В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Иванюк: Модернизация хозяйственного регулирования - компас для развития страны Назад
Иван Иванюк: Модернизация хозяйственного регулирования - компас для развития страны
Вопросы экономического регулирования и планирования, частно-государственного партнерства в последнее время приобретают все большее значение. Попытки выработки развитыми странами национальных стратегий, к примеру, в области энергетики, уже не рассматриваются как отход от либерально-рыночных ценностей. Более того, в Соединенных Штатах Америки в качестве базовой принята модель управления целеустремленными структурами, представляющая собой проектное управление достижением важнейших государственных целей.
В нашей стране правительством предпринимаются шаги по переходу к среднесрочному планированию, бюджетированию, ориентированному на результат, разработаны приоритетные национальные проекты. Фактически это первые, очень важные меры, необходимые для компенсации нарастающего отрыва от развитых стран в эффективности управления ресурсами.
Особенно важно это для отраслей и производств, от которых напрямую зависят реализация стратегических приоритетов, социально-экономическое развитие регионов, развитость жизненного пространства населения. То есть то, что принято в науке называть конституционной экономикой, ставящей задачу обеспечения конституционных гарантий граждан вне зависимости от рыночных механизмов, которые, как теперь уже все убедились и в нашей стране, сами ничего не могут отрегулировать.
Одним из таких направлений хозяйственной деятельности является производство цемента, необходимого для развития инфраструктуры страны, включая соцкультбыт.
Опыт европейских стран показывает, что в условиях интенсивного развития национальной экономики потребность в цементе составляет 1 тыс. тонн на каждого гражданина. В России этот показатель не достигает и одной трети потребности. Так, в 2005 году объем выпуска цемента составил 48,5 млн. тонн. Очевидно, что при этом мощности в самой населенной европейской части России уже сегодня практически полностью загружены. Более того, с учетом их высокой изношенности они стремительно выходят из строя.
Износ основных фондов отрасли, составляющий по различным данным 67-75%, в период после 1989 года уже привел к выбытию из промышленного оборота порядка вращающихся печей "мокрого" способа производства цемента мощностью 17 млн. тонн (около 10 % находящихся в эксплуатации). 130 печей являются низкопроизводительными, имеющими повышенный расход топлива, что подчеркивает их степень изношенности.
Специалисты утверждают, что в ближайшие годы уровень естественного и аварийного износа фондов, прежде всего печного и помольного оборудования, будет возрастать, усугубляя тем самым дефицит цемента на рынке. По их оценке, только на европейской территории дефицит цемента может достичь 25-30 млн. тонн в год, что ставит под угрозу не только выполнение национального проекта "Доступное жилье", но и развитие дорожно-транспортной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства со своей развивающейся инфраструктурой, а также обеспечение обороноспособности страны.
В настоящее время ряд участников рынка рассматривает возможность строительства новых цементных заводов. Но даже совокупности речь идет лишь о 5-6 млн. тонн планируемых новых мощностей, что явно недостаточно для покрытия потребностей строителей. Но многие из этих планов остаются лишь на бумаге, а действия ряда крупных игроков рынка сводятся только к монополизации своего положения, что уже привело к повышению цен примерно на 80% без всякого изменения к лучшему технического состояния предприятий отрасли.
Некоторые из рассматриваемых вариантов, в частности, в Рязанской, Свердловской, Пензенской и Читинской областях предполагают строительство заводов по морально устаревшим, хотя и дешевым китайским проектам. Очевидно, что такой путь ведет нашу цементную промышленность в новый технологический тупик.
Сегодня всеми признается тот факт, когда конфликт интересов предприятий различных организационно-правовых форм, имеющих весьма "расплывчатые" имущественные отношения с государством, при потере влияния правительства на отрасль в целом может нанести существенный урон интересам страны.
Этим и определяется насущная потребность в использовании новых организационно-правовых форм, обладающих существенно большим экономическим и социальным потенциалом и нацеленных на выздоровление российской экономики. Только создание условий для объединения возможностей и интересов государства и частных инвесторов приведет к увеличению капитализации отрасли. Путем привлечения российских и международных инвесторов при гарантии и участии государства в развитии отрасли, строительстве новых высокотехнологичных заводов можно обеспечить снижение себестоимости жилья, устойчивые темпы строительства, решение многих социальных вопросов.
Вместе с тем исходить надо из того, что цементная промышленность является стратегической отраслью, базовой для строительства, и должна находиться под управлением государства. Естественно, это потребует не только значительных капиталовложений (современный завод мощностью 3 млн. тонн стоит порядка 10 млрд. рублей с учетом затрат на разработку карьера, подтягивание газопровода, железнодорожных путей, строительство подъездных автодорог), но и серьезных усилий по совершенствованию имеющейся нормативной правовой базы.
Причем это касается не только развития организационно-правовых форм хозяйствования, но и урегулирования ряда сопутствующих проблем, связанных участием регионов в такого рода проектах, определением правового статуса сопутствующей инфраструктуры и др. Здесь серьезным тормозом на пути проведения целостной государственной политики является неразвитость сервитутного права. Существующий механизм регулирования многих вопросов, связанных с эксплуатацией линейных объектов, переводом земельного участка из одной категории в другую, многократной регистрации перехода прав и т.п., является очень громоздким и затратным.
Конечно, для такой стратегически важной отрасли, как производство цемента, которая взята в качестве примеру в силу актуальности реализуемых приоритетных национальных проектов, в первую очередь необходимо решить имущественные задачи, а именно:
- усовершенствовать организационно правовую структуру отрасли на основе определения отношения к государственной собственности ее участников;
- определить организационно-правовую форму передачи государственного имущества в собственность, сохранив долевое участие государства, что существенно повышает ответственность за ее эффективное использование.
По предварительным оценкам, период реализации современного проекта в области производства цемента - от разработки технической документации, до завершения строительно-монтажных работ - два года, а срок окупаемости - 3 года. Естественно, что необходимая законодательная база должна формироваться гораздо более быстрыми темпами. Здесь важно, что она должна иметь универсальный характер и для других стратегически важных отраслей хозяйства, таких, как золотодобыча, кораблестроение и многих других, где государству важно не просто сохранить свое влияние, но и проводить целенаправленную политику модернизации страны.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для эффективного управления отраслью приемлемы, по крайней мере, две организационно-правовые формы. Первая - открытое акционерное общество (ОАО), являющееся коммерческой организацией, в котором 100 % акций принадлежит государству. При этом представитель государства входит в состав правления, контролируя использование госимущества и получение государством прибыли. Вторая форма, требующая непосредственного участия законодателя, - некоммерческая организация "Государственная корпорация" (НОГК) - пока не получила распространения, но представляется более перспективной.
Эта форма предусмотрена федеральным законом "О некоммерческих организациях" No 7-ФЗ (редакция No 179-ФЗ от 23.12.2003 г.). НОГК создается для осуществления управленческих, социальных или иных общественно полезных функций. Это единственная организационно-правовая форма, в которой законом государственное имущество передается в собственность. Законодательно прописываются также все положения, цели и задачи, порядок управления ее деятельностью, в том числе и органы управления. Государственная корпорация может объединяться с коммерческими или другими некоммерческими организациями, образуя ассоциации (союзы). Ее создание может быть логическим развитием деятельности акционерных обществ со 100-процентным государственным капиталом.
Проведенный анализ международного опыта (Корея, Китай) показывают высокую эффективность хозяйственного регулирования со стороны государства, применяющего данную схему модернизации экономики и страны в целом.
Очень важно обратить внимание на эти формы хозяйственного регулирования сейчас, когда власть консолидирована и достигнута макроэкономическая стабильность. Когда появилась возможность для выделения государственных инвестиций, направленных не только на социальные нужды, но и на формирование мощных, конкурентоспособных структур (не только на внутреннем, но и на внешнем рынке), выступивших бы в дальнейшем локомотивом развития экономики России.
Представляется, что именно государственные корпорации могут стать рукой государства, направляющей рыночную стихию в нужные отрасли экономики. Это изначально реальный собственник, способный и желающий управлять, а не разбазаривать государственное имущество. Корпорации могут стать реальным рычагом для проведения экономической политики правительства, поскольку появится возможность влиять на экономику не только через естественные монополии, но и через эти, вновь созданные, структуры, которые в дальнейшем, выполнив свою задачу, могут быть приватизированы с большой выгодой для страны.
При этом государство, как и сейчас, выступает инициатором крупных общественных проектов. Но зато при этом отпадает необходимость изобретать всякие трудно контролируемые технопарки или, к примеру, зоны льготного налогообложения. Эти стимулирующие механизмы можно запустить в действие, освободив государственные корпорации как от выплаты дивидендов, так и от уплаты некоторых налогов.
Имея возможность создания ассоциаций, совместных предприятий, выпуска облигаций, государственная корпорация получает возможность привлекать под свои активы капиталы частных инвесторов. Косвенный, но экономически и политически очень важный эффект будет состоять в том, что недооцененные активы в сжатые сроки приобретут выгодную для экономики страны цену.
Для более полной реализации данных предложений представляется целесообразным создание Центра законодательных инициатив при Государственной Думе Российской Федерации Эта структура могла бы взять на себя следующие функции:
- подготовка законопроектов;
- разработка методологии, связанной с организацией государственных корпораций и ассоциаций;
-юридическое сопровождение внедрения такого рода проектов;
- их информационно-аналитическое и программное обеспечение.
Данная инициатива позволит структурировать в стране имущественные отношения с участием государства, приводя к созданию управляемых целостных образований на основе корпоративной информационной системы, персонифицировать процесс передачи государственного имущества в собственность, что существенно повысит ответственность за его эффективное использование, инвестировать в избранные, стратегически важные отрасли и фирмы ресурсы, технологическое и управленческое ноу-хау.
За счет этого государство может создать своеобразный "локомотив", который в кратчайший промежуток времени поможет вернуть России ведущее положение на мировой арене.

И.И. Иванюк, главный инспектор Счетной палаты РФ, А.С. Корнеев, советник Комитета Государственной Думы РФ, кандидат педагогических наук, академик Академии безопасности, обороны и правопорядка (АБОП), Ю.Н. Герасимов, президент отделения антитеррора АБОП, профессор Академии военных наук, кандидат педагогических наук

Журнал "Закон и право" No 4 2007 г.



Док. 331158
Опублик.: 04.07.07
Число обращений: 244

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``