В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Наш анонс: вышел в свет интереснейший сборник научных работ `Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации` Назад
Наш анонс: вышел в свет интереснейший сборник научных работ `Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации`
Под эгидой Института развития гражданского общества и местного самоуправления и Института научной информации по общественным наукам РАН при участии ряда других научных институтов и учреждений вышел в свет сборник материалов научно-практической конференции "Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации".

По широте охвата указанной в названии тематике этот сборник не имеет себе равных. Материалы, представленные в сборнике, посвящены проблемам разработки и реализации приоритетных национальных проектов, стратегиям социального и экономического развития России, выработке национальных стандартов инновационности, результативности и некоррумпированности, комплексной оценке здоровья нации, системы российского образования, развития сельского хозяйства и жилищного строительства, перспективам развития социального партнерства и реализации приоритетных проектов в регионах России.

В связи с небольшим тиражом сборника, мы обязательно поместим на наших сайтах полную электронную версию всех материалов сборника. А для первичного представления о сборнике "Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации" мы предлагаем вам ознакомиться с содержанием и предисловием к сборнику.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие    7
Приоритетные проекты и стратегии национального развития
Ирхин Ю.В.
Новое государственное управление, национальные проекты и проблемы эффективности госслужбы в современной России    9
Белокрылова О. С.
Модернизация демографической политики в условиях макроэкономической стабилизации    16
Попадюк Н.К.
Приоритетность стратегических задач социально-экономического развития России и стратегический характер национальных приоритетных проектов: Уровни сопряжения    21
Иванова Е В.
Национальный проект как инструмент инвестирования в социальный капитал    25
Сангулия М.Н.
Национальные проекты: российское общество и модернизация экономики    28
Кайманаков СВ.
Стратегия безопасного развития России и приоритетные национальные проекты    36
Загребин С. С.
Программы развития российской культуры в контексте приоритетных национальных проектов    40
Богатырев К.А.
Государственная идеология как приоритетный национальный проект    44
Волосков И.В.
Национальные проекты и социальные изменения: Проблема социологической экспертизы    48
Аванесов В. С.
Национальные проекты нужны, но другие    50
Михайленко А.Н.
Национальные стратегии развития государств-участников СНГ    52
Юрина А.А.
О взаимосвязи приоритетных национальных проектов и о законах циклического движения органического строения капитала    56
РеутД.В.
Программы развития и их общий прокреационный базис    61
Приоритетные проекты и национальные стандарты результативности, инновационности и некоррумпированности
Хабибулин А.Г.
Бюджетные преступления и коррупция при реализации приоритетных национальных проектов как угроза национальной безопасности    67
Франчу к В.И.
Недостатки национальных проектов и программ и необходимость перехода к проблемно-ориентированному планированию и управлению    68
Цымбал В.И.
Методология и опыт оценки результативности и некоррумпированности программ, направленных на решение проблем, по-разному значимых для общества и государства    71
Стушн Ю.В.
Проблемы приоритетного информационно-аналитического обеспечения приоритетных национальных проектов и программ    78
Коновалова Л.Н.
Практические механизмы межпроектных и межпрограммных взаимодействий (международный и национальные аспекты)    81
Зацепин В. Б.
Отечественная традиция программно-целевого планирования: Опыт и перспективы    83
Демиденко И. А.
Качество, конкурентоспособность бизнеса и технологий как фактор реализации национальных проектов    87
Попадюк Т.Г.
Инновационная инфраструктура реализации приоритетных национальных проектов: Проблемы постановки и отладки    .93
Степанова О. А.
Инновационные процессы в образовании: Приоритеты,; проблемы, пути решения    96
Селиванов С.Г., Криони Н.К., Паньшина О.Ю.
Проектирование инновационных образовательных технологий для технических университетов    99
Соловьев А.И., Макаренко Е.И.
Инновационные процессы в высшей технической школе России    104
Дежина И. Г.
Инновационные вузы в национальном проекте "Образование": Анализ первых итогов реализации проектов    105
Бирюков Н.В.
Стратегические цели и задачи подготовки нового поколения специалистов в условиях перехода к экономике инновационного развития (с учетом динамики социокультурных трансформаций)    107
Тарасова СВ., Иванова Е.В.
Инновационный комлекс высшего заочного экономического образования как инструмент развития профессиональных компетенций    109
Крылатых Э.Н., Фальцман В.К.
Инновационные образовательные программы подготовки менеджеров и предпринимателей    111
Ермилин А.И., Ермилина Е.В.
Методы формирования у школьников готовности к научному творчеству в инновационных условиях дополнительного образования     113
Цукерман В.А., Козлов А.А.
Подготовка молодых специалистов по управлению инновационными проектами    118
Бессонов А.Е., Калмыкова Е.А.
Высокие радиоэлектронные технологии в восстановительной медицине    121
Ковальчук К. Ф., Ковальчук А.К., Лебедева В.К.
Национальный проект "доступное жилье": Инновационные аспекты    126
Айдаева И.И.
Зарубежный опыт ипотечного кредитования: Сравнительная характеристика и анализ возможностей его эффективного использования в России    128
Шевченко Н.В.
Роль финансовых инструментов при реализации национальных проектов    135
Ашурбеков Т.А.
Национальные проекты как приоритеты деятельности органов прокуратуры    139
Миленина Н. С.
Проблемы государственного финансового контроля за реализацией национальных проектов    144



Социальное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов:
Реалии и перспективы
Михеев В.А.
Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов    148
Сладкова О.Б.
Диалог "Власть-Общество" как условие реализации национальных проектов: Технологический аспект    151
Павлов Р.Н.
Роль бизнеса в реализации социальных проектов    154
Сонина Е. О.
Национальные проекты: Выбор новой модели отношения общества и власти?    155
Романович Н.А.
Отношение населения города Воронежа к очередной инициативе власти: национальным проектам    157
Тульчинский Г.Л.
Социальный аудит и гуманитарная экспертиза: Проблема институционализации    161
Никитина О.А.
Проблемы реализации национальных проектов по решению социальных вопросов пожилых людей (улучшение качества жизни и здоровья)    164

Комплексная оценка здоровья нации, системы российского образования, развития сельского хозяйства и жилищного строительства
Ермакова Г.И., Ефимова О.В.
Национальные проекты: Государственная политика в области образования    169
Данилова М.И.
Методологические и методические задачи, проблемы и перспективы современной высшей школы    170
Мюинцева М.Ф., Зверева Т.Ю.
Состояние и проблемы эффективности российской системы высшей школы в мировой экономике знаний    174
Румянцева И.М.
Образование перед вызовом настоящего и будущего: Кризис и перспективы развития    179
Казаренкова Т.Е.
- Перспективы развития высшего образования России    182
Галюкова М.И.
Программно-целевое планирование политики качества в здравоохранении    185
Галков А.Е.
Развитие телемедицины в регионах как инструмент улучшения здоровья нации    187
Иванова Ю.В.
Совершенствование механизмов управления приоритетным национальным жилищным проектом    189
Каверзин И.Л.
Анализ жилищной проблемы в России, ее причин и возможных путей решения в контексте приоритетных национальных проектов    192
Богомолов ЯЛ.
Доступное жилье для молодых ученых Российской академии наук    195
Ипатова А.В.
Об институциональных основах социально-экономических преобразований в агросфере России...    198
Казанцева Е.Г., Батуева М.А.
Молодежь как объект и субъект реализации приоритетного национального проекта "Образование"    201
Павлова Е.Д.
Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры    204
Кудрявцев В. Т.
От педагогики повседневности - к педагогике развития: Перспектива дошкольного образования    208
Петракова Т.И.
Святоотеческое учение и проблемы современного образования    213
Фадеев А.В.
Подготовка кадров нового поколения и формирование современного бизнес сообщества    219
Иванов В.Н., Ивченко В.В., Харлампенков И.Е., Муравьев С.А.
Внедрение проекта SWS3000 в целях информатизации образовательного процесса в ВУЗе    221
Каплиев А. С.
Инкубатор бизнеса - "блок питания" мозгов    228
Хапугина СВ.
Активные формы обучения как путь формирования профессиональной компетентности специалиста-агрария    231
Харитонов А.Г.
Основные тенденции, перспективы развития и проблемы сельскохозяйственного страхования. Агроцифры и факты: Итоги 2006 года и перспективы на 2007 год    233
Арская Л.П.
Проблемы продовольственного обеспечения населения в контексте государственной социальной политики    237
Болгов К. В.
Инвестиции и перспективы развития рынка свинины в России (2006-2009 гг.)    243
Приоритетные национальные проекты и региональное развитие
Бариев М.М.
Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни молодежи Татарстана    248
Хадарцев А. А.
Региональные особенности реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения и медицинского образования    250
Ларионов А.Н.
Комплексная оценка состояния жилищного строительства в Санкт-Петербурге    253
Александрова О.А.
Качество государственного управления как фактор социально-экономического развития территорий    256
Сухотин А.Б.
Развитие программного подхода в целях укрепления координационных функций федеральной и местной власти    261
Коновалов М. С.
Создание институционального механизма конкурентного развития территорий в контексте реализации приоритетных национальных проектов    262
Сукнёва С.А.
Приоритетные национальные проекты в решении социально-демографических проблем региона    264
Павлов Б. С, Сентюрина Л.Б.
Демографическое здоровье населения региона как социологическая проблема (теоретико-методологические аспекты)    272
Попова Л. А.
Значение национальных проектов для демографической стабилизации в северном регионе (на примере Республики Коми)    275
Нифантова Р.В., Сентюрина Л.Б., Бессонова Т.П.
Репродуктивное здоровье населения на примере Среднего Урала    280
Лилов В.М.
Право на здоровье как фактор преодололения демографического кризиса коренных народов Карелии    282
Киселёва Т.П., Сентюрина Л.Б.
Здоровье и реабилитация матерей и детей в регионе с неблагоприятной экосферой    286
ЗуевВ.И.
Оценка пациентами эффективности реализации национального проекта "Здравоохранение" в регионах    288
Шипиловская О.А.
Медицинские работники о путях совершенствования реализации национального проекта "Здравоохранение" в регионах    290
Верецкая А.И., Довейко А.Б.
Высшее образование в России: взгляд молодежи (региональные аспекты)    292
Ичеткина Т.А., Шатохин Д.А.
Современные формы поддержки молодежных инноваций в образовательном учреждении Республики Коми в рамках реализации проритетного национального проекта "Образование"    300
Козлов В.Д., Коновалов М. С.
Опыт реализации приоритетного национального проекта в области образования (проект Green city)    302
Козлов В.Д., Коновалов М. С.
Опыт реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Приволжском федеральном округе    304
Ипатова А. В.
Социализация аграрной политики как условие реализации национальных проектов в Ростовской области: Состояние и перспективы    307
Игнатова Т.В.
Экспертно-аналитическая оценка реализации национального проекта "Развитие АПК" в Южном федеральном округе    310
Бочков А.А.
Об онтологии реализации аграрной политики на мезоуровне    313
Матюшенко Т.В.
Влияние национальных проектов на финансовое положение домохозяйств: Региональный аспект    317


ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемый вниманию читателя сборник материалов научно-практической конференции, посвященной реализации приоритетных национальных проектов, организованный ИНИОН, совместно с Институтом развития гражданского общества и местного самоуправления, а также Парламентской библиотекой ФС РФ, Отделением общественных наук РАН, Российской академией государственной службы при Президенте РФ, Академией экономической безопасности МВД России и другими организациями, несомненно, привлечет внимание научной общественности. И дело не только в чрезвычайной актуальности проблематики национальных проектов и даже не в том, что среди выступавших на конференции - ведущие представители российского обществоведения.
Наше общество остро нуждается в прорывных идеях, способных наметить хотя бы основные вехи поступательного движения в будущее, обозначить промежуточные этапы и критерии оценки сложного процесса, который в обобщенном виде может быть назван Возрождением России!
Не случайно Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев, говоря об историческом значении приоритетных национальных проектов подчеркнул стратегический характер положенной в их основу идеологии: "Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны".
В предлагаемом сборнике рассматриваются некоторые аспекты реализации приоритетных национальных проектов, их взаимосвязи с новой социально-экономической политикой и стратегией опережающего развития России.
Основная задача, которую ставили перед собой составители сборника - показать всю палитру существующих сегодня в российском обществоведении взглядов на такое сложное явление социально-экономической жизни, как приоритетные национальные проекты, особо выделяя их влияние на развитие человеческого потенциала нашей страны.
Понятие "человеческого потенциала" - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики. Особенное значение оно имеет в сегодняшней России, которая переходит в качественно новое состояние, - от стабилизации к развитию. Развитию, которое, по определению В. Путина, должно быть опережающим. И не только в экономическом, но и в социальном смысле. Собственно в этом и заключается сверхидея новой социально-экономической политики и приоритетных национальных проектов.
Сегодня стало ясно, что главной политико-идеологической задачей общества и государства на нынешнем этапе глобализации, основой их деятельности стал Человек, развитие его материальных, интеллектуальных и духовных возможностей.
Ускоренное развитие человеческого потенциала становится, таким образом, не только приоритетом социально-экономического развития, но и главной задачей, стоящей перед нацией. Значение человеческого потенциала ярко проявляется в экономике и политике государств-лидеров мирового развития. Центром приложения главных усилий развитых государств становится человек. Чем больше возможностей - образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. - будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей нации и государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.
Среди основных составляющих национального богатства - человеческого потенциала, природного капитала и воспроизводимого капитала в Западной Европе и в Северной Америке первый из них, согласно некоторым расчетам, составляет от 70 до 76%. В России тот же показатель равняется 50%.
Обсуждая тему потенциала человеческой личности как главного фактора экономического и социального развития общества и государства невозможно обойти вниманием тему демографии.
Ситуация в демографической области для России складывалась неблагополучно еще во времена СССР, но с начала 90-х годов можно говорить уже о глубоком демографическом кризисе, а, по мнению некоторых экспертов, даже о демографической катастрофе. С начала 90-х годов население России устойчиво сокращалось на 700-800 тыс. человек в год.
При этом даже миграция, которая имела значительные масштабы в первой половине 90-х годов, не компенсировала этой тенденции.
Таким образом, к 2006 году стало очевидно, что если существующая тенденция депопуляции сохранится, то (по разным оценкам) она приведет к тому, что к 2025 году на территории нынешней России будет проживать от 100 до 125 млн. человек, а к 2050 году - менее 70 млн. человек.
Причины и последствия демографического кризиса в России комплексные. Но главный итог - депопуляция территории, исчезновение нации - становится вполне предсказуемым. Очевидно, что меры по преодолению демографического кризиса должны иметь приоритетный характер. Такая приоритетность в самой общей форме была обозначена в послании В.Путина 11 мая 2006 года, а затем - в поручении первому вице-премьеру Д. Медведеву заниматься вопросами демографии. Это, в свою очередь, привело к тому, что в июне 2006 года Совет по реализации приоритетных национальных проектов был реорганизован в Совет по реализации ПНП и демографической политике. Таким образом, логически, экономически и организационно механизмы реализации ПНП и механизм исправления демографической ситуации были объединены под руководством первого заместителя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева.
Эти первые шаги уже дали результаты через год, что показывает оправданность и перспективность такой политики. В начале 2007 года рождаемость в России впервые за все последние годы превысила смертность: начали давать отдачу шаги по улучшению ситуации в первичном медицинском звене, скорой помощи, организации предоставления высокотехнологичных медицинских услуг.
Авторы сборника уделяют большое внимание социально-экономической составляющей человеческого потенциала.
Социально-экономическая роль государства в решении демографической проблемы вообще и человеческого потенциала, в частности, принципиально важна.
В наши дни сущность социальной политики серьезно изменилась. От обеспечения минимальных запросов трудящихся она эволюционизировала в политику обеспечения качества жизни и качества человеческого потенциала, где такие критерии как творчество и свобода выбора стали ведущими социальными критериями.
Говоря о новой роли государства в решении социальных и демографических задач, следует отметить, что эта тема стала крайне актуальной для России еще в 90-е годы, когда вопреки существующим в мире тенденциям правящая элита пыталась игнорировать как социальные, так и демографические проблемы. В то же время как в развитых странах в дополнение к традиционным функциям государства во второй половине XX века стала ускоренно формироваться, в качестве важнейшей, функция социальной ответственности государства. В России эта тенденция откровенно игнорировалась. Ошибочно считалось, что либерализм не предполагает роста ответственности государства за социальное благополучие нации. Что абсолютно не соответствовало действительности: в разных странах, с различной степенью влияния либерализма, всю последнюю треть XX века отмечалась устойчивая тенденция роста социальной ответственности государства, социализации не только его экономической, но и внутренней, и даже внешней политики.
В этой связи понятна роль ПНП как дополнительного механизма (но только дополнительного, а не основного) в социальной политике государства, ориентированного на повышение уровня социально незащищенных слоев населения.
В свете этого представляется вполне оправданным и даже необходимым введение новых критериев развития государств. В эпоху перехода к информационному обществу, уровень развития государства квалифицируется, прежде всего, по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Эти критерии должны стать базовыми для оценки эффективности деятельности всех элементов государства и общества. Индекс развития человеческого потенциала включает в себя не только душевой валовый внутренний продукт (ВВП), который может расти, например, за счет сокращения численности населения при сохранении тех же объемов ВВП или только за счет роста экспорта энергоресурсов, но и показатели уровня образования, продолжительности жизни и т.д.
Среди идей, придающих новизну и оригинальность сборнику особое место принадлежит анализу новейших тенденций развития современной цивилизации, в том числе формированию так называемой "экономики знаний".
Чтобы не злоупотреблять сложными определениями воспользуемся самым простым: экономика знаний - это экономика, в которой главной производительной силой является наука. А соответствующее такой экономике общество - общество знаний - характеризуется высочайшим уровнем развития творческого потенциала человеческой личности, как носителя и генератора знаний.
При этом производственные отношения остаются рыночными по форме, но постепенно наполняются новым содержанием, становясь все более обобществленными, государство все интенсивнее участвует в экономической жизни, прежде всего, как главный спонсор фундаментальной науки. Да и в целом роль государства в современном обществе имеет тенденцию к постоянному росту, что связано как с требованиями развития социальной сферы, так и с обострением ряда глобальных проблем.
Мир стремительно эволюционирует и в этом динамичном мире отставание равнозначно поражению, поскольку новое общество так же далеко от идеалов гуманизма как и старое. В этих условиях, стратегия инновационного развития для России оказывается безальтернативной: или наша страна совершает скачок в будущее, создав отечественный вариант общества знаний, или мы скатываемся в лагерь вечных аутсайдеров.
Насколько реален "прорыв в будущее?" Читайте настоящий сборник. В нем вы найдете ответ на этот и многие другие актуальные вопросы сегодняшнего дня.

Заместитель Генерального директора Института развития гражданского общества и местного самоуправления Илья Константинов


Пресс- служба ИРГОМС


04 июля 2007 года.

www.nasledie.ru



Док. 331142
Перв. публик.: 04.07.07
Последн. ред.: 05.07.07
Число обращений: 379

  • Константинов Илья Владиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``