В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Председатель Госдумы Геннадий Селезнев: `Лишние деньги есть. У тех, кто не знает, куда их наклеивать` Назад
Председатель Госдумы Геннадий Селезнев: `Лишние деньги есть. У тех, кто не знает, куда их наклеивать`
- Геннадий Николаевич, совсем скоро мы будем вспоминать одну не-круглую дату: два года назад главой государства стал Владимир Путин. За это время много чего произошло в России. Я не буду перечислять политические и экономические реформы, которые либо уже состоялись, либо идут полным ходом, либо только начинаются. Они на слуху даже у граждан, далеких от политики. И результаты их оцениваются неоднозначно. Каково ваше мнение?

- Большой вопрос. Я поддерживаю усилия президента, которые он предпринимает в целях укрепления России как федеративного государства. Принцип, провозглашенный Ельциным, берите суверенитета столько, сколько проглотите, нашел практическое применение в уставах, Конституциях субъектов РФ и в договорах, которые заключались между правительством и регионами, и имел всем известные последствия. Российская Федерация попросту расползалась и представляла собой очень хрупкое и в известном смысле условное федеративное государство. Полномочные представители президента, Генпрокуратура сделали немало для приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, но далеко не все...

- Полпреды рапортуют президенту о завершении этого этапа работы и начале нового?

- Торопятся. Впрочем, это полбеды. Смущает и настораживает другое. С одной стороны, мы стараемся укрепить федерализм, а с другой - даем критикам основания упрекать, например, правительство в проведении бюджетной политики, характерной для унитарных государств. Приведу пример. Уже в первые два месяца нового года видно, что задача, поставленная президентом, - значительно повысить уровень жизни учителей, врачей, военнослужащих, - выполняется со скрипом. И это неудивительно, если мы по сути дела все основные налоги "стащили" в Центр, оставив субъекты без денег. Спрашивается: на какие, извините, шиши они должны поднять бюджетникам зарплату на 80 процентов? Даже крепкие "доноры", чтобы решить эту проблему, вынуждены сегодня просить деньги у Минфина.

- "Стащили" в соответствии с законом, который принят вами же, депутатами...

- Не спорю. Но это происходит потому, что многие парламентарии сегодня безоглядно поддерживают правительство и готовы менять законодательство, не задумываясь о последствиях, в том числе и ведущих к унитаризму. Я много говорил об этом в разных аудиториях, и мою позицию, кстати, разделяет председатель бюджетного комитета Жуков. Законодательство РФ по налогам должно быть построено таким образом, чтобы и муниципальный налог, который остается в самом низу, и налог субъекта Федерации, и федеральный налог имели достаточный вес для исполнения тех задач, которые перед данным уровнем власти ставятся. Если мы отстроим эту трехуровневую этажерку, все станет на свои места. Выстраивание цивилизованной системы бюджетных отношений должно стать темой номер один на ближайший год. Решим эту проблему - значит, выбьем козырь из рук оппонентов, которые кричат о том, что Россия превращается в унитарное государство.

- В отношениях законодательной и исполнительной власти за эти два года многое изменилось. Вряд ли категорично можно заявлять, что Госдума стала еще одним управлением Администрации президента, но то, что Совет Федерации не прочь расширить круг своих полномочий, очевидно.

- Здесь больше спекуляций. Нам с Советом Федерации не нужно мериться компетенциями: они все определены Конституцией РФ. Цель "вбросов" - вбить клин между палатами Федерального Собрания. Пока они работают в рамках своих полномочий, говорить, например, о том, что Дума, через которую в обязательном порядке проходят все законопроекты, уходит на периферию законотворческого процесса, по крайней мере некорректно.

А вот вопрос о том, каким должен быть СФ, вполне правомерен. По моему мнению, в своем нынешнем формате он долго не продержится. Я сторонник того, чтобы принять поправку в Конституцию и избирать Совет Федерации не по "схемам", а напрямую, в избирательных округах. И хотя некоторые наши политики говорят: "Не трогайте Конституцию, ей нужно поработать еще лет десять", - я с такой точкой зрения не согласен. Мы уже столько шишек набили, что вполне способны распорядиться нажитым опытом по разуму. Так что если жизнь требует внесения корректив в Основной Закон, их надо вносить.

Нажитый опыт подсказывает еще одно решение. Новый СФ не должен избираться по старому принципу: два человека от субъекта. Я никогда не соглашусь, чтобы и Чукотку, и Москву, и Санкт-Петербург представляли по два депутата. Это совершенно несправедливый принцип. По-моему, логично выглядело бы представительство по гибкой шкале: от двух до 15 человек в зависимости от численности населения в регионе.

- Но если затевать процедуру внесения поправок в Конституцию РФ, дело может не ограничится одной-двумя. Кто-то поставит вопрос об изменении административных границ внутри России, о продлении срока президентских полномочий...

- Вы знаете, вопрос об изменении границ субъектов Федерации сейчас активно обсуждается, и я не вижу в этом никакой трагедии. Самое главное, чтобы любое решение сопровождалось серьезным экономическим расчетом. У нас сейчас немало территорий, которым выгодно быть дотационными, и они палец о палец не ударяют, чтобы создавать новую инфраструктуру, новые рабочие места, совершенствовать местную налоговую базу. Их устраивает нынешнее положение вещей: свои деньги из федерального бюджета они получат в любом случае. Надо продолжать дискуссию на эту тему и вовлекать в нее губернаторов и президентов. Мне, например, было бы стыдно быть президентом республики, которая на 90 процентов дотационна. Убежден, что со временем мы придем к прагматическому выводу о том, что число субъектов в РФ должно быть сокращено и каждый из них должен быть экономически самодостаточным.

Подобных тем не надо бояться, хотя я убежден, что найдутся политические спекулянты, которые начнут тянуть националистическую ноту, сталкивать народ с народом, - вот этого нельзя допустить. Здесь, повторяю, нужно исходить из голого прагматизма: как будет лучше для конкретного человека.

Что касается поправки о президентском сроке, то, по-моему, сейчас для ее внесения неподходящее время. Очень многими это может быть неверно истолковано. Кроме того, четыре года (восемь лет в случае победы на следующих выборах) - немалый срок: можно многое успеть. Правда, только в том случае, если рядом работает команда единомышленников и профессиональное правительство. Что у нас? Президент обещает повышение выплат бюджетникам и делает это, надо думать, исходя не из собственных представлений о добре и зле, а после консультаций с правительством, Пенсионным фондом. Вдруг выявляются ошибки и просчеты. Иначе чем "подставой" президента это не назовешь.

- На ваших глазах за эти два года в Государственной Думе изменилось соотношение сил.

- "Коалиция четырех" ("Единство", "Отечество", "Народный депутат" и "Регионы России") сегодня по сути дела живет в режиме жесткой дисциплины, и поведение депутатов-одномандатников в ней регулируется так же, как и депутатов-списочников, что настораживает. Я говорил со многими депутатами, и они в полном недоумении: как отчитываться о своей работе в округах? Их можно понять: результаты голосования становятся известны, и нередки случаи, когда им приходится голосовать вовсе не так, как того требуют интересы их избирателей. Это первое.

Второе. Не может не тревожить и происходящее сегодня вокруг аппарата Госдумы. Я считаю, что все это политическая суета, которая наносит урон не только аппарату, работающему в атмосфере нервозности, но и самому парламенту.

В упрек аппарату сейчас ставится то, что он не успевает перестроить свою работу в духе времени. Вряд ли этот упрек справедлив, если мы, депутаты, постоянно нарушаем свой регламент. Хотите изменений - сначала поменяйте регламент. Простой пример. Правовому управлению дают закон на экспертизу и требуют ответа через... 3-4 часа. Неудивительно, что проскакивают ошибки.

- А может быть дело не в "духе времени", а в чем-то другом?

- Не исключаю, что возвращается "политическая целесообразность". А этого надо избегать. Ведь Государственная дума - не клуб партий, а Законодательное собрание. Больше шести лет мы потратили на то, чтобы деполитизировать аппарат, собрать в него профессионалов, настроенных на госслужбу и умеющих делать свое дело.

Я встречался с руководителями "четверки". Некоторые, например, предлагают, избирать руководителя аппарата ГД. Давайте избирать, только потом не надо удивляться, что в результате получим политическую фигуру со всеми выходящими из этого для Думы последствиями, вплоть до паралича в ее работе. Я знаком с работой многих парламентов мира, и нигде во главе аппарата не стоит политически ангажированный руководитель.

Не исключаю, что в какой-то мере подобные предложения могут делаться с прицелом на предстоящие в 2003 году выборы и аппарат Госдумы должен стать "штабом революции", аппаратом какой-то политической силы. Но я такие новации поощрять не могу.

- Какова вероятность досрочных парламентских выборов? Об этом сейчас тоже много говорят.

- Это маловероятно. В соответствии с новым законом, партия должна просуществовать не менее года, прежде чем у нее появится право заявлять свои списки на выборах. Сегодня основные претенденты на участие в кампании еще только перерегистрируются.

- Как вы оцениваете экономическую ситуацию в стране? Жизнь простого россиянина улучшается очень незначительно. Всякое повышение зарплат и пенсий тут же съедается повышением цен на услуги тех же естественных монополий. Денег в казне по-прежнему мало: те, кто должен был начать делиться со страной, не торопятся. Место одних олигархов, похоже, занимают другие...

- Олигархи отходят от публичной политики в тень, в тишину. Они изменили тактику. Теперь у них есть свои представители в правительстве, в Госдуме, в Совете Федерации, они по-прежнему взаимодействуют с правительственными чиновниками, и степень коррумпированности последних никаких сомнений не вызывает.

Если бы кто-то взялся сравнить результаты работы нескольких компаний, например, ЛУКОЙЛа, ТНК, "Славнефти", их затраты, отчисления в бюджет, прибыли, интересная бы картинка получилась. В этом ряду самая динамично развивающаяся (по данным Счетной палаты РФ) - небольшая государственная компания "Славнефть". И именно ее 20 процентов акций, принадлежащих государству, решено выставить на продажу. Ну получит государство на свои 20 процентов 200-250 млн. долларов, заштопает какую-то дырку, а дальше-то что? Ведь все это уже было! Когда я услышал из уст М. Касьянова, что государственные пакеты акций надо продавать и уходить из компаний, я, честно говоря, его не понял. По сути дела, он расписался в том, что государство не умеет эффективно работать. Не умеет и не хочет! Газпром, МПС, РАО ЕЭС - в советах директоров всех этих компаний работают политические комиссары, а не управленцы-менеджеры, озабоченные прибылью государства. И это абсолютно никого не колышет. Никого.

Почему у нас такая вольница дана А. Чубайсу? Сегодня эта фигура, по сути, вне критики, сам же Чубайс может политически "заказать" любого. Мы говорим о больших затратах на производство электроэнергии того же РАО ЕЭС, но почему-то не спрашиваем, сколько стоило ему приобретение REN-ТV. Идут разговоры о покупке Кохом и Чубайсом "шестой кнопки" телевидения. Простите, а как это связано с производством электроэнергии? Сегодня лидер РАО ЕЭС все больше превращается в такую политическую фигуру, которая в определенный час может выставить свои условия и президенту, и правительству. Тормозов там никаких нет. Думаю, что феномен А. Чубайса еще не один журналист будет описывать.

- В. Путин этого не видит?

- Думаю, что видит, но у него до многого руки не доходят. А вот председатель правительства, кабинет министров эти вещи должны регулировать. Правда, непонятно, как: ведь представители отдельных компаний ногой открывают дверь в любой министерский кабинет и действуют в них так же уверенно и напористо, как и раньше.

- Даст ли толчок российской экономике наше вступление в ВТО?

- Россия должна участвовать в мировом экономическом процессе, но делать это безоглядно, без учета наших интересов нельзя. Сегодня миллионы россиян работают, например, в автомобильной отрасли. После вступления в ВТО она попросту может перестать работать. В чьих это интересах? Опять говорят: потом все выровняется. Мы эти песни Гайдара наизусть знаем. Надо сначала все просчитать, а уж потом туда рваться. И Запад не заинтересован в том, чтобы Россия шла в ВТО в сильнейшем эмоциональном напряжении.

- Социологи отмечают сейчас любопытный феномен: относительные неудачи, а точнее, отсутствие очевидных прорывов в улучшении качества жизни россиян никак не сказывается на рейтинге президента: он по-прежнему чрезвычайно высок. Что вы об этом скажете?

- Рейтинги делают люди, и я думаю, наш президент реально смотрит на жизнь и "розовым сиропом" ему глаза не зальешь. Все это фокусы, рассчитанные на простака или больного человека, неспособного адекватно оценивать ситуацию.

Действительно, уровень благосостояния людей ползет вверх черепашьими темпами. Слышу, как правительство с долей гордости рапортует: мы почти подошли к уровню августа 1998 года. Разве здесь есть чем гордиться? Ведь тогда миллионы людей жили за чертой бедности, были проблемы с зарплатами, с размерами этих зарплат. Учитель, работник здравоохранения до сих пор не имеют того, что им пообещали. Военнослужащие опасаются, что разговоры о полноценных компенсациях останутся разговорами. Наши экономисты любят рассуждать о необходимости стерилизовать рынок от лишних рублей. Согласен, пусть стерилизуют - у тех, кто не знает, куда эти рубли наклеивать. Но люди пока терпят. У них есть вера в то, что жизнь изменится. И за это им надо кланяться в пояс.

- Геннадий Николаевич, прессу опять лихорадит... Куда, по-вашему, нас все это заведет?

- Одно дело, когда за какой-то газетой или журналом стоит финансовая группа, которая сама не рвется в политику. Там и журналистам работается комфортно: им не надо быть политическими киллерами и, получив команду "фас", мазать грязью любого, лишь бы выполнить поставленную задачу. К сожалению, сегодня пресса считается скучной, если на страницах или в эфире нет убийств, изнасилований, извращений. Это называется "дореформировались". Мы отнимаем у людей право выбора.

Или пример из другого ряда. В субботу прошел съезд партии Федорова. Событие? Событие. Но на экранах вы этого не увидите: они заполнены соединением-разъединением "Единства", "Отечества", "Всей России". Где-то упомянули о съезде, "чтобы Селезнев не предъявлял претензий". Но ведь дело не в Селезневе, хотя я был гостем и выступал там. Партия-то интересная, социально нужная, но она выпадает из общего, уже выстроенного ряда, и поэтому о ней не говорят. Иллюзия, что россияне чуть ли не по воле президента стремятся к однопартийной системе. Она не имеет под собой реальной почвы.

- Вы много ездите с визитами парламентских делегаций. По-вашему, Россия утрачивает свои позиции в мире, как считают многие, или нет?

- К нам тянутся, хотят видеть наше присутствие во всех регионах мира. Нам надо покрепче стать на ноги, ведь этот мир привык иметь дело с сильными. Но это не значит, что сейчас мы можем занять позицию стороннего наблюдателя. В свое время американцы называли нас "империей зла". Теперь у них появились "страны-изгои", "ось зла". Я думал, что 11 сентября их чему-то научило. Ненадолго. Сегодня та же риторика и угрозы в адрес Ирана, КНДР, Ирака. Простите, а кто американцам дал такое право? У России есть свои отношения и с Ираном, и с Ираком, и с Северной Кореей. Мы знаем, как с ними вести переговоры, и в пристяжные ни к кому не нанимались.

- Вы недавно были в Таджикистане. Не считаете, что американцы обосновались там "всерьез и надолго"?

- Ну, во-первых, в Таджикистане их нет. А во-вторых, Таджикистан, как никакая из стран Центральной Азии, ждет у себя Россию. Все, в том числе и американцы, понимают, что страны СНГ - сфера наших геополитических интересов. Но возвращаюсь к началу нашей беседы. Очень многое зависит от того, как успешно мы будем повышать благосостояние людей, какую экономическую политику реализовывать. Будем приращивать ВВП на 10-12 процентов в год - выкарабкаемся. Россия станет мощной державой.

- Это не утопия?

- У нас есть все возможности для этого. И самое главное - есть мозги.




Беседовала Лариса АЙДИНОВА
"Век", No 7 (474)
15 февраля 2002 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=31

Док. 331024
Перв. публик.: 15.02.02
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 256

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``