В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Селезнев: Самый лучший путь - это путь консенсуса Назад
Геннадий Селезнев: Самый лучший путь - это путь консенсуса
Выступая на пресс-конференции в центральном офисе агентства "Интерфакс ", председатель Госдумы Геннадий СЕЛЕЗНЕВ заострил внимание на законодательных приоритетах весенней сессии парламента. Приводим его речь и ответы на вопросы журналистов с небольшими сокращениями.

Геннадий Селезнев сообщил, что на нынешней сессии депутатам предстоит рассмотреть 599 законов. Из них 38 - это законодательные инициативы президента РФ, 56 - Совета Федерации, 321 закон внесен депутатами Госдумы, 78 - правительством РФ, 16 - Верховным cудом и Высшим арбитражным судом России. Кроме того, 90 законодательных органов субъектов РФ тоже выступили со своими законодательными инициативами. "У нас скопился очень большой "законодательный портфель ", - отметил спикер. По его мнению, представляется просто нереальным рассмотреть все 599 законов на нынешней сессии. Как показывает практика, в самые лучшие времена Государственная Дума рассматривала не более 200 законов.

"Время предстоит нам жаркое ", - сказал Г.Селезнев. Будут вноситься законодательные инициативы как со стороны президента, так и со стороны правительства, возвращен на доработку в Думу Налоговый кодекс, ожидается поступление Земельного кодекса.

15 января состоялось совещание с представителями фракций депутатских групп, на котором депутаты обсудили все предстоящие законодательные инициативы и порядок работ. По новому регламенту теперь пленарные заседания Госдума будет проводить два дня подряд - в среду и четверг. Вторник - лишь один день в неделю - отдан Совету Госдумы. "Конечно, это будет непросто, посмотрим, как пойдет работа ", - констатировал Г.Селезнев.

Геннадий Николаевич, как вам видится процедура рассмотрения текста государственного гимна Российской Федерации? Какова расстановка сил в Думе по этому вопросу?

- Президент Владимир Путин внес в Думу законопроект об утверждении написанного Сергеем Михалковым текста государственного гимна на музыку Александрова. Этот документ поступил в палату в понедельник, 15 января, и сейчас он будет разослан во фракции и депутатские группы для ознакомления. Я убежден, что текст гимна мы рассмотрим, как положено по регламенту, в первом чтении. Здесь же поступят предложения, в первую очередь от меня, принять данный закон в целом. Однако окончательное решение на этот счет примет Совет Госдумы во вторник, 23 января. Если же мы начнем рассматривать тексты всех наших поэтов, то у нас получится целое собрание сочинений нескольких авторов, и очень трудно будет какому-то тексту отдать предпочтение.

Когда, по-вашему, будет рассмотрен Закон "О политических партиях "? Недавно упоминалось, что лично у вас есть некоторые возражения относительно этого закона?

- Полагаю, что этот закон мы, скорее всего, рассмотрим в первом чтении 25 января. У меня были замечания к закону в первой редакции, к статье 36. После того как в этой статье появился пункт третий, у меня замечаний к данному закону нет, он меня вполне устраивает.

Что вы можете сказать о новом Земельном кодексе?

- По моей информации, главы, которая разрешала бы свободно покупать, продавать, сдавать в залог землю сельскохозяйственного назначения, в этом кодексе не будет. И это устраивает большинство депутатов Госдумы, особенно левых взглядов. Предполагается, что будет введена некая оценочная норма на землю, чтобы все земельные вопросы регулировались специальным законодательством. Сегодня идет много споров о том, как поступать с землями, на которых находятся предприятия. Причем предприятие может быть любой формы собственности, а земля каждым предприятием берется у государства в аренду. В этом вопросе нам наши белорусские друзья, как говорится, "дали фору ". Земли, на которых находятся их предприятия, уже переданы в собственность этих предприятий. Если будет подобная постановка вопроса и для России, то, я думаю, от нее никто не откажется. Предприятия никуда не улетучатся, по крайней мере, земля под ними никуда не денется, соответственно она всегда будет оставаться российской. Бояться здесь нечего.

Как вы относитесь к законопроекту, направленному на пересмотр итогов приватизации?

- Пересматривать итоги приватизации можно только в одном случае - если при этом было допущено грубое нарушение закона и если будут обращения в органы прокуратуры. В этом случае прокуратура просто будет обязана принимать такие вопросы к рассмотрению. Чаще всего это должно быть прерогативой наших арбитражных судов. Напомню, что Счетная палата завершила свою работу по РАО "ЕЭС России " и было направлено соответствующее обращение в прокуратуру. Не знаю, как станет реагировать прокуратура в данном случае, но подобных обращений, видимо, у нас будет немало. Но все будет делаться только в рамках закона.

Какой из 599 законопроектов, на ваш взгляд, вызовет наибольшие дискуссии в Государственной Думе?

- Думаю, это кодекс Закона о труде. Мы пришли к договоренности с правительством, что не те четыре варианта КЗоТа, которые у нас есть, а новый вариант будет создан рабочей группой, в которую входят депутаты Госдумы и представители правительства. Это будет один из самых сложных законов. Во-вторых, бесспорно, острым окажется обсуждение Земельного кодекса. В-третьих, Закон "О рыболовстве ".

Сегодня очень много идет споров о том, как, кому и каким образом давать квоты на отлов рыбы. Не хотелось бы, чтобы эти квоты по-прежнему поступали в руки московских спекулянтов, которые потом перепродают их конкретным рыбакам, причем на территориях, где находятся сами рыболовецкие хозяйства. Это вообще парадокс! Получается так, что спекулянт приобретает в Москве квоту на отлов рыбы, а потом продает ее рыболовецким хозяйствам Приморского края, Камчатки, Сахалина и т. д. Бесспорно, с этим необходимо бороться.

Предполагаю, что целый ряд поправок у нас пойдет в Лесной кодекс - это тоже принципиально важные законы. Плюс, конечно же, Налоговый кодекс. Особенно это касается глав, в которых пойдет вопрос о прибыли. Вы знаете, что сейчас активно обсуждается тема, включать ли рекламу в прибыль предприятия и как к этому относиться. Далее к наиболее "жарким " я бы отнес Закон "О налоге на недвижимость ". Пожалуй, именно этот десяток законов окажется наиболее принципиальным, и о них будет идти широкий разговор. Ну и не приведи Бог, конечно, если правительство внесет закон о секвестре бюджета. Это для многих, конечно, я думаю, будет шоком.

Вы считаете, это возможно?

- Посмотрим, как сейчас пройдут переговоры с Международным валютным фондом и Парижским клубом. Мы настроены на то, чтобы правительство в эти переговоры вступало немедленно и, может быть, не обязательно непосредственно с руководством самих клубов, а со странами-участниками. Меня порадовала информация, что министр иностранных дел РФ Игорь Иванов во время своего пребывания в Риме договорился с итальянской стороной о том, чтобы они не ставили жестких условий по выплате долгов Италии именно сейчас, в первых кварталах года. То есть переговоры, по сути дела, начались. Поэтому, если будет внесен закон о секвестре бюджета, это будет самый большой, пожалуй, скандал!

На ваш взгляд, какие дополнительные функции нужно было бы придать Счетной палате?

- Так как у нас нет других эффективных органов контроля за использованием бюджетных денег, функции Счетной палате можно было бы прибавлять и прибавлять. Будь то распоряжение бюджетами на уровне РФ или на региональном уровне. Отделения Счетной палаты на местах, которые контролировали бы исполнение не только государственного бюджета, но и местного бюджета, могли бы иметь прямое право передачи дел следственным органам в случае обнаружения недостатков. И не дожидаясь, пока подобное решение примет коллегия Счетной палаты. Сегодня, казалось бы, у нас есть все условия для контроля за бюджетом. В настоящий момент все, включая даже Министерство обороны, перешли на систему казначейства. То есть у нас есть возможность контролировать проход каждого бюджетного рубля и на что он тратится. Поэтому, если Счетная палата будет действительно таким эффективным государственным ревизором, я думаю, что общество такому органу скажет только спасибо.

Как вы можете прокомментировать недавнее высказывание Геннадия Зюганова о том, что возглавляемое вами левоцентристское движение "Россия " не имеет четких целей и задач?

- Я не согласен с лидером КПРФ. Если ничего не читать и ни о чем не спрашивать, то может сложиться такое впечатление. По крайней мере, у тех, кто ознакомился с нашими документами, подобных сомнений не возникает. У нас есть четкая концепция построения социалистического государства, и она будет предложена как одна из программ Народно-патриотического союза России (куда входят "Россия " и КПРФ). Все остальные замечания Зюганова, например в адрес движения "Май ", тоже исходят от незнания ситуации. Считаю, что Г.Зюганов в данном случае прислушивается к сплетникам и недоброжелателям и на основе их резюме делает свои выводы. Тем не менее уверен, что отношения с КПРФ у движения "Россия " будут строиться замечательно.

Как вы относитесь к высказыванию избранного президентом США Джорджа Буша о возможном отказе предоставлять России финансовую помощь?

- Я убежден, что это предупреждение является абсолютно правильным. Мы устали от коррупции, от наших мафиозных лидеров, которые заключают сделки в ущерб России. Мне кажется, что американские исследователи знают ситуацию в России лучше, чем мы, и признаюсь, хотел бы полностью располагать материалами, которыми располагает Д.Буш. Возможно, там мы бы прочитали и конкретные имена, и конкретные организации, и конкретные банки. Жаль, что такие доклады публикуются не у нас, а подаются на стол американскому президенту. Сам по себе посыл был правильный, чтобы мы не думали о том, что нас без конца будет кормить МВФ или Всемирный банк. России нужно поднимать собственную экономику, усиливать собственный бюджет, заниматься финансово-кредитной политикой. В качестве дополнения к усилиям парламента и правительства можно брать какие-то совершенно конкретные кредиты под совершенно конкретные программы. А самое главное - под совершенно конкретным контролем, на что эти деньги идут. У меня не раз были встречи с бывшим главой МВФ Мишелем Камдессю, и я неоднократно его спрашивал: "Почему вы, выдавая кредит, не прописываете условия контроля за использованием каждого цента? " Помните, как они долго искали свой угольный транш, но толком так и не нашли, не определились, как эти деньги разворовывали. И впредь нам таких кредитов не надо. Сначала необходимо навести порядок в собственном доме, а потом рассчитывать на серьезные кредиты.

Совет Думы поддержал решение российской парламентской делегации о посещении январской сессии ПАСЕ. Однако почему в Страсбург отправляется парламентская группа численностью вдвое меньше, чем планировалось?

- Дело в том, что мы не имеем пока четкого прогноза, как повернутся события на сессии ПАСЕ, поэтому делегация едет не в полном составе. Если же в первые дни сессии будет решен вопрос о том, чтобы Россию восстановить во всех правах, то мы готовы дослать остальных депутатов, чтобы они участвовали в течение всей этой сессии. Но 100-процентной уверенности у нас нет. Может возникнуть два сценария - либо наберемся терпения и станем ждать апрельской сессии для того, чтобы в ПАСЕ поняли, что без России эта организация неполноценна. Либо, как говорят наши депутаты, подумаем вообще о нашем в ней участии. Мы не допустим, чтобы о нас вытирали ноги, и можно в конце концов покинуть эту организацию.

Какие вы видите пути для усиления роли Госдумы при принятии политических решений?

- Самый лучший путь - это путь консенсуса, когда есть возможность договориться по тем или иным вопросам. В принципе это та практика, которая сейчас уже работает как часы, - регулярные встречи с президентом председателя Госдумы, лидеров фракций; обмен мнениями по самым принципиальным вопросам. Это и есть тот путь к усилению роли Государственной Думы. Потому что, когда собираются люди самых противоположных взглядов на ту или иную проблему, все следят за расстановкой сил - кто стоит за ту или иную партию или фракцию, какие за ними силы, какая будет реакция в обществе. В этом случае лучше всего искать компромиссы и договариваться. Чтобы не было так, что каждый будет злорадствовать по поводу проигрыша одних сил другими. Путь терпеливых консультаций с учетом того, что наше общество пока еще не является неким монолитом, что оно еще довольно серьезно расколото и не скоро еще мы его сможем "собрать ". "Собрать " для единого понимания - как нам развивать нашу экономику, социальную сферу, что и как нужно делать в первую очередь. Другой дороги просто не придумать.



Елена НИКИФОРОВА
"Московская правда"
22 января 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=69

Док. 331198
Перв. публик.: 22.01.01
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 272

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``