В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Фомина: По ступеням `лестницы успеха` Назад
Татьяна Фомина: По ступеням `лестницы успеха`
В нижеприведенной статье изложены мои размышления по поводу того, каким образом люди двигаются по ступеням "лестницы успеха" в зависимости от уровня развития общества и какую роль во всем этом играет образование.

Такая характеристика как доверие - является движущей силой, позволяющей человеку взбираться на вершины карьерных лестниц. Это и профессиональное и чисто житейское, человеческой доверие. От того, на сколько человеку удается "оседлать" такого коня, зависит его будущее. Исходя из этого предположения строятся мои дальнейшие рассуждения.

Семья - один из самых древних институтов общества. Она объединяет некоторое количество людей, связанных меду собой кровными узами, либо узами брака. Связи людей внутри семьи, как правило самые крепкие, поскольку родство обеспечивает наивысшую степень доверия. Для людей нормально доверять больше родственнику, чем первому встречному. Вероятность, того что богач оставит свое наследство именно родственникам, причем самым близким гораздо выше, нежели чужому, совершенно незнакомому человеку или общественной организации. Тоже касается наследования титула и власти. Хотя в отношении перехода власти по кровному родству человечеством уже давно предпринимаются попытки построения другого механизма, чем собственно и является современная конструкция демократии. Семейные связи, которые порождают механизм для движения человека я буду называть родственным принципом. Примером действия родственного принципа является и устройство на работу, когда преимущество отдается кандидату не по деловым качествам, а по кровному родству. В особенности это касается должностей, где не требуется особой квалификации, но прилично платят.

Естественное желание человека передать все имеющееся у него своим потомкам и помогать и доверять в первую очередь людям по родственному принципу абсолютно нормальное явление. При таком раскладе человечеству удавалось довольно долго существовать (в смысле выживать), так что это весьма разумный порядок вещей. Но, к сожалению, у такого порядка обнаружился весьма существенный недостаток. В динамично развивающемся мире крепкий институт семьи не позволяет продвигаться "наверх" наиболее способным и талантливым людям. Поскольку все также продолжает действовать принцип наследования по крови. Выясняется, что талантливому, но бедному человеку никогда не получить хорошего образования, либо это чрезвычайно сложно.

Параллельно с семейственным механизмом доверия (как правило это касается деловых отношений и гораздо реже затрагивает наследования собственности) получает развитие механизм "знакомствености". Это происходит по мере развития и усложнения общества. Когда становится не достаточно взаимодействия внутри одной семьи, предпочтение отдается взаимодействиям, подкрепленным знакомственными связями. Знакомственные связи позволяли и позволяют продвигаться по служебным лестницам вне зависимости от кровного родства. Знакомственные связи формировались по началу, видимо на основании хозяйственно-деловых отношений. Важную роль в установлении знакомственных отношений играла религия, позднее увеселительно-культурная (театр, балы, салоны) и военно-армейская среда, а так же образование.

Единая духовная среда, которую обеспечивала религия, порождала первичный уровень доверия среди людей. Христианин надежнее дикого варвара.

Необходимым условием формирования знакомственных связей является наличие коммуникации. Именно поэтому древние города эллинов обязательно имели театр и общественные бани. Даже общественные туалеты нисколько не похожи на отхожее место, а сконструированы как место для общения. Формирование знакомственных связей было предметом ведения правителей, заботящихся о развитии своего общества, а не случайным стечением обстоятельств. Древние правители понимали важность установления таких связей для развития цивилизации и прикладывали усилия для того чтобы эти связи бурно развивались. Они понимали, что на тот момент это единственное, что они могут противопоставить замыканию родственному кольцу связей.

Новым витком в совершенствовании механизма формирования знакомственных связей стало становление института образования. Это говорит о том, что институт образование никогда не сводилось к простому научению, а был коммуникационной площадкой, формирующей знакомственные связи и как следствие местом возникновения доверия.

Новый век - век телекоммуникаций позволил сформировать еще более широкий круг знакомственности. Телефонная, телеграфная, мобильная связь и Интернет, казалось, стерли границы возможностей, но не заменяют непосредственного межличностного контакта, а потому не могут служить полноценным источником возникновения доверия.

Заметным отличием формирования знакомственных связей от семейно-родственных является то, что родственные связи, вероятно, имеют биологический механизм (нормальный зверь заботится в первую очередь о своем потомстве) и не нужно прикладывать усилий для восстановления родственных связей, а знакомственные связи не возникают сами собой. Для их установления необходимо создавать условия, искусственно их поддерживать. Если разрушаются условия, обеспечивающие знакомственную связь, то разрушается и связь.

Одновременно можно заметить, что родственные связи прочнее знакомственных и как правило приоритет отдается именно родственным связям, именно поэтому Кант настаивал на разрушении института семьи как источника столь прочных связей, препятствующих действию механизма знакомственности и развитию общества в целом.

По мере усложнения общества механизма знакомственности оказывается не достаточно для удовлетворения возникающих потребностей, обеспечивающих движение вперед. Проще говоря, общественные образования становятся настолько велики, что знакомственный круг отдельно взятого человека не способен обеспечить нужное количество и качество человеческого материала для развития этого общественного образования, даже исходя из предположения, что круг знакомых каждого человека в отдельности достигает критической величины.

В этот момент, видимо и был придуман другой механизм подбора нужного человеческого материала. Я буду называть его меритократическим принципом. Элементами меритократического принципа являются рекомендательные письма, характеристики, оценочные критерии со свидетельствами, аттестатами и дипломами, всевозможные резюме и прочее. Такой подход формирует новую функцию образования - функцию фильтра. В этом огромном фильтре сортируются люди с различными способностями. В идеале такая система фильтров позволяет оказаться нужным людям в нужном месте. Рекомендательные письма и различного рода характеристики позволяют оценить и предположить профессиональную пригодность человека не устанавливая непосредственного знакомства.

Конкурсы тоже следует отнести к меритократическому способу подбора партнеров. Механизм конкурса довольно эффективно практикуется во всем мире и приносит хорошие результаты, когда требуются молодые талантливые люди. Существенным ограничением конкурса является то, что его участники, как правило не вступают в коммуникацию друг с другом, особенно когда этот конкурс заочный, а если он очный, то участники зачастую воспринимают друг друга как конкурентов. Это ограничение не приводит к формированию знакомственно-доверительных связей, либо это случается крайне редко.

Однако, меритократизм оказался не так уж хорош, как может показаться на первый взгляд. Усложняющееся семимильными шагами общество требует уже не просто, чтобы нужные люди оказывались в нужном месте, вернее не просто люди, а талантливые, даже просто гениальные. Но проблема заключается в том, что талант и гений не возможно измерить оценкой и прописать простыми словами в рекомендательном письме или характеристике. Талант вещь не очевидная. Это подтверждает то, что таланты многих великих людей были оценены лишь спустя продолжительное количество времени, зачастую уже не при жизни самого носителя таланта. Кроме того, меритократический принцип не приводит к возникновению доверия, так как реализуется в отсутствии коммуникации.

А теперь следует преломить все вышесказанное к российской действительности. В настоящий момент (2007г.) совершенно определенно можно сказать, что превалирует действие двух механизмов движения людей по "лестнице успеха" - это механизм родственных связей и механизм знакомственных связей, а так называемый меритократический механизм практически не работает. Мое предположение иллюстрируют следующие факты.

Большая часть людей заявляет, что желаемую работу могли бы получить при условии наличия знакомого либо родственника, причастного к распределению должностей. При этом совершенно не важно есть ли у тебя соответствующее образование или нет. Когда должности или места просто покупаются за взятку, то скорее это тоже частный случай действия механизма знакомствености, так как если вы просто зайдете с улицы и предложите деньги, тот вам наверняка откажут.

Система образования как коммуникационная площадка продолжает функционировать, но утратила роль "фильтра", коим была во времена советского общества. Сегодня не важно, что у тебя в голове, а важно, на сколько полон твой кошелек. Такое положение дезориентирует общество в целом. Людям которые хотят учиться не понятно чему надо учиться и где, скорее им важно где это стоит дешевле. Там где платить приходится больше и контингент побогаче, статус повыше и знакомства попрестижней. Работодатели тоже не в состоянии отличить где хороший специалист, а где плохой и пытаются как-то компенсировать ситуацию устраивая конкурсы и испытательные сроки. На сколько хорошо у них это получается - это вопрос. Система образования, как система "фильтров" формировала так сказать предсказуемую среду для всех, где каждому было понятно, что если ты будешь усерден, приложишь максимум усилий, то тебе удастся проложить дорогу по "лестнице успеха" руководствуясь общеизвестными правилами. Лишь при этих условиях система образования вернет себе утраченное доверие общества и будет способно работать на благо его развития и движение каждого человека в отдельности.

Для того чтобы реформировать систему образования, нужно как минимум вернуть ей свойства "фильтра" с известными критериями отбора. Эта система должна формировать для общества предсказуемую среду. Эпопея с единым государственным экзаменом никакой предсказуемой среды ни для кого не формирует. Продолжают работать первые два, самых древних механизма - родственный и знакомственный, но тогда можно смело заявить, что Россия - средневековое государство и прогнозы из этого вытекают самые безрадостные.

Что же касается различных конкурсов, то невозможно проводить конкурс ради конкурса, где все заканчивается вручением диплома, премии, подарка и прочее. Это бессмысленно. Конкурс должен имеет продолжение в виде приглашения на работу, заключения контракта. Конкурс это не механизм общественных изменений, а грубо говоря, механизм сортировки. Если вы отобрали крупные семечки, то бессмысленно им навешивать ярлычки. Их нужно сажать в землю, поливать, тогда получится урожай. Конкурс следует понимать как дверь в перспективу.

Из всего вышеизложенного следует, что система образования не сводится убого к системе научения, а является многоступенчатой системой фильтров. Насколько слаженно эта система работает зависит процветание и развитие общества. Кроме этого система образования имеет еще ряд важных социальных функции, наличие которых в настоящий момент не очевидно, но это уже тема другой статьи.

2007-07-03
Татьяна Фомина
www.nasledie.ru






Док. 330709
Опублик.: 03.07.07
Число обращений: 950

  • Фомина Татьяна Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``