В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Селезнев: `Россия` верит в Россию Назад
Геннадий Селезнев: `Россия` верит в Россию
Геннадий Николаевич, выступая с докладом на I съезде движения "Россия", вы заметили, что сейчас ни одну международную или внутреннюю проблему невозможно решить без укрепления государства.

- Это действительно так. И очень важно, что в минувшем, 2000 году начались перемены и в этой области.

В политической сфере началось долгожданное обновление власти. В начале 2000 года сменился президент. В историю ушла эпоха Ельцина, эпоха административно-олигархического управления страной.

Опросы общественного мнения показывают, что спустя год после прихода к руководству страной Путина поддерживает большинство россиян. Вот данные опроса, проведенного на днях центром Ромир: 26,2 процента опрошенных "полностью одобряют" деятельность президента, 45,6 процента - "скорее одобряют" и лишь 6,2 процента - "полностью не одобряют". Как бы ни относились различные политические силы к Путину, народная поддержка президента - бесспорный факт. Ответственные политики должны с этим считаться. Президент стремится выдерживать центристскую позицию. Он отказался от настроенческих "рокировочек и загогулин", отстраняет от власти олигархов.

В российском обществе уже достигнут достаточно высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны. Началась сложная, но и конструктивная совместная работа законодательной и исполнительной властей. Были рассмотрены законы, совершенствующие федеративные отношения. Приняты конституционные законы о государственной символике.

Все это - признаки формирующейся политической стабильности в нашем обществе.

А как вы оцениваете ситуацию в социальной сфере, в реальной жизни миллионов и миллионов наших сограждан?

- В социальной сфере после многолетнего падения наметились контуры нормализации и даже некоторого подъема. Вовремя выплачивались зарплата и денежное довольствие в бюджетной сфере. В апреле и декабре прошлого года проведены 20-процентные индексации зарплаты различным категориям трудящихся, военнослужащим. Трижды индексировались пенсии, в сумме - 40 процентов. Уже объявлено повышение пенсий и зарплат в нынешнем году.

Согласно правительственным данным, реальные доходы только за десять месяцев увеличились на 9,4 процента, реальная зарплата на 23,3 процента, средний размер пенсии увеличился с 521 рубля в январе до 821 рубля в конце года. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 41,2 процента в начале года до 31,8 процента. Все это при годовой инфляции в 20 процентов.

Но повторяю, это лишь контуры. Важнейшей национальной задачей является обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Государство обязано предотвратить ее кризис, вызываемый быстрым старением населения России. Для этого необходимо внедрять механизмы накопительного финансирования пенсий.

Что касается средней заработной платы в России, то сегодня она составляет около 2,5 тысячи рублей, а в образовании, здравоохранении, культуре - вполовину меньше. Величина минимального размера оплаты труда - 200 руб. Величины тарифных ставок и окладов всех 18 разрядов Единой тарифной сетки (в соответствии с которыми производится оплата труда свыше 90 проц. работников, занятых в бюджетной сфере) - ниже величины прожиточного минимума. И это положение нетерпимо. Как бы наши либералы ни хулили советскую систему, ее социальную направленность, но, отстранив государство от жизненно важных нужд граждан, они ничего лучшего не придумали.

Уровень заработной платы в России - самый низкий среди всех экономически развитых стран мира. Хотя мы значительно отстаем от этих стран по уровню производительности труда, тем не менее, по подсчетам экспертов, на один доллар заработной платы российский рабочий производит в три раза больше продукции, чем специалист той же квалификации в США.

В то же время даже самый высокий экономический рост автоматически не сможет поднять уровень жизни большинства народа, если государство не обеспечит справедливое и стратегически выверенное перераспределение возросшего национального дохода.

Поэтому в государственной политике необходимы серьезные перемены в сторону стимулирования труда и самого труженика, который был и остается главной движущей силой в любом обществе. Необходимо добиться опережающего роста производительности труда и значительного повышения оплаты труда, уменьшения разрыва в доходах между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми работниками до 4-5 раз вместо существующих сегодня 25-30 раз. Это одна из самых приоритетных задач в общей стратегии социальных реформ.

Социальная политика - это инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Другими словами - это инвестиции в будущее страны. Именно поэтому мы требуем отдать приоритет развитию сфер здравоохранения, образования, культуры. Минимальные пенсии и минимальные зарплаты не должны быть ниже прожиточного минимума соответствующих категорий наших граждан. Государство обязано продиктовать и частному предпринимателю тот уровень оплаты труда, который обеспечивает стандартный уровень жизни для работника стандартной квалификации.

Серьезных перемен в социальной сфере невозможно добиться без продвижения в экономике...

- По предварительным итогам 2000 года, объем валового внутреннего продукта в стране вырос на 7,6 процента, промышленное производство - на 10 процентов. Однако определенный экономический рост не должен вводить в заблуждение, так как он во многом связан лишь с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, в частности с высокими мировыми ценами на энергоносители. Наша экономическая система по-прежнему малоэффективна и неконкурентоспособна.

В настоящее время Россия все больше приобретает экономический профиль, характерный для развивающихся государств. И это при том, что наша страна заметно отличается от них по многим параметрам. Природный и интеллектуальный потенциал России огромен. Безусловный долг российской власти перед своим народом состоит в том, чтобы максимально использовать его на всеобщее благо. Необходимо осознать, что экономический рост и улучшение условий жизни населения - два органически и неразрывно связанных процесса. Как убедительно показало последнее десятилетие, в России невозможно сначала обеспечить экономический рост, а уже потом приступить к решению неотложных социальных проблем.

А таких проблем - много. И самая жгучая - демографическая.

- Вы правы, Виктор Иванович. Демографическую ситуацию без преувеличения надо назвать чрезвычайной. Ежегодно население нашей страны уменьшается на 700-800 тысяч человек. С 1992 по 1999 гг. мы потеряли 6 миллионов.

90-е годы отмечены в России самым высоким со времени окончания Великой Отечественной войны уровнем смертности населения. Развитие демографической ситуации пока идет по пессимистическому сценарию. Если нынешние процессы будут продолжаться и дальше, то к концу XXI века может возникнуть реальная угроза существованию России на карте мира.

Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения (в 1,5-2 раза выше среднероссийского уровня) зафиксированы в регионах Северо-Запада, центральных областях. Это прямо свидетельствует об угрожающих темпах сокращения численности прежде всего коренного русского населения.

Ситуация усугубляется тем, что во многих областях (Мурманская, Ленинградская, Владимирская, Ивановская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская, в Санкт-Петербурге) уровень рождаемости почти вдвое ниже черты простого воспроизводства населения.

Нас не может не тревожить высокий уровень преждевременной смертности населения. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин сейчас такой же, как был в России 100 лет назад. Этот показатель почти в 2,5 раза превосходит аналогичные данные в развитых и в 1,5 раза - в развивающихся странах. Более половины всех умерших в рабочих возрастах - 300 тыс. человек в 1999 году - стали жертвами несчастных случаев, отравлений и травм (включая самоубийства и убийства).

Причины сверхсмертности мужчин среднего возраста во многом связаны с кризисными явлениями в российской экономике. После 1991-1992 гг. примерно половина мужчин в возрасте свыше сорока лет, потеряв зарплату и работу, а вместе с этим и свою социальную нишу, новой так и не нашли. В итоге многих из них подкосили постоянный стресс и чрезмерное потребление спиртного.

По числу самоубийств наша страна вышла на одно из первых мест в мире. В 1999 году добровольно ушли из жизни 57 тысяч россиян. Перестали быть редкостью подростковые самоубийства. За два последних года убили себя около 15 тыс. мальчиков и девочек.

Россия оказалась в ряду стран мира с самой низкой рождаемостью. Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,15 рождений на 1 женщину, а у нас он составляет всего 1,17.

Содержать и воспитывать детей в России становится не по карману многим нашим согражданам. Даже скудные пособия на детей далеко не всегда выплачиваются вовремя. Крайне тревожная ситуация сложилась в России с положением детей-сирот. Сегодня таких детей около 650 тыс., и их число неуклонно растет. Причем 90 процентов из них - сироты при живых родителях. А это также свидетельствует о негативных тенденциях в социально-психологической атмосфере современного российского общества.

Чтобы вывести страну из демографического кризиса, правительству Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием и с субъектами РФ необходимо разработать общегосударственную чрезвычайную программу по выводу страны из демографического кризиса.

Очень важно создавать и утверждать в нашем обществе жизнеутверждающие ориентиры, высокие цели. Помните, как тревожило Достоевского "обожание даровой наживы, наслаждения без труда"? Сказано больше ста лет назад, а кажется, что сегодня. Российские граждане должны снова обрести чувство социального оптимизма, доверия к государству, твердой уверенности в настоящем и будущем для себя и для своих детей. Тогда и появятся духовные и психологические предпосылки к росту рождаемости в России.

Геннадий Николаевич, с какими проблемами сталкивается сейчас, на ваш взгляд, Россия на международной арене?

- Наиболее острая из них - агрессия международного терроризма и прямая попытка, опираясь на вооруженную силу, вмешаться в наши внутренние дела, системный вызов государственному суверенитету и территориальной целостности России.

Как уже не раз было в истории, наше Отечество в конце XX - начале XXI века оказалось лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перекройке мира. 2000 год подтвердил, что хотя "холодная война" осталась в прошлом, нам тем не менее все еще приходится преодолевать ее тяжелые последствия.

Другая серьезная проблема - возрастающий разрыв между экономически наиболее мощными государствами и Россией. Россия стремительно превращается из сверхдержавы в страну третьего мира. Экономический рост 2000 года не меняет тенденции: мы продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания.

К тому же надо иметь в виду, что нынешний экономический рост, как и в период оживления 1997 года, находится на грани риска. Три года назад видимое благополучие, основанное на масштабных государственных заимствованиях, рухнуло под воздействием мощного финансового кризиса. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Существует несколько серьезных объективных ограничителей дальнейшего успешного развития страны. Это зависимость всех секторов экономики от энергетического экспорта. Это бремя огромного внешнего долга. Это нарастающее обветшание основных фондов и искусственное и не во всем оправданное сдерживание рублевой массы.

Дискуссии, вспыхивающие по поводу различных экономических проектов в правительстве и администрации президента, показывают, что единой экономической программы у власти нет. Как нет, кстати, и программы борьбы с преступностью, которая угрожает всему обществу и каждому человеку.

Деловой климат в стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги высоки. Функции органов государственного управления оказались в ряде случаев смешаны с функциями коммерческих организаций. Такое положение нетерпимо и подлежит изменению.

Что же нужно, на ваш взгляд, сделать для изменения ситуации в экономике и в социальной сфере к лучшему?

- В Послании президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию сформулирован ряд задач, решение которых, по моему мнению, будет способствовать успеху. Жаль только, что исполнительная власть не заглядывает в текст этого документа.

Во-первых, нельзя не согласиться с призывом обеспечить защиту прав собственности.

Центр тяжести этой проблемы - в том, чтобы защитить имущественные права большинства граждан, обеспечить гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. О жулье и ворье, как вы понимаете, речь не идет. С ними должны разбираться следователи и суды.

Что касается утверждения права частной собственности там, где она до сих пор не утверждена, прежде всего на землю, на недвижимость, то подходить к этому нужно аккуратно. Эти вопросы - поле для совместной работы правительства и Федерального Собрания. При обязательном, постоянном согласовании законодательных решений с интересами отечественных товаропроизводителей и рядовых граждан. При обязательном государственном сбережении земель сельскохозяйственного назначения, природных заповедников и заказников, лесов и лесопарковых зон.

Во-вторых, важной задачей экономического роста является обеспечение равенства условий конкуренции.

Необходимо обеспечить равный подход при распределении государственных средств, лицензий, квот, в срочном порядке устранить применение процедур искусственного банкротства.

В-третьих, нужно решительно освободить отечественных товаропроизводителей от административного гнета. Государство должно отказаться от практики неоправданного вмешательства в производственные дела. Возможности тех или иных госорганов произвольно толковать нормы законодательства и в Центре, и на местах создают питательную среду для коррупции.

Расширить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции - вот путь к раскрепощению предпринимателей, к ограничению административного произвола. Этому будет также способствовать упрощение порядка регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов.

В-четвертых, надо продолжать курс на снижение налогового бремени. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов и уходу экономики "в тень", уменьшению инвестиционной активности. Пока сделан только первый шаг по реформированию налоговой системы. Необходимо двигаться по этому пути дальше и быстрее.

В-пятых, пора преодолеть затянувшийся поиск путей развития финансовой инфраструктуры. Банковскую систему следует расчистить от нежизнеспособных организаций. И что самое главное - обеспечить прозрачность банковской деятельности. Фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные сектора экономики.

В-шестых, государство должно, наконец, создать эффективный бюджет развития для финансирования науки и высоких технологий. Большинство наших государственных и частных фирм не имеют средств, чтобы финансировать исследования и разработки, нацеленные на перспективу. В большинстве стран это делает государство. В конце концов так должно быть и в нашей стране.

Благодарю, Геннадий Николаевич, за ответы. Завершая нашу беседу, хотел бы поздравить вас с тем, что вы вновь - теперь уже на съезде - избраны лидером общественно-политического движения "Россия".

- Спасибо! Это был первый съезд - первый серьезный шаг на нашем большом пути к своей цели - возрождению Родины и построению справедливого социального государства. Впереди - большая и многотрудная работа, которую нам предстоит совершить вместе с нашими союзниками - Народно-патриотическим союзом России.



Виктор АНДРИЯНОВ
"Трибуна"
19 января 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=70

Док. 331285
Перв. публик.: 19.01.01
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 276

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``