В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Селезнев: Таможня - не только донор бюджета Назад
Геннадий Селезнев: Таможня - не только донор бюджета
Правительство внесло в Госдуму проект бюджета на 2002 год, в котором впервые заложен солидный профицит в 126 миллиардов рублей. Легко ли этот проект пройдет первое чтение, намеченное на 28 сентября? Что вызовет особый интерес депутатов? На вопросы газеты "Таможня" отвечает председатель Государственной думы РФ Геннадий Селезнев.

- Правительство уверяет, что на этот раз в главном финансовом плане страны учтены все основные потребности и запросы. Документ уже успели назвать "бюджетом эффективных расходов". Насколько оправдан, на Ваш взгляд, оптимизм правительства? Будут ли дискуссии вокруг бюджетных статей менее острыми, чем в прошлые годы?

- Об оптимизме относительно параметров бюджета говорить пока рано. Бюджет обременен серьезными проблемами внешнего долга. На этом фоне его доходная часть явно недостаточна для того, чтобы удовлетворить даже самые неотложные нужды общества. Накопилось слишком много нерешенных проблем. Поэтому и возникают дискуссии о распределении бюджетных средств. Постоянно общаясь со своими избирателями, депутаты отлично понимают, что от того, каким будет этот документ, зависит положение миллионов людей, так или иначе связанных с бюджетным финансированием. Так что дело не в остроте парламентских дебатов, а в том, насколько они конструктивны. Собственно говоря, это и есть задача депутатов - тщательно, по-деловому обсудить главный экономический закон государства.
Особое внимание в самом начале необходимо уделить анализу тех процессов, которые в итоге формируют доходную базу бюджета. Первое полугодие 2001 года показало превышение инфляции над его прогнозом почти в 1,5 раза. Финансовый результат отраслей промышленности по прибылям и убыткам, несмотря на рост объемов производства, ухудшается.
Опережающими темпами увеличивается задолженность экономики по налогам и сборам. Мы по-прежнему видим долговой рост, подавляющий отечественной инвестиции. Поэтому на рассмотрение бюджета мы будем накладывать оценки всего экономического курса и денежно-кредитной политики, которые сделают профильные комитеты Государственной думы.
Что касается самого правительственного законопроекта, то положительной его чертой является социальная ориентированность. Планируется вдвое увеличить зарплаты бюджетников и в два с лишним раза - денежное содержание военнослужащих. Вырастут и другие социальные выплаты. Особенно важно, что резко увеличится финансирование образования - это инвестиции в будущее нашей страны.

- А какие вопросы могут вызвать особенно жаркие споры в Государственной думе?

- Наверняка наиболее сложно будет обсуждение вопроса о дополнительных доходах бюджета, а также проблем, связанных с разделением доходов и расходов между федеральным центром и регионами.
По оценкам бюджетного комитета Госдумы, в 1999 году дополнительные доходы бюджета составили 200 миллиардов рублей, в 2000 году - 300 миллиардов, а к концу нынешнего года их будет около 350 миллиардов. Иначе говоря, каждый год значительные суммы расходуются не по закону, а по усмотрению правительства. Вряд ли такую практику можно признать нормальной. Бюджет должен быть достоверным, максимально приближенным к реальной действительности.
Что касается бюджетного федерализма, то он пока, мягко говоря, несовершенен. Постоянно идет "перетягивание каната", причем в этом состязании регионы, как правило, проигрывают федеральному центру. Решение задач бюджетного федерализма нельзя строить исходя только из разделения источников доходов.
Сегодня экономический потенциал субъектов России характеризуется исключительной неравномерностью. На это накладывается проблема перераспределения цен, доходов и налоговых выплат внутри вертикально интегрированных компаний. Здесь предстоит большая работа по консультациям и обсуждению параметров бюджета с Советом Федерации.

- Известно, что каждый третий рубль доходов в государственную казну приносит таможня. Какой, по Вашему мнению, должна быть сегодня таможенная политика?

- Таможня - это не только донор бюджета, но и важный инструмент регулирования внешнеэкономических связей. Поэтому Государственная дума уделяет исключительно большое внимание обсуждению проблем таможенной политики. Необходимо, с одной стороны, эффективно защитить национальные экономические интересы, а с другой - создать условия для интеграции России в мировое хозяйство.
Законодатели стремятся к тому, чтобы федеральными законами были определены правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Осенью этого года в Государственной думе намечено провести второе и третье чтение новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации.
Главный принцип этого документа - введение норм прямого действия. Таким образом, не нужны будут многочисленные подзаконные нормативные акты, в обилии которых путались не только коммерсанты, но и сами таможенники. Новый кодекс позволит сделать таможенные процедуры более простыми и прозрачными.

- Правительство внесло в Госдуму и так называемый список ВТО - серию законопроектов, которые позволять облегчить России вступление во Всемирную торговую организацию:

- Интеграция России в мировую экономику идет не так быстро и гладко, как мечталось многим. И дело не только в несовершенстве нашего законодательства, но и в неизжитых на Западе предубеждениях в отношении России. Кроме того, западные страны не заинтересованы в усилении конкурентных позиций нашей страны, особенно в сфере высоких технологий.
В Государственной думе существуют разные точки зрения на проблему вступления России в ВТО. И это понятно: ведь дискуссии об этом не утихают и в деловых кругах. Одни сектора отечественной экономики заинтересованы в форсированном прорыве в ВТО, а другие еще не готовы к работе на открытом рынке.
Да и в самой ВТО есть много серьезных проблем. Большинство развивающихся стран выдвигают к этой организации много справедливых претензий по отсутствию обещанных выгод и помощи.
Но, так или иначе, законодательную базу необходимо совершенствовать. В новых условиях возрастает и роль таможни. Придется искать иные, более эффективные формы защиты национального производителя и в тоже время пополнять федеральный бюджет. Кроме того, важно, чтобы в федеральной таможенной политике тщательно учитывались интересы регионов и людей, проживающих в приграничных районах.
В октябре российские таможенники отмечают десятилетие создания своей службы. От имени депутатов Государственной думы искренне поздравляю их с этим праздником. Могу заверить, что депутаты с большим уважением относятся к работникам таможенных органов, от которых во многом зависит экономическая безопасность нашей страны.



Вопросы задавал Алексей Путинцев
"Таможня" No12(42)
17 сентября 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=6

    

Док. 331062
Перв. публик.: 17.09.01
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 262

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``