В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исполнительной власти виднее, какие законы нам нужны Назад
Исполнительной власти виднее, какие законы нам нужны
Большинство парламентариев не согласны с критическими замечаниями спикера Совета Федерации Сергея Миронова в адрес законотворческой работы федерального правительства. Они уверены, что законодательная инициатива должна исходить именно от кабинета министров, поскольку исполнительная власть лучше других ориентируется в проблемах страны, а, следовательно, лучше осведомлена о ее нуждах. Правда, при этом некоторые политики указывают на пробелы в законодательстве, из-за которых не ясно, кто обладает правом законодательной инициативы.

В то же время отдельные парламентарии указывают на то, что не должно быть ситуации, когда одни и те же люди и разрабатывают, и исполняют эти законы.

Как уже сообщали REGIONS.RU, 2 июля спикер Совета Федерации Сергей Миронов, находясь на встрече с депутатами Законодательного собрания Челябинской области, подверг резкой критике законотворческую деятельность федерального правительства.

"Сейчас более 50% законов разрабатывается правительством и принимается по их указанию парламентом", - заявил он.

"Получается, что власть сама пишет законы, проводит их успешно через парламент, а потом сама и исполняет, как Бог на душу положит", - добавил лидер "Справедливой России".

Председатель СФ подверг также критике действия правительства по внесению изменений в уже принятые и работающие законы.

"Такое постоянное латание дыр и бесконтрольное внесение изменений не дают единого результата", - убежден сенатор.

Заметив, что нынешнее российское законодательство отличается низкой кодификацией, Сергей Миронов предположил: "Видимо, правительству выгодно иметь такое бессистемное законодательство".

Кроме того, спикер обратил внимание и на то, что не более 6% региональных законодательных инициатив становятся законами.

"Следует больше внимания уделять законодательной инициативе субъектов федерации", - уверен Сергей Миронов.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать критические высказывания Сергея Миронова относительно законотворческой деятельности правительства.

Юрий Шарандин
Для повышения качества законопроектов необходимо существенно сократить число субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, считает председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Эвенкийского АО Юрий Шарандин.

"Необходимо существенное сокращение количества субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, для улучшения качества законопроектов. Например, в Госдуме законы должны вноситься от имени фракций, так как сейчас большинство законопроектов, вносимых отдельными депутатами, носят конъюнктурный, политизированный характер", - подчеркнул сенатор.

По мнению главы комитета, "правильно, что большинство законодательных инициатив вносятся правительством - оно и должно их вносить как орган, управляющий хозяйственной жизнью государства". "Другое дело, что большая часть этих законопроектов - недоработанные, в особенности, подзаконные акты, которые катастрофически отстают в разработке от самих законов. В результате, законы оказываются недействующими вследствие невозможности их применения на практике", - заключил Ю.Шарандин.

Анатолий Лысков
До сих пор в России не приняты законы, которые упорядочили бы процедуру законотворческой инициативы, считает председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.

"Проблема в том, что мы сами, законодатели, до сих пор не приняли закон "О порядке принятия конституционных и федеральных законов", который упорядочил бы процедуру законотворческой инициативы, а также закон "О нормативных актах Российской Федерации", - заявил сенатор. "Вряд ли можно обвинять в данной ситуации правительство, оно действует в рамках тех законодательных норм, которые существуют", - добавил глава комитета.

По словам сенатора, "согласно Конституции, все субъекты законодательной инициативы равны, а к ним относятся: президент, правительство, все члены Совета Федерации, депутаты Госдумы и законодательные органы власти субъектов РФ". Однако, подчеркнул парламентарий, "де факто определенное преимущество имеют президент и правительство - по вопросам экономического развития государства". "С одной стороны, это хорошо, что правительство участвует в законотворчестве, а с другой - таким образом сковывается законодательная инициатива других субъектов", - считает А.Лысков.

"Необходимо скорейшее принятие двух основных законов, регулирующих систему прохождения законопроектов. Кроме того, необходим закон "О Федеральном Собрании", в котором тоже следует прописать процедуру внесения законодательных инициатив, это поможет повысить исполнительную дисциплину и ответственность законодателей", - заключил глава комитета.

Леонид Биндар
Сегодняшнее состояние законодательной деятельности в России следует усовершенствовать с помощью принятия нормативно-правовых актов и согласованной позиции всех ветвей власти, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в СФ от администрации Таймырского АО, полномочный представитель СФ в Общественной палате Леонид Биндар.

"Сегодняшнее состояние законодательной деятельности в России требует решения ряда важнейших вопросов в этой сфере с помощью принятия нормативно-правовых актов и согласованной позиции всех ветвей власти. Основной причиной разбухания портфеля невостребованных законодательных инициатив является недостаточно квалифицированная разработка законопроектов", - подчеркнул сенатор.

По мнению зампреда комитета, "для упорядочивания системы прохождения законопроектов необходимо принятие ряда законов - "О порядке принятия конституционных и федеральных законов", "О нормативных актах Российской Федерации", а также "О Федеральном Собрании РФ". Кроме того, отметил сенатор, "необходимо введение общественной экспертизы, ее отсутствие сказывается на низком качестве принимаемых законопроектов".

"Сейчас в России действует ускоренная процедура принятия законов: они вносятся правительством, Дума их быстро принимает и вносит на рассмотрение Совета Федерации буквально накануне заседания, не оставляя по сути времени для детальной проработки законов", - считает Л.Биндар. "Пагубно влияет на качественный уровень законов и их принятие сразу во 2-м и 3-м чтениях, когда уже нет возможности внести изменения в законопроект, и внесение множества поправок и изменений в уже существующие законы, что говорит об их изначально низком качестве и сказывается на итоговом облике документа", - подчеркнул сенатор.

По словам парламентария, "сроков разработки законов нигде не указано, порядок их рассмотрения и принятии не устанавливается, ответственность за задержку принятия закона отсутствует". "Сейчас в России - 723 субъекта законодательной инициативы, и это во многом становится причиной того, что большинство вносимых законопроектов не рассматриваются, и в итоге законопроекты, вносимые законодательными органами субъектов федерации, составляют всего от 3 до5 процентов", - рассказал сенатор.

"Необходимы правовые основы продвижения законодательных инициатив для того, чтобы их принятие происходило максимально быстро, но без потери качества", - подытожил Л.Биндар.

Любовь Слиска
Правительство должно разрабатывать половину от общего числа готовящихся законов, считает первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска.

"Весь мир работает по принципу: исполнительная власть знает, что нужно отрегулировать законом, поэтому часть законов, но не больше 50%, должно разрабатывать правительство", - заявила депутат.

По мнению парламентария, в том, что "правительство вносит свою долю законов в Госдуму, которая, в свою очередь, принимает эти инициативы, нет ничего плохого". "У нас очень большое поле деятельности еще не урегулировано законодательством и нормативно-правовыми актами", - пояснила она.

Между тем, первый вице-спикер Госдумы рассказала, что когда она пришла в Госдуму в 1999 году, "процент внесенных правительством законодательных инициатив был очень низким".
Любовь Слиска также подчеркнула, что поприветствовала бы идею, которая "установит контроль за исполнением и обеспечением законодательных инициатив".

Петр Шелищ
Законы должны приниматься с учетом возможностей правительства их реализовывать, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ.

"В странах с развитой демократией правительство является основным автором законопроектов, потому что оно является их исполнителем", - заявил депутат.

Парламентарий отметил, что "многие наши проблемы в 90-е годы были связаны с принятием Госдумой законов, которые, по мнению правительства, невозможно было исполнить". "Проблема же не в "плохих" законах, а в том, что они принимаются без учета возможностей и готовности правительства их реализовывать. Поэтому правительство должно быть главным источником законов", - подытожил Петр Шелищ.

Алексей Митрофанов
Пока в Госдуме проправительственная партия имеет конституционное большинство, большинство законов в РФ будут разрабатываться правительством и приниматься парламентом по указанию власти, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Митрофанов.

"Политическая монополия дает право правительству вести себя, как оно захочет", - заявил депутат.

По словам парламентария, то, что сегодня больше половины законов разрабатываются правительством, которые потом оно успешно проводит через парламент - "это особенность политической ситуации, объясняющаяся формированием проправительственной партией конституционного большинства в Госдуме".

Зампред комитета убежден, что сложившуюся ситуацию можно исправить только одним способом. "Если в Госдуме ни у одной партии не будет конституционного большинства, а еще лучше и простого большинства, то тогда правительство не сможет автоматически "прогонять" свои законы. Оно начнет учитывать мнение всех политических сил и будет вести себя уважительно в отношении парламента", - подчеркнул парламентарий.

В этой связи Алексей Митрофанов напомнил, что такая расстановка сил фактически была на всем протяжении "эпохи Ельцина" и в начале "путинского периода", пока Евгений Примаков возглавлял фракцию "Отечество".

Александр Крутов
Принимаемые сегодня законы находятся в стороне от морали и нравственности, потому что задачи правительства не совпадают с потребностями общества и никакой ответственности за издаваемые законы оно не несет, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов.

"Парадоксально, что сегодня законы пишут, их утверждают и исполняют одни и те же люди", - заявил депутат.

Правительство, продолжил парламентарий, как один их главных разработчиков законов, за вступившие в силу законы ответственности не несет. "Ни разу не было, чтобы кто-то ответил за закон, который пришлось дорабатывать и исправлять, после того как он нанес огромный ущерб. Как, например, случай с принятым в спешном порядке законом о монетизации, который не был готов к исполнению", - заметил депутат

По мнению Александра Крутова, "процесс написания и принятия законов поставлен с ног на голову, потому что те, кто исполняют законы, те же их и разрабатывают. И если так все оставить, то страна никогда не избавится от коррупции, которую сегодняшние законы не ограничивают, а поощряют".

Зампред комитета убежден, что "в наши дни законы находятся в стороне от морали и нравственности, поскольку пишутся, исходя из чиновничьих интересов, которые зачастую противоположны интересам общества".

В этой связи депутат подчеркнул, что "законодательная власть должна полностью использовать свои возможности - писать законы и улучшать жизненный уровень населения".


02.07.2007
    
REGIONS.RU

Док. 331175
Опублик.: 04.07.07
Число обращений: 1600

  • Митрофанов Алексей Валентинович
  • Слиска Любовь Константиновна
  • Шелищ Петр Борисович
  • Шарандин Юрий Афанасьевич
  • Биндар Леонид Иосифович
  • Лысков Анатолий Григорьевич
  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``