В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: Речь идет об истории создания и похищения проекта `Либеральная Россия` Назад
Евгений Гильбо: Речь идет об истории создания и похищения проекта `Либеральная Россия`
Евгений Витальевич, как Вы считаете, за убийством депутата Сергея Юшенкова стоят политические или же экономические мотивы?

Буду честен, а значит неполиткорректен. В России принято о мертвых говорить или хорошо или ничего. В данном случае хорошо будет обязательно фальшиво, а молчать тоже нечестно.

Юшенкова я знавал с 1991 года, знакомство это тесным трудно назвать. Мне трудно вспомнить о нем что-либо хорошее, но и каких-то личных претензий у меня к нему тоже не было. Однако, его поведение в последние месяцы было, с моей точки зрения, за пределами каких-либо представлений о морали - как человеческой, так и политической.

Речь идет об истории создания и похищения партии "Либеральная Россия".

Эта партия целиком была произведением и проектом Бориса Березовского. Творением его таланта, его авторитета, его умения объединять людей вне зависимости от личного к нему отношения, его денег, его информационных ресурсов, его положения в мировом истеблишменте. Никто, кроме Березовского, не смог бы сделать партию с нуля в таких условиях, в которых оказался этот человек, войдя в противостояние с новыми силами, перестраивающими сегодня Россию на новый лад.

Я не буду давать политической оценки деятельности Березовского, как и других политиков. Я не поддерживаю ни одну из действующих сегодня в РФ партий, никогда не думал, что политические взгляды Березовского более адекватны России, чем взгляды его конкурентов или ненавистников. У меня не было с Березовским ни каких-то дел, ни каких-то личных отношений. Многое в деятельности Березвского мне не нравилось, многое раздражало. Думаю, причиной этого раздражения была некая моя подсознательная зависть к его бурной энергичности, которой мне всегда не хватало для реализации моих собственных планов и проектов, что и влекло гораздо более скромный масштаб моих результатов. Наверное, я завидовал всегда еще и его решительности, готовности всегда идти до конца. Но впрочем, зависть эта была белой, а не черной, да и не сильно влияла на мои выводы: все же я - человек глубоко рациональный, а потому могу оценивать эту историю нейтрально, с чисто этических позиций.

Итак, Березовский сумел сделать значимый политический проект. Если бы ему удалось развертывать его и дальше, к выборам 2003 года нынешний политический истеблишмент столкнулся бы с весомой альтернативной силой, которая имела бы все шансы на успех, если бы игра велась по демократическим правилам. Впрочем, у Березовского были инструменты давления, чтобы заставить Кремль соблюдать правила игры.

В этой ситуации Березовского кинули. Нанесли удар в спину. Нанесли те, кто получил от него деньги и гигантский политический ресурс, кто дал слово использовать этот ресурс в интересах того грандиозного проекта, который готовился предъявить миру Березовский. И не сдержали слово. Почему?

Очевидно, сыграла роль разница в менталитете. Березовский и его российские партнеры - люди разного масштаба и разного менталитета, а потому они по-разному оценивают ситуацию и перспективы. Березовский - индивидуалист, лидер, человек гигантской личностной силы. Как бы ни был широк фронт его врагов, он чувствует силу бросить вызов системам, и знает, что имеет реальные шансы на победу. Он знает, что прочность систем слишком преувеличивается слабыми духом натурами, он знает, как легко они рушатся, подобно старому бронированному стеклу, которое разлеталось вдребезги, стоило лишь попасть иголкой по точке натяжения.

Так называемые сопредседатели партии Березовского - продукты другой системы, системы ВЛКСМ-КПСС, ее армейских политорганов, где культивировались представления о могуществе систем, о дерьмовости человечка, о нормальности предательства. Благодаря таким людям, пришедшим в бизнес и политику в начале 90-х, кидалово стало нормой жизни в России. Давно стало нормой, что ближайшие сотрудники, всяческие управляющие или бухгалтеры, или - через них - различные бандитские структуры, пользуясь неприспособленностью российского законодательства к современному бизнесу, пытаются - с разной степенью успешности - увести бизнес у его создателя. Кончается это обычно тем, что или бизнесу наносится огромный ущерб, или - если захватчикам удается получить поддержку госорганов и удержать украденное - они в течение короткого срока этот бизнес разваливают.

Если сложить потери от подобных операций по российской экономике в целом за год, то они будут примерно равны ВВП страны. То есть, если бы все разваленные таким образом проекты функционировали нормально, ВВП был бы раза в два больше. С точки зрения экономики, наличие в российской бизнес-этике подобных элементов делает каждого россиянина примерно вдвое беднее.

Ницше в "Генеалогии морали" описывал те методы, которыми в сознание европейцев были внедрены те элементы морали, которые сделали европейцев богатыми. Европейцу не придет в голову кинуть партнера потому, что в его генетической памяти записано, что полагается за такой кидок по закону божескому и человеческому. Конечно, в Европе тоже жульничают весьма изощренно, но соблюдают определенные рамки, делают это не столь открыто. Прямые кидки возможны разве что в самых низших слоях общества.

Как оценивали ситуацию Юшенков и его подельники? Березовский сейчас находится в конфронтации с огромной машиной государственных органов, у него много личных врагов. Поэтому они получат в своем кидалове поддержку госорганов, а значит - смогут увести у Березовского его новый политбизнес. И действительно - на их стороны встало Министерство Юстиции и все прочие административные структуры.

С точки зрения юридической рассчитано все было точно - не подкопаешься. Увели у Березовского партию как раз накануне выборов. Инструмент, который делался под большой проект, украв его у хозяина, решили использовать по мелочи: собрать пять процентов на выборах - и все тут...

Так что сам процесс был обусловлен разницей в масштабах личности Березовского и его московских шестерок. Сделал ли Березовский ошибку? На самом деле нет - исполнители нужны и приходится иметь дело с фигурами не столь масштабными, как сам лидер. Кроме того, политические проекты, как и некоммерческие вообще, делаются неизбежно на доверии - российское законодательство не приспособлено к их обслуживанию. А значит, кидок на доверии возможен, если моральные качества партнера низки, да к ому же он еще и лишился страха.

Почему Юшенков сотоварищи без страха совершали то, что совершать по всем законам божеским и человеческим не только низко, но и нерационально? Очевидно, в последние месяцы они пришли к выводу о слабости Березовского. Их обвинения были обычны: шеф постарел, не предпринимает сильных ударов в отношении врагов, медлит с обеспечением нарастания денежного потока, не трясет заинтересованных в проекте потенциальных спонсоров, вообще интересуется другими вопросами куда больше, чем деньгами. Шеф поссорился с конкурентами и партнерами, у него много врагов, он со всех сторон обложен - сила его вышла. А значит, надо его кидать и мириться с врагами: может, процентов десять оставят из того, на что рассчитывал шеф - нам хватит...

Им была невдомек та гигантская работа, которую вел шеф. Им были непонятны масштабы проекта, который разворачивал шеф, им было не понять, что ему просто не до разборок с той мелочевкой, которая гадит по мелочи: оборонился и ладно, еще разберемся. И они совершили то, что совершили.

Им не претило брать чужие деньги: ведь формально они числились на администрируемой ими организации. Им не претило воспользоваться чужим проектом и чужим ресурсом не по назначению. Их интересовали только деньги и только личная выгода. Их не интересовали вещи более широкого порядка, не интересовало содержание проекта, создаваемого для истории.

Русское общество сегодня глубоко аморально. Убийство Юшенкова, конечно, преступление с точки зрения УК РФ, за который он голосовал. Преступление с точки зрения тех правил игры, которые сочинили для себя мелочные воришки. Но естественное право всегда карало обман доверившегося лица. И карало - смертью. В любом случае, приговор Юшенкову был вынесен на небесах.

Не знаю, кто транслировал этот приговор в земную жизнь - сам ли Березовский или один из тех тысяч участников политического процесса в России, интересы которых Юшенков сотоварищи нарушили, кидая шефа. А может, просто Провидение прибегло к излюбленному своему приему - стечению обстоятельств, и исполнителем приговора стал случайный, может быть еще более аморальный, чем сам Юшенков, тип - и это было частью и его казни. Этими подробностями есть кому интересоваться, они важны в рамках УК РФ и именно их будут исследовать прокуроры. Нам же важно то нравственное значение, которое имеет казнь Юшенкова для Русского мира.

Но, быть может, эта история окажется шагом к тому, чтобы поселить в душах наших соотечественников страх Господень. Может быть, наше общество встанет на путь, на котором честь берегут, а слово держат. Может быть, в России прекратятся эти разрушающие экономику попытки украсть бизнес у его создателя. И тогда мы увидим подлинный расцвет экономики и гражданского общества.

21 апреля 2003

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=37560

Док. 331111
Перв. публик.: 04.07.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 257

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``