В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гильбо: Создание `оттоманской кассы` и лишение резервов ЦБ иммунитета коренным образом меняет соотношение сил в стране Назад
Евгений Гильбо: Создание `оттоманской кассы` и лишение резервов ЦБ иммунитета коренным образом меняет соотношение сил в стране
Евгений Витальевич, за счет каких источников будет выплачиваться внешний долг РФ?

Активами РФ, которые теоретически могут быть обращены на выплату внешнего долга, являются доходы от экспорта энергоносителей и резервы Центрального банка. Но для активного задействования этих источников необходимы серьезные изменения законодательства.
Экспортные доходы могут быть обращены на выплату долгов только через посредство бюджетного механизма. Для этого не только необходимо увеличить фискальное давление на экспортеров, но и существенно изменить порядок формирования расходов бюджета. Как показал опыт последних баталий в Думе по поводу текущих выплат по долгу, для стабильности этих выплат Дума и гражданское общество вообще должны быть устранены от влияния на этот процесс.
Связано это с тем, что на самом деле "лишних" доходов у бюджета нет. Их не было даже в период высоких цен на нефть, тем более их нет сегодня, не говоря уже о времени, когда цены могут упасть до уровня 1997-98 годов. Деньги на выплату внешнего долга и процентов по нему могут в 2001-2002 годах быть найдены исключительно за счет жесткого урезания социальных и инвестиционных расходов.
В качестве способа отстранения общества от контроля над государственными финансами советник президента Андрей Илларионов предложил механизм, напоминающий "кассу оттоманского долга", введенную в конце XIX века Великими державами после проигранных Оттоманской Портой войн, и бунтов в провинциях. Этот механизм, как ожидается, Путин должен озвучить уже в марте, хотя, конечно, ход политической борьбы может заставить его уступить давлению кругов, ориентированных на отстаивание национальных интересов.
Суть механизма заключается в разделении бюджета на ординарный бюджет и собственно долговую кассу. Государственные доходы должны будут в первую очередь поступать в эту кассу для выплаты по долгам, и лишь оставшиеся после такого зачета суммы могут быть направлены на финансирование страны. Аналогичный механизм действовал не только в Оттоманской порте, но и в Египте накануне его окончательного превращения за долги в английскую колонию.
Итак, если Илларионов добьется своего, Кремль будет лоббировать в Думе существенные изменения бюджетного законодательства. Протащить такие изменения можно ТОЛЬКО через ЭТУ Думу, так как огромная масса депутатов, прошедших только на основе "административного ресурса", прекрасно понимают, что в случае роспуска Думы им уже своих мест не видать. Те же, кто не боится роспуска Думы и даже выиграл бы от него ("Яблоко", КПРФ) большинства не составляют.
Второй новацией Илларионова является изменение статуса Центрального Банка с целью возможности превращения его резервов в источник выплат по внешнему долгу. Для этого Правительство активно лоббирует сегодня поправки в закон о ЦБ, внесенные президентом. Принятие этих поправок открывает возможность для внесения следующей порции, в результате которой ЦБ однозначно становится госучреждением. В этом случае его резервы могут быть направлены на финансирование любых мероприятий простым актом исполнительной власти.
Впрочем, вряд ли именно это является конечной целью тех сил, интересы которых озвучивает и лоббирует Илларионов. Здесь комбинация поинтереснее. Дело в том, что ЦБ РФ хранит золотовалютные резервы за рубежом. Думаю, все помнят скандал с оффшорной фирмой, на счетах которой эти резервы пережили 17 августа 1998 года. Активы государственной организации, которой становится ЦБ, нового дефолта не переживут - они могут быть конфискованы за долги. А дефолт этот неизбежен в случае столь же уже неизбежного падения цен на нефть, вне зависимости от того, будет ли Путин сейчас платить по долгам.
Впрочем, никакого дефолта для конфискации этих активов не нужно. Предлогов для такого решения вполне достаточно. Например, все помнят недавние действия фирмы "Нога" по аресту объектов российской собственности, имеющей хоть какое-то отношение к государству. Даже детский парусник арестовали на основании того, что его арендует государственное учебное заведение. А уж если ЦБ станет государственной организацией, то найти основания для ареста его активов вообще не будет составлять труда.
В этом же русле лежит реорганизация госбанков, и в первую очередь Сбербанка, для оценки активов которого приглашена группа иностранных аудиторов. Очевидно, статус Сбербанка подвергнется после нее таким изменениям, чтобы его активы могли быть направлены на удовлетворение претензий к государству.
На сегодняшний день победа илларионовской линии над силами, лоббирующими интересы, более близкие к национальным, представляется если и не окончательной, то полной. Создание "оттоманской кассы" и лишение резервов ЦБ иммунитета от конфискации иностранными судами коренным образом меняет соотношение сил в стране. Прежде всего, отпадет необходимость в Касьянове, ведущем арьергардные бои на этом направлении: капитуляция на нем потребует нового премьера, который бы железной рукой гауляйтера проводил бы условия капитуляции.
Вряд ли сам Илларионов подходит на роль премьера-капитуляйтера. Думаю, даже субъективно он не надеется занять премьерский пост "в этом цикле". Скорее всего, он в данном случае льет воду на мельницу Сергея Иванова. Исход этой политической борьбы сегодня трудно предугадать, но перспективы группы Илларионова-Иванова выглядят наиболее предпочтительными.

28 февраля 2001

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=11131

Док. 330527
Перв. публик.: 03.07.01
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 296

  • Гильбо Евгений Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``