В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: На этом фоне даже комики типа Павловского сотоварищи сходят за политтехнологов Назад
Евгений Гильбо: На этом фоне даже комики типа Павловского сотоварищи сходят за политтехнологов
Евгений Витальевич, что Вы считаете самым главным в послании президента федеральному собранию?

Путин много и весьма критически говорил о вопросах, за которые отвечают структуры правительства, судебной и законодательной власти. Однако затронул он и вопрос, который относится к его исключительной компетенции - проблему эффективной организации государства, государственного строительства. Вот этот-то вопрос и можно считать главным: здесь он говорил о том, что должен делать сам.
Затрагивает этот вопрос Путин уже второй год. "Сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым и неэффективным государственным аппаратом". "Система работы и законодательных, и исполнительных органов [...] устроена так, что тормозит, а во многих случаях - просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение так называемой "статусной" ренты. Говоря прямо - взяток и отступных. Такой способ существования власти представляет угрозу для общества и для государства". "Нынешняя организация работы в госаппарате к сожалению способствует коррупции [...] Любые административные барьеры преодолеваются взятками".
Итак, главной проблемой Путину видится коррупция, которая, по сути, делает невозможным осмысленное и эффективное управление посредством этого самого аппарата. Однако коррупция и неповоротливость аппарата есть лишь симптом, проблема второго порядка. Она является лишь следствием положенных в основу построения российского государства правил игры.
Как мы помним, ельцинский режим провозглашал своей основной политической стратегией проведение неких "рыночных реформ". В то же время построение государства основывалось на принципах, которые с реформацией несовместимы. Реформы требуют способности государства к действиям, которые ущемляют чьи-то интересы и навязывают его твердую позицию всем игрокам. В том же время в основу строительства режима были положены либеральные принципы согласования интересов. А система согласованья интересов осмысленна только для ситуации КОНСЕРВАТИВНОГО периода функционирования государства, для поддержания текущей стабильности, для предотвращения существенных сдвигов и реформ.
Понятно, что построенный на либерально-консервативных принципах аппарат в принципе не может осуществлять реформаторскую политику, но лишь максимально ей препятствовать. Особенно хорошо это видно на примере систем здравоохранения и образования, где все реформаторские позывы старательно превращаются системой в свою противоположность. И это вовсе не саботаж, а естественная реакция системы, ориентированной на поддержание существования давно ставших ненужными стране форм организации этих отраслей. Ради продления агонии бездарных государственных вузов сегодня поставлена препона на организации тех форм образования, которые только и могут сделать Россиян конкурентоспособными в этом веке.
Так что дело вовсе не в злонамеренности бюрократии или плохой организации аппарата, а в самом принципе их построения. Но Путин смотреть в корень не желает и предпочитает говорить о симптоме, а не причине болезни: "Мы привыкли жаловаться на российскую бюрократию, многочисленную и неповоротливую, и претензии к ней совершенно обоснованны. Но главная проблема - не в количестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач, а знание чиновниками современной науки управления - все еще очень большая редкость".
Симптомы названы точно. Аппарат действительно не способен решать стратегические задачи, а чиновники представления не имеет о современном менеджменте, а уж тем более метаменеджменте, прежде всего таких его составляющих как кризисное управление, управление изменениями, конфликтное управление, политическое управление и т.п. На этом фоне даже комики типа Глеба Павловского сотоварищи сходят за политтехнологов.
Но аппарат потому лишь таков, что государство так построено. А построено оно так потому, что принципы его построения таковы. И пока от этих либерально-консервативных принципов Путин отказываться не собирается, другого государства и другого аппарата ему под собой не видать.
А Путин хочет видеть аппарат, который был бы "эффективным, компактным и работающим". "Результатом административной реформы должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна". То, чего хочет Путин, вполне понятно и правильно: "Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью, когда власть создает законы, а народ изобретает способы их обходить". Он считает, что Государство должно создать условия для экономических свобод, предоставлять населению качественные публичные услуги, и эффективно управлять государственной собственностью, для чего надо "модернизировать систему власти в целом", лишив исполнительные органы власти возможностей "подчинять себе финансово и административно предприятия и организации", "провести анализ ныне реализуемых государственных функций и оставить только необходимые" и, в-третьих, создать "эффективную и четкую технологию отработки, принятия и исполнения решений".
Снова речь идет о косметических мерах вместо изменения принципов построения государства. Оргмеры, не базирующиеся на новых принципах организации работать не могут. Поэтому в следующем году Путин будет, как и в прошлом продолжать клеймить плохую организацию государства, не понимая, ДЛЯ ЧЕГО оно организовано именно так.

19 апреля 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=23052

Док. 331040
Перв. публик.: 04.07.02
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 276

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``