В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева на заседании расширенной коллегии Министерстваздравоохранения РФ 20 марта 2001 года Назад
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева на заседании расширенной коллегии Министерстваздравоохранения РФ 20 марта 2001 года
Уважаемый Юрий Леонидович!

Уважаемые участники заседания расширенной коллегии

Министерства здравоохранения Российской Федерации!

Весьма признателен за приглашение принять участие и выступить на вашей коллегии, посвященной одному из первостепенных вопросов всей социальной политики нашего государства - состоянию и перспективам развития здравоохранения и медицинской науки. Именно от этого состояния, от возможных перспектив в значительной степени зависит будущее России, всего нашего народа.

В настоящее время, как в обществе, так и во властных структурах формируется понимание того, что здоровье людей как раз и является одним из главных стратегических ресурсов развития нашей страны. (Или наоборот - ее деградации.) Думаю, что теперь настал весьма ответственный момент - воплотить наше с вами осознание актуальности данной темы в конкретные и что не менее важно - результативные дела.

Государственная Дума уделяет самое пристальное внимание различным проблемам здравоохранения. В этом направлении мы, депутаты, предпринимаем весьма зримые и определенные действия. В связи с тем, что здесь сегодня обсуждается ход реализации правительственной Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, позвольте мне кратко обозначить некоторые подходы и предложения нашей палаты российского парламента.

Первое. Вопрос вопросов в нынешних условиях - обеспечение государственных гарантий российским гражданам на бесплатную медицинскую помощь. Хочу напомнить, что в прошлом году Дума активно поддержала внесенный Правительством законопроект об изменениях и дополнениях в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. По данному федеральному закону, вступившему в силу после утверждения Президентом Российской Федерации, компетенция в разработке и утверждении государственной программы гарантий бесплатной медицинской помощи закреплена не только за субъектами Федерации, но и за федеральными властями. Мы знаем, что это - концепция нынешнего руководства Минздрава Российской Федерации. Депутаты ее дружно поддержали.

Конечно, мало лишь законодательно закрепить конкретную правовую норму. Значительно сложнее добиться ее реального обеспечения. Мы-то с вами хорошо знаем, как обстоят дела с бесплатной медицинской помощью, насколько стремительно растут платные медицинские услуги, в том числе и в госсекторе. Депутаты особенно встревожены положением ветеранов, детей, больных наиболее тяжелыми заболеваниями, лечение которых относится к числу дорогостоящих. И вы, и мы, депутаты, постоянно получаем множество писем, обращений, просьб, за которыми стоит неподдельное человеческое горе и тяжкие страдания.

Депутаты видят два реальных пути обеспечения государственных гарантий бесплатного медицинского обслуживания.

Первый путь - это увеличение государственного финансирования из федерального бюджета. Сам бюджет за последние годы в силу многих причин стал весьма ограниченным, чтобы не сказать - скудным, по своим размерам. И все же до сих пор бюджетное финансирование остается важным фактором для многих сфер жизнедеятельности нашего общества, в том числе и для сферы здравоохранения.

Депутаты Государственной Думы постоянно настаивают на увеличении бюджетных ассигнований на здравоохранение. И здесь нам с вами удалось добиться существенных сдвигов. Если в бюджете на 2000 год Минздраву России было выделено 14,2 миллиарда рублей, то в бюджете 2001 года эта сумма увеличилась до 19,5 миллиардов рублей. Общие бюджетные ассигнования по разделу "Здравоохранение и физическая культура" возросли с 15,9 миллиарда рублей в 2000 году до 22,2 миллиарда рублей в 2001 году. Казалось бы, весьма существенное увеличение бюджетного финансирования. Хотя мы все понимаем, что и его явно недостаточно для покрытия даже первостепенных нужд медицинских учреждений.

Поэтому вторым путем в решении проблемы финансирования сферы здравоохранения стало развитие системы обязательного медицинского страхования.

Как известно, за последние годы именно за счет ОМС удается более менее удовлетворительно решать проблемы финансирования здравоохранения. Депутаты это, безусловно, учитывают. В частности, - при рассмотрении федеральных законов об утверждении и об исполнении ежегодных бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Мы внимательно рассматриваем предложенные финансовые показатели. Интересуемся, не были ли допущены нарушения и злоупотребления, есть ли резервы для повышения эффективности этого Фонда. Особое значение нами придается порядку распределения Фондом субвенций на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по целевым программам обеспечения материнства и детства.

Мы согласны с позицией Министра здравоохранения Российской Федерации Юрия Леонидовича Шевченко о том, что необходимо усиление роли государства в руководстве системой обязательного медицинского страхования. Именно поэтому в состав правления Федерального фонда медицинского страхования в 2000 году Государственная Дума делегировала двух своих представителей - председателя Комитета по охране здоровья и спорту Николая Федоровича Герасименко и заместителя председателя этого же Комитета Николая Аркадьевича Дайхеса.

Второе. Коллеги, огромную тревогу у нас вызывает стремительный рост наркомании и СПИДа. За последние годы депутатами приняты федеральные законы "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и "О наркотических средствах и психотропных веществах".

В 2000 году мы специально на одном из "правительственных часов" рассмотрели вопрос "О сложившейся ситуации в связи с ростом наркоторговли, распространением наркомании и СПИДа в Российской Федерации". Серьезную тревогу вызывает стремительное разрастание в стране пьянства и алкоголизма, увеличение потребления населением крепких спиртных напитков. И тем более в этой связи становится непонятной раздувающаяся кампания против увеличения производства и продажи пива. Было признано, что одних только существующих законодательных норм и административных мер явно недостаточно для противостояния этим страшным угрозам миллионов человеческих жизней. Так что и здесь есть обширное поле совместной деятельности учреждений здравоохранения и образования, правоохранительных органов и законодателей. И нам всем надо действовать решительнее и эффективнее.

Третье. Не меньшую озабоченность депутатов вызывает состояние эпидемиологической обстановки. Мы знаем как много самоотверженного труда, зачастую связанного с большим риском для собственного здоровья, предпринимают наши врачи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Однако в современной обстановке этого оказывается недостаточно. Депутаты посчитали необходимым укрепить законодательную базу данного направления деятельности системы здравоохранения.

Нами приняты и вступили в силу такие актуальные федеральные законы, как "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Последний закон отклонен Президентом Российской Федерации. Для согласования позиций создана специальная комиссия. В настоящее время она прорабатывает взаимоприемлемые варианты. Ясно одно, какой бы из вариантов в конечном счете не был предложен, он будет направлен на решение главной задачи - предотвратить дальнейшее распространение туберкулезных заболеваний.

Все перечисленные и многие другие проблемы обеспечения здоровья граждан нашей страны неразрывно связаны с такой фундаментальной проблемой, которая ныне встала перед Россией во весь свой огромный рост, как проблема демографического кризиса. Кому, как не нам с вами известна та чудовищная статистика стремительного сокращения населения страны. Знаем и то, что для преодоления демографического кризиса требуется увеличение рождаемости и снижение смертности. Эти два процесса у нас вышли за рамки сугубо медицинских. К сожалению и для медицины и для всего общества эта проблема приобрела статус социально-психологической. Она была, есть и остается одной из важнейших в решении народно-хозяйственных задач. А то, что демографическая ситуация превратилась именно в такую задачу, полагаю, ни у одного здравомыслящего гражданина России сомнений не вызывает.

В этой связи депутаты обоснованно обращают внимание Минздрава, Правительства в целом на большие трудности в получении людьми, особенно малоимущими, которых у нас сейчас стало не менее одной трети от всего населения, доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Чаще всего трудности возникают в малых городах. Особенно - в сельской местности, где по нашим оценкам система обязательного медицинского страхования не срабатывает именно из-за недостатка средств на оплату страховых полисов. В ходе общения с избирателями, мы пришли к выводу, очевидному и для вас, - далеко не все проблемы охраны здоровья матери и ребенка решены должным образом. Особенно в экономически неблагополучных районах.

Мы знаем, что в 2000 году Минздрав России в конце концов полностью решил проблему обеспечения нужным гормоном роста детей-карликов, много сделал для больных детскими онкологическими заболеваниями. Полностью обеспечены дети, больные сахарным диабетом.

Однако не все проблемы решены. Мы обращаемся к Вам, уважаемый Юрий Леонидович, с просьбой оказать помощь страдающим тяжелыми заболеваниями детям из ряда регионов, не имеющим сегодня реальной возможности лечиться в специализированных медицинских центрах, расположенных главным образом в Москве и Санкт-Петербурге.

Четвертое. До сих пор явно недостаточны и предпринимаемые усилия по пропаганде здорового образа жизни. На мой взгляд, тут уж таких бюджетных затрат как по другим отраслям здравоохранения не требуется. Что нам с вами, уважаемые коллеги, мешает пропаганду здорового образа жизни превратить в поистине всероссийское общественно-государственное движение? В частности, почему бы не использовать для этого возможности государственного телевидения, другие вполне доступные каналы и средства массовой информации? Давайте их введем в текст Федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации".

Докладываю вам, уважаемые товарищи, что эти и другие вопросы будут обсуждаться на запланированных в апреле парламентских слушаниях "О проекте Концепции демографической политики Российской Федерации до 2015 года".

Пятое. Думая о здоровье людей, становящихся вашими пациентами, законодатели не упускают из виду и здоровье самих врачей, всех работников системы здравоохранения. В частности, депутатов беспокоит вопрос о пенсионном обеспечении медицинских работников. В связи с этим в 2000 году нами был отправлен в Правительство парламентский запрос "О назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". В нем Дума настоятельно предлагает Правительству дополнить Список профессий и должностей работников, которым дается право на пенсию за выслугу лет, теми категориями медицинских работников, в отношении которых нарушена социальная справедливость.

Этот же вопрос обсуждался в Государственной Думе и на "правительственном часе".

Уважаемые участники заседания!

Поскольку сегодня на расширенной Коллегии Минздрава рассматривается общее состояние всей системы здравоохранения, позвольте затронуть и проблему состояния медицинской промышленности.

Как известно, эта отрасль переживает нелегкие времена. На фоне глубокого проникновения западных корпораций на внутренний рынок, многие отечественные фармацевтические предприятия прекратили свое существование. Правда, возникли некоторые новые российские фармацевтические компании. Но общее соотношение сил сложилось явно не в пользу отечественных производителей лекарств и медицинского оборудования.

Между тем в настоящее время в деловых кругах и среди производственников нашей страны появились энергичные люди. Разумеется, не в шукшинском контексте, а действительно способные на большие дела специалисты. Возникли перспективные предприятия, которые могут значительно укрепить позиции отечественной фармацевтической промышленности. Их надо активно поддержать. Наша страна не может в такой степени зависеть от импорта лекарств и медицинского оборудования. Это тоже, если хотите, элемент национальной безопасности.

Я думаю, законодателям нужно будет рассмотреть вопросы о соответствующей корректировке таможенного и налогового законодательства, финансирования соответствующих целевых федеральных программ. При этом я отнюдь не за полный запрет ввоза иностранных лекарств. Считал и считаю, что всюду нужна здоровая конкуренция. Однако при сложившейся ситуации вполне оправдан дозированный, но существенный протекционизм отечественной фармацевтической промышленности. Я за такой протекционизм. И надеюсь, вы нас в этом поддержите.

В заключение позвольте сказать несколько слов о взаимодействии Государственной Думы с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Наше взаимодействие и контакты вполне можно расценить как рабочие и достаточно продуктивные. Минздрав, наш Комитет по охране здоровья и спорту внимательно относятся к позициям друг друга. Стараются учитывать их в своих действиях.

Представители Минздрава непременно участвуют во всех парламентских слушаниях по проблемам здравоохранения. Взаимодействуют с депутатами в составе рабочих групп при разработке законопроектов. Особенно важно это взаимодействие в работе над проектом рамочного федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации", который в настоящее время готовится ко второму чтению. Со своей стороны, депутаты стремятся максимально учитывать экспертные мнения и оценки представителей медицинского сообщества нашей страны.

Полагаю, что и впредь Государственная Дума и Минздрав России будут тесно сотрудничать в общем деле - создании условий для того, чтобы наши сограждане были здоровыми и полноценными гражданами своего Отечества.

Позвольте мне пожелать вам и в вашем лице всем работникам учреждений здравоохранения федерального, регионального и муниципального уровней крепкого здоровья, благополучия и новых больших успехов.

Благодарю за внимание.

    
20 марта 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=322

Док. 330202
Перв. публик.: 20.03.01
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 325

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``