В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Геннадия Селезнева журналу `Итоги` 25 марта 2003 года Назад
Интервью Геннадия Селезнева журналу `Итоги` 25 марта 2003 года
Кадры мешают все.




"Я буду просить президента, чтобы парламентское большинство могло участвовать в формировании кабинета министров. Такое правительство было бы более устойчивым", - заявляет спикер Госдумы Геннадий Селезнев

Геннадий Селезнев готов выступить с сенсационной инициативой: предложить президенту формировать правительство из кандидатур, выдвинутых партией (или блоком), победившей на парламентских выборах. Причем не меняя при этом ни Конституции, ни закона о правительстве. Об этом спикер Госдумы рассказал в эксклюзивном интервью "Итогам".

- Геннадий Николаевич, предвыборный сезон открыт. Ваш прогноз итогов избирательной кампании: какие партии смогут пройти в Думу?

- Я думаю, что политический спектр палаты останется в целом таким же, как и сейчас. В Думе не будет крайних левых и не будет крайних правых. Другое дело, как в процентном соотношении изменится представительство левого и правого центра. Допускаю, что могут появиться и новые фракции и группы, но они тоже будут центристского типа. Убежден, что в Думе не будет одной фракции большинства, у которой было бы 226 голосов. Однако возможна коалиция парламентского большинства.

Я буду просить президента сделать так, чтобы парламентское большинство могло участвовать в формировании кабинета министров - такое правительство было бы более устойчивым. Для этого нет необходимости вносить изменения в Конституцию, не нужно менять закон о правительстве, нужна просто политическая воля президента.

Не обязательно, что все предложения коалиции большинства президент примет, но по крайней мере он даст депутатам возможность принимать участие в подборе кадров, рекомендовать эти кадры на министерские посты, и тогда спокойнее будет и политическая ситуация: никто никого ни в чем не будет упрекать, будет совершенно ясно, что есть проправительственное большинство и оно борется за продвижение правительственных законопроектов, как это происходит во всех странах, где парламент участвует в формировании кабинета.

- Вы действительно полагаете, что столь революционные изменения в порядке формирования правительства не потребуют никаких законодательных решений?

- Пока нет. Конечно, можно закрепить это и юридически, прописав в законе о правительстве, что кабинет министров формируется фракцией большинства или коалицией большинства. Но я думаю, может быть, на данном этапе этого не надо делать: надо посмотреть, как это будет работать, насколько эта схема прочна. Но в любом случае фракция тогда не получит упреков, что она проправительственная или пропрезидентская, если она в этих процессах примет официальное участие. Это будет нормальная работа, депутаты будут обязаны поддерживать правительство, в формировании которого участвуют. Впоследствии можно принять и соответствующую поправку в закон о правительстве, пока же вполне достаточно, чтобы президент проявил добрую волю и интерес к этой идее.

- Год выборов - год политического популизма. По крайней мере российская Госдума от этой традиции до сих пор не отходила. А на сей раз?..

- Политизация будет нарастать. Особенно заметно это во фракциях и депутатских группах, которые называют себя центристскими: сначала они принимают решения, которые ухудшают положение граждан, потом ведут переговоры с правительством, чтобы изменить ситуацию. И правительство нередко выполняет их требования.

Складывается такое ощущение, что перед выборами правительство все больше будет поддаваться популистскому давлению: скажем, утвердит повышенные размеры минимальной заработной платы или введет в основу расчетов по оплате труда бюджетников не МРОТы, а прожиточный минимум. Мне кажется, что здесь можно заиграться, видно же, что это делается искусственно: сначала ужесточение в тех или иных правительственных программах, потом послабление якобы под воздействием "Единой России". И вот таким образом взаимодействуя с правительством, играя на этой правительственной гармошке, сжимая и разжимая мехи, "Единая Россия" начинает в чистом виде себя пиарить.

Думаю, что в долгу не останутся и левые фракции. Они будут поддерживать любые мероприятия, связанные с протестом против реформы ЖКХ, с повышением энергетических тарифов. Надеюсь, что это полугодие будет все же относительно спокойным, наиболее тяжело пойдет осенняя сессия, потому что параллельно с подготовкой к выборам будет идти принятие бюджета на 2004 год. Мы специально составили график работы Думы таким образом, чтобы в осеннюю сессию депутаты имели возможность чаще встречаться с избирателями, но при этом работа над бюджетом велась бы, невзирая на избирательную кампанию.

- За период работы этой Думы власть немало сделала для ослабления влияния КПРФ. На ваш взгляд, реально ли появление на левом фланге силы, способной составить серьезную конкуренцию коммунистам?

- Искусственно коммунистов никто не ослаблял. КПРФ в лице Геннадия Зюганова ослабляет сама себя. Он по сути дела расправляется с неугодными. Недавно в Санкт-Петербурге под настойчивым нажимом Зюганова убрали первого секретаря Олега Корякина за его особое мнение по ситуации в городе. Людям дают понять: если вы позволите иметь свое мнение, которое будет расходиться с мнением лидера, вам не поздоровится. Этим Зюганов и ослабляет партию. Он превращает ее в авторитарный орган, когда есть вождь и вождь всегда прав. Поэтому и появляются новые структуры на левом фланге.

Зюганов любит рассказывать сказки, что нашу Партию возрождения России создавал Кремль, он даже Путина об этом спрашивал, на что Путин ему откровенно ответил, что Кремль никакого отношения к этому не имеет. Это на самом деле так. Наша партия родилась на базе движения "Россия", созданного, когда я был кандидатом в губернаторы Московской области. Потом, когда начались недоразумения с Зюгановым, мы создали партию. Мы в цейтноте, но пойдем на выборы, у нас будет и партийный список, и в одномандатных округах будем выставлять свои кандидатуры. Партсписок будем формировать с нашими союзниками: сегодня на левом фланге появилось немало партий, пусть они пока небольшие, но я в любом случае думаю, что главное партстроительство начнется после выборов. Сейчас партии поучаствуют в выборах, получат свои проценты и, думаю, сделают выводы, что надо укрупняться, формулировать общую программу, приемлемую для соседей на левом и правом флангах. Тогда можно рассчитывать на будущие победы.

Сейчас мы согласовываем с другими левыми партиями - но не с КПРФ, - кого в одномандатных округах мы можем поддержать или где можем выставить своего кандидата с расчетом на победу. Придется, конечно, потолкаться, потому что "Единая Россия" собирается все округа закрыть, Народная партия РФ тоже собирается выставляться по всем округам, СПС и "Яблоко" заявляют обо всех округах. Мы таких заявлений не делаем, но в половине округов точно выставим своих кандидатов.

- Вы можете назвать какие-то знаковые фигуры в вашем партсписке?

- Еще рано, мы сейчас этим занимаемся, а самое главное, смотрим, кого из союзнических партий можно привлечь в список. Среди тех, кто нас поддерживает, немало и губернаторов, но когда меня спрашивают, а почему такой-то губернатор в вашу партию не вступает, я говорю: потому что я категорически против того, чтобы губернаторы состояли в партиях. Губернатор - это мини-президент. Он обязан обеспечить нормальные условия для деятельности всех партий на своей территории. Поэтому не может не вызывать критики то, что создается, скажем, клуб губернаторов "Единой России". Это совершенно неправильно. Я знаю губернаторов, которые из-под палки ходят на заседания этого клуба, которых стращают: если не будешь лоялен, мы тебе пришлем кучу проверок. Это безобразие надо прекращать. Хорошо бы, чтобы сами члены "Единой России", их руководство поняли, что уже был опыт "Нашего дома - России", куда силком втягивали губернаторов, глав законодательных собраний. Мы знаем, чем это все закончилось.

- Возможно ли создание в Думе новой депутатской группы накануне выборов? Появились слухи, что такую группу может возглавить разошедшийся с Зюгановым вице-спикер Геннадий Семигин или вы.

- Я думаю, это возможно после выборов, сейчас нет смысла. Мне многие это предлагали, и сегодня уже есть более 40 депутатов, которые готовы составить группу нашей Партии возрождения России. Но я считаю, что это было бы неправильно, мы не шли на выборы своей партией, партия молодая, и сегодня вытаскивать депутатов из разных фракций и групп, чтобы создать свою, - этого, наверное, и избиратель не поймет. Пройдут выборы - тогда можно и группу создавать, а если пятипроцентный барьер преодолеем, будет и нормальная фракция.

- Не сменится ли у новой Думы адрес? Уже давно не поднимался некогда актуальный вопрос строительства парламентского центра - эта идея окончательно умерла?

- Скорее полуумерла. Положение странное: президент ее поддерживает, Касьянов - нет. Буду обращаться к президенту повторно, парламентский центр нужен, мы задыхаемся, палаты парламента должны нормально работать.

Были выбраны места, где можно было бы построить парламентский центр, мы не говорим, что это нужно делать в одночасье. Да, это большие деньги, но, пожалуйста, продавайте, сдавайте в аренду здания, где мы сейчас размещаемся, выручайте деньги и используйте их для строительства парламентского центра. Касьянов все время говорит: денег в бюджете нет. Да, в бюджете нет, но выстройте соответствующую финансовую схему.

- Перед прошлыми президентскими выборами вы говорили, что готовы баллотироваться на пост президента, не исключаете ли сейчас такую возможность?

- Надо сначала проверить свои силы, посмотрим, насколько будет популярна наша партия, наберет ли она достаточное количество голосов, будет ли широко представлена в Госдуме. Сейчас голова болит об этом. О президентских выборах я пока нигде ничего не говорю, авторитет партии, авторитет лидера покажут результаты думских выборов.

- Вопрос к вам как к главе Парламентского собрания России и Белоруссии: этот процесс ведь тоже может серьезно повлиять на ход избирательных кампаний. По какому сценарию пойдет интеграция наших государств? Окончательно ли оставлена идея о том, что Белоруссия войдет в состав России в качестве субъекта Федерации?

- Окончательно. 31 марта проект Конституционного акта превратится в полноценный документ. Закончились споры вокруг трех главных вопросов. Во-первых, кто будет руководить новым союзным образованием: президент или Высший государственый совет, куда входят и президенты, и председатели правительств, и главы палат парламентов? Решили, что института президентства не будет.

Второе: будет ли союзный Совмин работать так же, как сегодня, на непостоянной основе, собираясь от случая к случаю? Договорились, что эта форма неэффективна, поэтому, на основе той штатной базы, которая сегодня есть у Постоянного комитета Союза, будет образован небольшой совет министров, который станет взаимодействовать с правительствами России и Белоруссии.

И третье: закончились споры о том, входить ли Белоруссии в состав России республикой в целом или областями, в качестве новых субъектов Федерации. Этот вариант также сегодня не рассматривается. Будет союз двух суверенных государств, кому-то он напоминает конфедерацию, кому-то - структуру Европейского союза. Жизнь покажет, надо ли создавать более мощную структуру, но сегодня Белоруссия - унитарное государство, Россия - федеративное, поэтому остановились на том, что мы входим в союз двумя государствами.

- Будет ли Конституционный акт выноситься на референдум?

- Обязательно. Высший государственный совет должен принять решение, когда этот документ будет вынесен на референдум, причем одномоментно и в России, и в Белоруссии. После этого будет назначена дата выборов в Парламентское собрание. Сейчас дело за тем, чтобы общественность России и Белоруссии одобрила Конституционный акт. После этого открываются двери и для парламента, и для правительства, и для всех других союзных структур.

- Допускаете ли вы в будущем возможность выборов президента Союзного государства?

- Пока эта тема не рассматривается ни в союзном договоре, ни в Конституционном акте. Возможно, в будущем мы придем к тому, чтобы принять какой-то новый документ, новый договор, а может быть, союзную конституцию, которая в перспективе может предусмотреть избрание единого президента. Пока этого нет.

- Насколько продвинулась работа по подготовке союзных госсимволов?

- Знаете, это не главная работа. Мы проводим конкурс на гимн, флаг и герб Союзного государства. Общественность с интересом к этому отнеслась, приходит много различных заявок, но сейчас не это главное. Главное, на мой взгляд, завершить работу с Конституционным актом и вынести его на референдум. С вопросом госсимволики, думаю, можно будет определиться за два-три месяца.

- Но какие-то перспективные варианты уже появились?

- Пока рано об этом говорить. Неплохой вариант гимна прислал Лученок (белорусский композитор. - "Итоги"). Я думаю, будут публичные прослушивания, на которые мы собираемся приглашать и прессу...


Евгений Жеребенков
"Итоги"
25 марта 2003 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=987

    

Док. 330929
Перв. публик.: 25.03.03
Последн. ред.: 04.07.07
Число обращений: 281

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``