В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: Результат выборов можно определить одним словом - ничья Назад
Евгений Гильбо: Результат выборов можно определить одним словом - ничья
Евгений Витальевич, как Вы прокомментируете итоги выборов в Санкт-Петербургское законодательное собрание? Кто победил в результате этих выборов и кто проиграл?

Результат выборов можно определить одним словом - ничья. Схватились на них три силы:
1. Смольный, то есть партия городской бюрократии,
2. Кремль, то есть партия "московских питерцев", желающих получить контроль над городом в преддверии очевидно надвигающейся потери командных высот в Москве,
3. "Молодые и наглые", которые рвутся к власти, опираясь на заработанные в последние годы ресурсы.
Интеллигентская и мыдлоклассовая оппозиция, формально выступившая единым фронтом СПС-Яблоко, на самом деле не представляла собой реального игрока, предоставляя ширму представителям всех трех основных сил.
Ни одна из этих сил существенно не изменила в свою пользу общий расклад. Смольному не удалось захватить конституционное большинство, кремлевской партии не удалось потеснить Смольный, а молодые и наглые не получили вообще ничего.
Но ничья в политическом плане оборачивается большими потерями для города. Собственно, проигравшим оказывается Петербург.
Дело в том, что при сложившемся раскладе сил у нынешнего губернатора Яковлева уже нет возможности баллотироваться на третий срок. Раскрученного преемника у Смольного тоже нет. Следовательно, на ближайших выборах произойдет неминуемая и существенная смена власти.

Кто может стать новым питерским губернатором?

Есть раскрученная фигура у коммунистов - Жоррес Алферов. Его раскручивали на президентство, но возраст кандидата стал непреодолимым препятствием. В СПб этот возрастной барьер преодолеть легче. У кремлевской партии выбор больше - от генерал-губернатора Черкесова, который может пойти на формальное "понижение" ради захвата контроля над городом до Миронова (правда, его шансы вряд ли выше, чем были у Селезнева в Подмосковье). Впрочем, Смольный может еще выставить популярную фигуру из числа все еще уважаемых в городе интеллигентских вождей типа Пиотровского. Эти ребята могут пойти на союз со смольнинской бюрократией, понимая, что дело в случае прихода варяга может обернуться плохо. Правда, сама смольнинская бюрократия может стать жертвой своего традиционного высокомерия и не пойти на этот союз, потеряв все.

Чем же грозит городу смена власти? Неужели нынешняя власть столь хороша?

Власть в демократическом обществе не может быть хорошей или плохой для населения. Это в тоталитарном обществе власть зависит от настроений масс и потому старается развивать всяческие массовые системы в ущерб частным интересам. Тоталитарная власть обречена "заботиться о народе". В условиях демократии политик от народа не зависит, он зависит от групп интересов, которые его поддерживают. Среди них редки группы, выражающие общественные интересы.
Нынешняя смольнинская власть, естественно, не является выразителем неких "народных чаяний", а представляет интересы строительного комплекса. Грубо говоря, если в других регионах воруют с нефти, с газа, с икры, с пушнины, с леса и т.п., то в Петербурге воруют со строительных проектов. В силу этого в последние годы строительный комплекс существенно окреп, стал способен к освоению больших инвестиций.
Город объективно нуждается сегодня в таком окрепшем строительном комплексе, в его дальнейшем разворачивании. Город сегодня задыхается. Ему нужно вдвое больше мостов, чем есть, ему нужны десятки дорожных развязок, ему необходима капитальная реконструкция центральных районов, ему необходимо новое жилищное и гражданское строительство, которое только в последние несколько лет достигло приемлемых объемов.
Таким образом, интересы города сегодня имеют большой резонанс с интересами строительного комплекса. Если уж правила игры для всей страны так заданы, что нельзя не воровать, лучше пусть воруют на строительстве, на том, что общественно полезно, а не на финансовых, приватизационных, риэлтерских и прочих формальных схемах, как было в первой половине 90-х. К моменту переизбрания Собчака центр города зиял черными проемами окон, как после бомбежки. В поставленных на капремонт и брошенных домах разрастались бомжатники. Дороги к середине 90-х были вовсе непроезжими, да и сейчас пробки - обычное дело, хоть и построены уже новые транспортные развязки.
Если сейчас затормозить процесс реконструкции города, если снова вывести финансовые ресурсы из строительной сферы и направить в те сферы, на которых делает прибыли группа "московских питерцев", город просто рухнет. Через пять лет он станет непроезжим, через десять большая часть зданий центра будет непригодна к капремонту, через двадцать на месте развалин на Невском начнут строить бетонные коробки, как в центре разбомбленных во вторую мировую немецких городов.
Поэтому город - главный проигравший на этих выборах. Политическая ничья означает для него грядущую малопредсказуемую смену власти в условиях, когда любая смена будет плоха.

10 декабря 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=32467

Док. 331099
Перв. публик.: 04.07.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 250

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``