В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева при закрытии весенней сессии 7 июля 2000 года Назад
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева при закрытии весенней сессии 7 июля 2000 года
Уважаемые депутаты!

Сегодня мы завершаем работу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2000 г. Эта сессия положила начало законотворческой деятельности Думы третьего созыва. Я хочу сразу отметить, что мы поработали весьма продуктивно. Разрешите охарактеризовать наиболее значимые результаты нашей с вами совместной работы.

Обновленный депутатский корпус достаточно быстро сформировал фракции и депутатские группы. Рассмотрел и утвердил новую структуру комитетов и комиссий Думы. Внес изменения в Регламент. Избрал новое руководство.

По составу в сравнении с Думой второго созыва депутатский корпус обновился на две трети. Изменилось соотношение общественно-политических сил. Вновь избранные депутаты привнесли в нашу работу и новое видение законотворческих приоритетов, новые подходы к решению насущных проблем.

Существенной корректировке подвергся законодательный багаж, оставшийся после Думы второго созыва. Значительная часть законопроектов и отклоненных федеральных законов была включена в приоритетную программу законотворчества. По ряду законодательных актов принято решение прекратить их доработку. Наконец, в ходе сессии внесено несколько новых важных законодательных инициатив.

Об интенсивности и напряженности работы Думы нового созыва свидетельствуют следующие показатели. Проведено 40 пленарных заседаний, 14 "правительственных часов", 38 парламентских слушаний. Принято свыше 100 постановлений по актуальным общественно-политическим вопросам.

Депутаты рассмотрели 258 законопроектов и ранее отклоненных законов. В результате принято 90 федеральных законов. Из них Президент Российской Федерации подписал 50 законов, 1 закон отклонил. Совет Федерации отклонил 6 законов. 72 законопроекта отклонили сами депутаты.

Среди наиболее весомых результатов нашей законотворческой деятельности принят во втором чтении Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Несколько глав части второй Налогового Кодекса Российской Федерации также приняты во втором чтении. Принципиальное значение имеет рассмотренный Думой пакет президентский инициатив о реформировании системы власти в стране. В числе ратифицированных международных договоров и соглашений следует особо отметить Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В результате нам удалось, с одной стороны, добиться высокой степени преемственности и профессионализма работы Думы третьего созыва. С другой - обеспечить вновь избранным депутатам возможность активного и успешного освоения специфики парламентской деятельности.

Начну с наиболее актуальной сегодня темы - государственного строительства. Следуя присущим Государственной Думе курсом укрепления правовых и демократических основ государственности, палата в целом поддержала пакет президентских инициатив по изменению порядка формирования Совета Федерации, расширению полномочий главы государства в отношении тех региональных властей, которые грубо нарушают правовое пространство в Российской Федерации, а также по уточнению правового регулирования деятельности органов местного самоуправления.

Сразу же оговорюсь, что депутаты не склонны сводить проблему повышения эффективности государственной власти к простому усилению вертикали исполнительных органов. Большинство депутатов палаты в предложениях Президента увидели стремление сделать верхнюю палату парламента органом, работающем на профессиональной основе, проявили желание преодолеть несоответствие между федеральным и региональным законодательством, показали твердое намерение повысить управляемость в работе органов власти разных уровней.

В русле укрепления безопасности и правопорядка Дума приняла в первом чтении федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении". Принят новый Федеральный закон "О Пограничной службе Российской Федерации". Закон уже вступил в силу. Внесено дополнение в ныне действующий Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов". В Закон "О милиции" внесено изменение, согласно которому министр внутренних дел Российской Федерации получил полномочия освобождать от должности руководителей УВД субъектов Федерации без согласования с региональными властями.

В приоритетном режиме Думой велась работа по актуализации и расширению социального законодательства. И здесь первоочередным явился Закон о повышении минимального размера оплаты труда. Закон позволит увеличить размеры пособий и ряд других социальных выплат, что существенно повысит жизненный уровень особо нуждающихся групп населения. Внесены поправки в действующее законодательство по расширению социальной защиты пенсионеров, инвалидов, ветеранов, по укреплению прав ребенка и гарантий права на получение образования.

В работе Думы над социальным законодательством одно из центральных мест отведено предложенному правительствам единому социальному налогу. Все аргументы "за" и "против" налога в полной мере учтены Государственной Думой. В итоге палата одобрила введение единого социального налога. Теперь только практика его применения покажет реальные последствия правительственного нововведения.

В рамках упорядочения бюджетных расходов острые споры вызвало предложение правительства приостановить действия ряда социальных норм и гарантий. В полной мере, сознавая свою ответственность перед социально нуждающимися категориями населения, депутаты после жарких дебатов на вчерашнем заседании возвратили предложенный правительством законопроект к процедуре первого чтения.

Наряду с социальными законами глубокую заинтересованность депутаты проявили в совершенствовании экономических основ "нового курса" исполнительной власти. Главный акцент был сделан на рыночные составляющие этого курса при безусловной активизации государственного регулирования и контроля за важными направлениями хозяйственной и финансовой деятельности. Это, прежде всего, относится к тем законопроектам, от принятия которых напрямую зависит формирование бюджета 2001 года.

Речь идет, прежде всего, о Налоговом кодексе. Депутаты поддержали предложение, направленное на существенное снижение налогового бремени на предприятия, бизнес, индивидуальных налогоплательщиков, что, безусловно, стимулирует наметившийся экономический рост. Но, приняв в целом эти инициативы, депутаты недвусмысленно заявили и о принятии собственных конструктивных подходов по ряду конкретных норм налогового законодательства.

В итоге мы с вами приняли во втором чтении четыре главы Кодекса - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Полагаю, что выражу общую позицию депутатского корпуса в том, что мы будем и впредь активно взаимодействовать с правительством в развитии налогового законодательства. При этом постоянно учитывать, что те или иные новации в налогообложении имеют серьезные экономические, финансовые и социальные последствия. Главное - помнить о положении налогоплательщика, равных правах для всех юридических лиц и субъектов Федерации.

Таковы, подчеркиваю, наиболее зримые и наиболее значимые результаты работы палаты. Регламент заключительной речи не позволяет мне более подробно осветить многие детали и особенности законотворчества палаты. Поэтому буквально в назывном порядке отмечу еще и такой ряд законодательных инициатив, характеризующих деятельность комитетов палаты, как законы "О землеустройстве" и "Об инвестиционных фондах", "О холдингах" и "О свободных экономических зонах" и "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Наконец, внеся дополнения в Закон "О федеральном бюджете на 2000 год", Дума усиливает контроль над внешними заимствованиями, осуществляемыми правительством.

Уважаемые коллеги!

При ратификации международных договоров и соглашений, осуществлении межпарламентских связей Дума весьма оперативно сформировала думские депутации Межпарламентской ассамблеи СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Парламентской ассамблеи Совета Европы, ряда других межпарламентских международных организаций. Сформированы и приступили к работе депутатские группы по связям с парламентами многих стран мира.

Нами ратифицированы 28 международных договоров и соглашений. Из их числа Совет Федерации одобрил, а Президент уже подписал 23 закона. Таким образом, как и раньше, в сфере ратификации законодательная и исполнительная власти проявляют высокую степень единства.

Особо следует отметить то, что Государственная Дума третьего созыва большинством голосов обеспечила ратификацию двух международных договоров, решения по которым откладывались в течение ряда лет. Речь идет о российско-американском Договоре о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Вокруг этих договоров шла острая политическая дискуссия, причем и у сторонников, и у их оппонентов были весомые аргументы.

Все понимают, что эти договоры затрагивают коренные интересы безопасности нашей страны. Именно поэтому одновременно с ратификацией данных договоров Государственная Дума приняла специальные постановления. В них содержаться развернутые позиции Думы о том, что при любом развороте международной обстановки стратегические ядерные силы России должны надежно обеспечивать необходимый уровень обороноспособности нашей страны.

Можно с удовлетворением отметить дальнейшее развитие отношений между двумя братскими народами в рамках Союзного договора России и Белоруссии. Прошли две очередные сессии нашего Парламентского Собрания. Принят бюджет Союза. Недавно он утвержден Высшим Советом Союза Белоруссии и России. Недалек тот день, когда мы с вами будем рассматривать закон о выборах в союзный парламент. К сожалению, к нам он до сих пор так и не поступил. Завтра у Президента я попытаюсь выяснить его судьбу.

На фоне активного участия Государственной Думы в межпарламентской деятельности одиозным явилось решение Парламентской ассамблеи Совета Европы о лишении делегации Федерального Собрания Российской Федерации права участвовать в голосованиях в ПАСЕ. Таким образом ПАСЕ осудила действия российских властей в Чечне. В ответ делегация Государственной Думы отказалась участвовать в июньской сессии ПАСЕ.

Позвольте мне подчеркнуть: российские парламентарии и сами считают, что далеко не все благополучно в действиях федеральных властей в Чечне. Мы неуклонно выступаем за соблюдение прав человека. Но при этом мы твердо поддерживаем курс российского руководства на бескомпромиссную борьбу с международным терроризмом. С учетом сказанного мы вправе полагать, что в тех или иных международных организациях по отношению к России не будут применяться двойные стандарты.

Уважаемые коллеги!

За прошедшие месяцы Дума конструктивно взаимодействовала с Президентом и правительством. Это отнюдь не означает, что Дума стала, как считают некоторые СМИ, "карманной". Мы и впредь в русле конструктивного принципа разделения властей будем отстаивать независимость и самостоятельность высшего законодательного представительного органа Российской Федерации. Это тем более важно, поскольку во многих ключевых вопросах государственной политики, будь то система государственного правления, налоговая реформа или другие социальные и экономические сферы законотворчества, именно Государственная Дума становилась одним из центров принятия важнейших общественно-политических решений.

При конструктивном взаимодействии ветвей власти, разумеется, не идет речь о невозможности тех или иных разногласий по конкретным вопросам. Но, я хочу об этом заявить еще и еще раз, депутаты исходили и исходят из совершенно определенного наказа, если угодно, требования наших избирателей - пусть власть и все ее ветви действительно вместе, сообща добьются перелома развития нашей страны к лучшему, к реальному подъему уровня жизни наших граждан.

Позвольте от вашего имени заверить россиян в том, что Государственная Дума и впредь будет делать все от нее зависящее для обеспечения консолидации всех сил общества, для стабильного и устойчивого развития страны в настоящем и будущем.

Уважаемые депутаты!

Завершая нашу работу, мы не можем не думать о том, что нам с вами предстоит свершить на предстоящей осенней сессии. Нужно будет завершить работу над частью второй Налогового кодекса, определиться, в конце концов, в отношении Земельного и Трудового кодексов. Не менее важно принятие в целом пакета законов по административной реформе и федеральных конституционных законов "О чрезвычайном положении" и "О Конституционном Собрании". И, конечно же, первостепенное внимание будет уделено рассмотрению проекта федерального бюджета на 2001 год. Мы ожидаем, что завтра мы с вами и наши коллеги из Совета Федерации услышим важнейшие законодательные приоритеты федеральной исполнительной власти, которые будут обозначены в Ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Так что дел, как всегда, у нас с вами предстоит немало. Поэтому хотелось бы от всей души пожелать вам и вашим семьям хорошего полноценного отдыха и новых сил для нашей законотворческой деятельности. Позвольте мне также от вашего имени поблагодарить руководство и всех работников аппарата Государственной Думы за то, что они сумели в целом хорошо обеспечить всегда сложное начало работы Думы нового созыва. Добрых слов признательности заслуживают помощники депутатов, работники вспомогательных служб Думы, которые приложили немало усилий для создания соответствующих условий нашей работы.

Желаю всем вам заслуженного отдыха.

Весеннюю сессию 2000 года объявляю закрытой.

    

7 июля 2000 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=308

Док. 330205
Перв. публик.: 07.07.00
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 301

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``