В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: Спортивный менеджмент продался. По частям. Так просто дешевле покупать Назад
Евгений Гильбо: Спортивный менеджмент продался. По частям. Так просто дешевле покупать
Евгений Витальевич, на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити россияне по всеобщему мнению взяли меньше медалей, чем заслуживали. В чем причина такого положения?

Что значит заслуживали? С какой точки зрения? Авторы такого предположения исходят из того, что олимпийские медали выдаются исключительно как беспристрастная формальная оценка спортивных достижений. И что выдает эти медали некая беспристрастная и всеведущая субстанция, подобная Господу Богу. Это крайне наивный взгляд.
Олимпийское движение является бизнесом с весьма сложными и серьезными законами. Олимпийская медаль есть серьезный рекламный брэнд, точнее специфический нематериальный актив, который приносит существенные деньги в постиндустриальной экономики. Если не учитывать эту ипостась проблемы, очень многое окажется непонятным.
Например, известный скандал с канадской парой возник не на пустом месте. В раскрутку этой пары были вложены весьма серьезные деньги, и инвестор вправе рассчитывать на отдачу. А отдача на вложенный капитал различается в разы в зависимости от того, получены ли брэндоносителем золотые медали.
Следственно, за кампанией в американской прессе стояли серьезные финансовые интересы. И совершенно очевидно, что позиция Олимпийского комитета не может быть объяснена собственно давлением прессы. Если бы дело было только в этом - поломались бы больше: кому приятно выставлять себя организацией легкого поведения? Но Олимпийский комитет сдался слишком быстро, и по этой скорости можно довольно точно оценить, какие средства были вложены в это согласие. Забегая вперед, естественно предположить, что и странное поведение российской делегации было неплохо оплачено.
Совершенно бессмысленное занятие шумно возмущаться несправедливостью, взывая к патриотизму и прочим тому подобным материям. Подобные вопросы решаются путем организации профессионального, методичного, всеобъемлющего давления на источник потребных благ. Американо-канадские лоббисты организовали дело хорошо, российские спортивные корпорации - крайне плохо.
Объясняется это обстоятельство вовсе не крепостью патриотизма или другими материями той же сферы. Объясняется это просто более высоким профессионализмом организации спортивного бизнеса в США. И дело здесь не в том, что в США в этом бизнесе крутятся несравненно большие деньги. И даже не в том, что там этим занимаются не чиновники, а бизнесмены. Просто сам взгляд на спорт как на бизнес менее свойствен российской ментальности, слишком много еще остается от полулюбительского-полуполитического подхода советской эпохи. В рамках такого подхода не может сложиться ни грамотный менеджмент, ни грамотное представление и отстаивание своих интересов, да и просто реалистическое осознание этих интересов.
Если говорить о справедливости, то с точки зрения бизнеса вручение медалей американским спортсменам, в которых вложены огромные деньги и которые включены в огромную брэндинг-индустрию, гораздо справедливее вручения их российским спортсменам, на которых несравненно меньше контрактов - по причине бездарности их менеджмента. С другой стороны, российская сторона, будь пограмотнее, могла бы в обмен на справедливое удовлетворение этого интереса отспорить справедливое удовлетворение своего, корпоративного - начиная от более льготного допуска на брэндинг-рынок и до конкретного отступного российскому спорткомитету.
Вместо этого корпоративного отстаивания интересов мы оказались свидетелям пошлого, мелочного поведения спортивных менеджеров, каждый из которых хотел просто урвать свой кусочек. Конечно, отстегнули всем - и не хило отстегнули - поскольку это все равно было во много раз меньше, чем давать отступного всей спорткорпорации. В силу своей коррумпированности спортменеджмент продался так дешево, что просто смешно было смотреть, как выглядела внешняя сторона этого процесса, как все эти ребята бежали впереди паровоза, проявляя большее "чего изволите" в отношении канадцев, нежели даже закупленный оптом МОК.
Если в России не сформируется профессиональный и грамотный спортивный бизнес, позиции России в международном олимпийском движении будут ослабевать все более и более. Патриоты будут находить в этом очередное подтверждение тому, что "Наших бьют!", не умея, правда, объяснить в этой интерпретации видимый мазохизм самих российских спортсменов и чиновников. Но на самом деле будут идти закономерные процессы: тем, кто не умеет делать бизнес, нечего делать в этом бизнесе. Для того, чтобы выдержать конкуренции, мало производить хороший товар, то есть в данном случае - спортивные результаты. Надо еще уметь этот товар продавать.

26 февраля 2002
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=20651

Док. 330726
Перв. публик.: 03.07.02
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 269

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``