настоящий дом.
Анна Рудова, воспитатель детского приюта: "Здесь они называют тетями. Тетя Аня, тетя Валя".
Тетя - потому что есть еще мама. Родители в приют иногда приходят, но только не ко всем.
Вероника Горелая: "Одна бабушка, а мне не приходит только мама одна. А папа не знаю, придет или не придет. А я скучаю по ним".
Обрести семью у каждого - затаенная мечта, но воспитатели знают - быть приемными родителями труднее, чем кажется. Взяв двух детей, Наталья понимала, что будет тяжело, но иногда и у нее проступали слезы.
Наталья Зезюлинская, патронатная мать: "Ребенок - из под стола его не видно, он пьет молоко, держит двумя руками и прыгает. Я говорю - ты в туалет хочешь? Он говорит - да. Я говорю - так иди. Нет, он не может кружку оставить - хочет в туалет и пьет одновременно. Можете себе представить? Почему - если он поставит кружку, уйдет - ее потом не будет".
Играя с собакой или рисуя машины в альбоме, они уже не вспоминают, что есть когда-то умели только руками. Но еще помнят, как потеряли первую семью.
Евгений Пронин: "Меня всегда мама ругала, очень была злая, и меня отвела в приют. Я там был, был, потом еще в какой-то приют, потом в какую-то больницу".
За круглым столом в общественной палате только и говорят, что приемным родителям надо помогать. А для того и придуманы патронатные семьи - когда детский дом следит за судьбой ребенка, и новые родители могут всегда прийти за советом.
Елена Альшанская, руководитель общественного движения "Волонтеры - в помощь детям-сиротам": "Когда мы говорим об этом - что возьмите ребенка в семью, и вам помогут, помогите ему стать нормальным, помогите ему социализироваться. На это гораздо больше людей готовы решиться, чем просто полностью взять ребенка себе, быть одному с ним, решать все проблемы самостоятельно и еще постоянно бороться с этим чувством, что все-таки он не мой, он же чужой".
Но чтобы этим семьям помогать на законных основаниях, само патронатное воспитание нужно узаконить. Пока это сделано только на уровне регионов.
Этот детский дом - яркий пример, как можно устроить в семью почти любого ребенка. Здесь числятся 135 воспитанников, а живут сейчас только десять. Из них четыре поступили в детдом в этом месяце. Всех остальных воспитывают патронатные семьи.
Татьяна Губина, специалист службы по устройству детей в семьи: "Мы не просто так - подберем вам ребенка по цвету глаз. А мы конкретно ребенку подбираем семью из тех людей, которые к нам приходят. И мы дальше эту семью продолжаем сопровождать уже вместе с ребенком, то есть мы как бы несем ответственность за то, что у этой семьи все будет хорошо".
В детском доме "Родничок" теперь вообще нет ни спален, ни столовой. В кабинетах только психологи и бухгалтерия. Полторы сотни детей живут у патронатных воспитателей. Вера и Саша в этой семье седьмой год. Своего воспитателя называют "мама Галя" и после школы хотят сами учиться на социальных педагогов.
Вера Морокова: "Думали очень долго, какую профессию выбрать - привлекает с детьми работать. Пусть даже в будущем с трудными детьми".
А с этими детьми всегда трудно, говорят в приюте. Они каждый день спрашивают воспитателя, когда придет мама. И играют в пластмассовом домике. Пусть он игрушечный, но в детских фантазиях он так похож на настоящий.

21.06.2007
Первый канал

Док. 331407
Перв. публик.: 21.06.07
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 645

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``