В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: Я знаю, что МОГЛО БЫ быть с американской экономикой Назад
Евгений Гильбо: Я знаю, что МОГЛО БЫ быть с американской экономикой
Евгений Витальевич, 29-30 января предстоит очередное заседание Комитета по политике ФРС. Как Вы считаете, будет ли на нем принято решение о новом снижении величины процентных ставок?

С моей точки зрения нет никакого смысла идти на снижение ставок сейчас, хотя популисты к нему и призывают, преувеличивая масштабы рецессии. На самом деле, если разобраться по существу в публикуемых данных, ничего драматического в американской экономике не происходит. Конечно, после 10 лет просперити неудобства неизбежной коррекции, вкупе с обидой от потерь при сдутии спекулятивного пузыря, могут вызывать психологический дискомфорт, но называть происходящее кризисом с моей точки зрения слишком смело.
Впрочем, может быть, отличие моей оценки от оценок аналитиков заключается в том, что я знаю, что МОГЛО БЫ быть с американской экономикой при несколько ином развитии событий. Если бы ФРС в этот раз повела себя так, как она обычно вела себя в прошлом веке, то есть прибегла бы к монетаристским рецептам борьбы с инфляцией, то результат такой политики мало отличался бы от ее опробования в начале 30-х. Правда, масштабы были бы чуток меньше.
В этот раз все было совсем по-другому. ФРС вовремя осознала сдвиги, связанные с резким ростом постиндустриального сектора экономики, хотя до конца не осознала такой качественный сдвиг, как превращение уклада этого сектора в господствующий экономический уклад. Однако, ФРС вовремя поняла необходимость подпитывать экономический рост ростом монетизации экономики и в конце 1999 года начала широкую эмиссию, несмотря на визги о возможной инфляции. В результате, кстати, инфляционный потенциал эмитированной массы оказался куда менее ожидаемого - его съел порожденный грамотной политикой дополнительный потенциал роста.
На самом деле полезно было бы разумно тогда впрыснуть еще немного и уж во всяком случае не задирать процентную ставку до небес. Если бы ставка не превысила оптимум в 4,75%, то и рост был бы чуток более длительным и более заметным, и спада бы вовсе не было даже и в промышленности - так, маленький застой. Но тут сказалось все же недостаточное осознание руководством ФРС новых реалий и необходимость уступать политическому давлению.
Но кроме непривычно грамотной политики ФРС американской экономике повезло и в том, что как раз к началу кризиса в Белом Доме сменилась администрация. Растратно-романтической политике Клинтона-Гора пришла на смену грамотная и прагматическая политика администрации Буша-Чейни. Последствия сделанных тогда шагов уже начинают сказываться, и еще сильнее скажутся к моменту начала подъема во втором квартале этого года.
Все худшее уже позади, новый подъем неизбежен и нет никакой нужды паниковать. Надо переждать спад. Новое снижение ставок ФРС нисколько не поднимет потенциал экономического роста, уже заложенного совершенно другими тенденциями. Зато инфляционный потенциал оно поднимет неизбежно. Кредит в США и так уже по сути бесплатен, цена денег ниже инфляции, то бишь отрицательна. А это и задает инфляционный потенциал на перспективу.
ФРС предстоит сделать выбор между экономической целесообразностью и политической уступкой популизму. Поскольку я не вижу сейчас непреодолимого давления на ФРС, я полагаю, что Комитет сделает 30 января выбор в пользу экономической целесообразности. Да и позиция администрации этому способствует.

29 января 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=19565

Док. 330686
Перв. публик.: 03.07.02
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 270

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``