В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева на Втором съезде директоров средних специальных учебных заведений России 20 марта 2001 года Назад
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева на Втором съезде директоров средних специальных учебных заведений России 20 марта 2001 года
Уважаемый Президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Михайлович Дёмин!

Уважаемые делегаты съезда!

Позвольте мне от имени Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приветствовать вас и пожелать успешной работы вашему съезду!

Союз директоров средних специальных учебных заведений России - сравнительно молодая общественная организация. Вы проводите свой второй съезд. А недавно я участвовал в работе шестого съезда Российского Союза ректоров высших учебных заведений. Аналогия вполне естественна и закономерна. Искренне надеюсь и по мере сил буду способствовать тому, чтобы и ваша всероссийская, - эту вашу принадлежность хочу подчеркнуть особо, - общественная организация неуклонно наращивала свой авторитет и влияние. Особенно, - в деле формирования образовательной политики нашего государства.

Это пожелание тем более актуально, поскольку вы представляете один из важных и, я убежден, перспективных секторов российской системы образования. В нее входит 2700 техникумов, специальных училищ, колледжей, других учебных заведений. Свыше 2 миллионов студентов и 120 тысяч преподавателей. Согласитесь, товарищи, весьма представительная, я бы сказал, очень солидная социальная страта нашего общества. Она обладает большим потенциалом, который мы с вами призваны эффективно использовать на благо нашей страны и прежде всего - на благо подрастающих поколений. И хотя кое-кто может относиться к ПТУ и к ССУЗам как к пережитку советской системы, на самом деле эта система по моему глубокому убеждению представляет собой одно из достоинств не только советской, но и всей отечественной образовательной системы, которая складывалась в течение нескольких столетий.

Конечно, как и в любой отрасли, в системе среднего профессионального образования накопилось немало проблем. И их, безусловно, надо решать незамедлительно. Но не с позиций отрицания всего и вся, не с позиций ее сворачивания и сужения. Единственно верным, проверенным опытом многих поколений подходом здесь может быть четкий и ясный учет динамики развития образования в нашей стране, видение перспектив движения всего общества и страны к новым рубежам, отвечающим потребностям нашего времени.

Для меня вполне убедительными признаками динамизма системы ССУЗов является рост приема студентов за последние 5 лет на 27 процентов. И то, что в экономике и социальной сфере нашей страны в настоящее время занято около 21 миллиона специалистов со средним профессиональным образованием, наглядно свидетельствует о востребованности этого уровня нашей образовательной системы.

Важную роль в укреплении статуса ССУЗов, упорядочении различных форм и направлений их деятельности играет и принятое 3 марта этого года постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Конечно, как я уже отметил, мы не можем рассматривать все вышеозначенные в системе ССУЗов явления в отрыве от общего состояния российской экономики. Несмотря на определенные улучшения ряда экономических показателей, приходится констатировать, что в целом кризисные явления еще далеко не преодолены. Многие отрасли и сектора хозяйства страны находятся в исключительно трудном положении. Причин тому немало. Они хорошо известны. Поэтому я на них не стану акцентировать ваше внимание.

Свои сложности имеются и в системе образования. Рыночные реалии побуждают все учебные заведения активнее реагировать на потребности спроса и предложения на рынке труда, осваивать новые образовательные технологии, внедрять в учебный процесс новые специальности.

Присутствующие здесь руководители и преподаватели средних специальных учебных заведений хорошо понимают, что сегодня как никогда актуальна задача перспективного планирования наиболее востребованных профессиональных специальностей на рынке труда. Российский рынок на сегодняшний день остается недостаточно емким для удовлетворения имеющихся предложений. В результате многие молодые люди испытывают большие затруднения в поисках для себя рабочих мест, соответствующих их квалификации и устремлениям. Это - большая и острая социальная проблема. В ее решении система ССУЗов должна сыграть важную и существенную роль.

В настоящее время в российской образовательной системе в целом идет активный поиск наиболее оптимальных моделей ее дальнейшего развития. Государственная Дума и наш Комитет по образованию и науке принимают в этом процессе самое непосредственное участие. Я отношу себя к тем депутатам, которые отнюдь не отвергают необходимость реформирования различных звеньев образовательной системы. Но при этом мы настаиваем на том, чтобы это реформирование шло ответственным, глубоко продуманным путем. И что главное, - не противоречило бы одной из основополагающих норм Конституции Российской Федерации - обеспечению права всех наших граждан на образование.

Наверное, каждый из вас знает наизусть статью 43 Конституции. В ней гарантируется общедоступность и бесплатность, в частности, среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Это - принципиально важные конституционные положения, которых следует придерживаться неукоснительно. Именно этого ожидает от властей всех уровней, от нас с вами, кто осуществляет образовательную политику, громадное большинство наших сограждан.

Насколько мне известно, в настоящее время многие общие задачи ССУЗы решают совместно с ВУЗами. Видимо, это - одна из объективных тенденций в сфере образования. Исторически сложившаяся образовательная система в нашей стране, безусловно, будет видоизменяться. Но при этом особенно важно сохранять в ней одну из ее самых сильных сторон - наличие и разнообразие образовательных учреждений различного уровня и профиля.

И здесь, как и во всех других сферах, действовать по какому-то шаблону - значит нанести ущерб тому, что может быть полезным и жизнеспособным. Видимо, в одних случаях, целесообразно объединять ССУЗы и ВУЗы в единые интегрированные комплексы. В других - более продуктивно взаимодействовать путем заключения соответствующих договоров. В общем, нужно учитывать специфику каждой отдельно взятой конкретной ситуации. И уж совсем неразумно противопоставлять ВУЗы ССУЗам. Каждый из этих типов образовательных учреждений занимает свое место в российской образовательной системе. Никто из них не подменяет и не дублирует друг друга. Места хватит всем. Все способны плодотворно взаимодействовать между собой.

Уважаемые участники съезда!

Одним из важнейших вопросов в развитии среднего профессионального образования нашей страны является уровень финансового обеспечения. Мы знаем, что, как и все другие звенья образовательной системы ваше звено также испытывает явную нехватку госфинансирования. И то, что средним специальным учебным заведениям в 2000 году впервые за последние пять лет были выделены средства на приобретение оборудования, является заслугой не только Правительства, но и Государственной Думы. Наша палата Федерального Собрания последовательно выступает за увеличение бюджетного финансирования образовательной сферы. Я и мои единомышленники будем и впредь добиваться того, чтобы система образования оставалась одним из главных социальных приоритетов нашего государства.

Уважаемые участники съезда!

В заключение я хотел бы пожелать вам новых больших успехов в таком сложном и ответственном деле, как руководство средними специальными учебными заведениями. Миллионы наших молодых людей обучаются у вас многим нужным профессиям. Благодаря вам они получают реальный шанс для того, чтобы занять место во взрослой жизни. Ваш труд во имя будущих поколений нашей страны и на благо нашей Родины заслуживает всяческой поддержки. Крепкого вам здоровья и плодотворной работы!

Благодарю за внимание.

        
    
20 марта 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=323

Док. 330201
Перв. публик.: 20.03.01
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 298

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``