В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: При свободнорыночном курсообразовании курс рубля будет равен 52,25 за доллар Назад
Евгений Гильбо: При свободнорыночном курсообразовании курс рубля будет равен 52,25 за доллар
Евгений Витальевич, каковы могут быть последствия снижения норматива обязательной продажи валютной выручки с 75% до 50%, которого потребовал президент Путин? Что может принести стране эта инициатива? Какие цели он преследовал?

Для ответа на этот вопрос надо присмотреться к механизму курсообразования на валютном рынке России. На свободном рынке, где нет административных ограничений на принятие решений продавцами и покупателями, курс неизбежно стремится к так называемой точке равновесия. В предположении идеально свободного рынка эта точка достаточно точно оценивается произведением паритета покупательной способности валют (ППС) в странах-эмитентах на отношение производительности труда (ПТ) (исчисляемой по ВВП в целом) в этих странах.
Например, ППС рубля и доллара сегодня оценивается в 12,8 рубля за один доллар. Производительность труда в России составляет 24,5% от американской. Поэтому при свободнорыночном курсообразовании курс рубля к доллару установился бы примерно 52 рубля 25 копеек за доллар.
Однако в России действует чрезвычайный механизм курсообразования, когда экспортеры обязаны в установленные сроки продавать 75% валютной выручки на биржи. Это административное ограничение на поведение экспортеров существенно деформирует рынок в пользу покупателя и соответственно сдвигает точку равновесия в пользу рубля. Понятно, что любое ослабление административных ограничений будет сдвигать реальный курс в направлении равновесного, а любое их усиление будет способствовать еще большему завышению курса рубля.
Надо сказать, что это административное ограничение является не единственным деформатором рынка. Вторым является Центральный Банк, выступающий одновременно в роли эмитента рубля, игрока на валютной бирже и главного рефери на ней. В течение последнего года ЦБ РФ вмешивался в биржевые торги рублевыми интервенциями, то есть пополнял валютные резервы, закупая доллары на эмитируемые им же рубли. В результате валютные резервы ЦБ выросли до размеров, вдвое превыщающих необходимые для обеспечения национальной денежной массы резервы, а рублей было впрыснуто на рынок столько, что инфляция оказалась вдвое выше предполагавшейся тем же ЦБ и Правительством. Эта практика привела к некоторому повышению курса доллара.
Снижение норматива обязательной продажи долларов за рубли породит рынок, равновесие на котором будет достигаться при курсе примерно 33 рубля 96 копеек за доллар. Однако Центральный банк, несомненно, прибегнет к компенсационным интервенциям для того, чтобы замедлить сползание к этой цифре. Поскольку резервы ЦБ сегодня велики, это не составит для него проблемы. Грубо говоря, он может пока что делать с рынком что угодно, как в 1998 году, пока резервы не иссякнут.
Кроме неизбежного снижения курса рубля, инициатива президента повлечет бегство капиталов из России. Та валюта, которую необязательно продавать на бирже, как правило, просто не ввозится сегодня в Россию. Эта участь неизбежно постигнет "освобожденные" Путиным 25% экспортной выручки, по крайней мере 70% этих сумм. Результатом будет серьезное ухудшение платежного баланса. Это ухудшение и станет главным фактором давления на валютный рынок, противостоять которому и придется ЦБ ценой сброса части резервов. Сокращение резервов ЦБ существенно ослабит позиции рубля.
С другой стороны, в результате такой практики может иметь место некоторая рестрикция рублевой массы внутри страны, что окажет дефляционное воздействие на внутренние цены и одновременно угнетающее воздействие на экономическую конъюнктуру. Результатом будет неизбежный спад, который всегда сопровождает любые дефляционные меры - как сознательно проводимые, так и являющиеся косвенным следствием монетарной политики.
Таковы наиболее очевидные последствия этой инициативы президента. Думаю, вряд ли он анализировал ее достаточно глубоко. Политика Путина сегодня определяется не далекоидущими стратегичекими целями, а балансом интересов групп давления, которые на него воздействуют.

4 Июля 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=13938

Док. 330631
Перв. публик.: 03.08.01
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 280

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``