В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева в Российской академии государственной службы при Президенте РФ 23 апреля 2001 года Назад
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Геннадия Селезнева в Российской академии государственной службы при Президенте РФ 23 апреля 2001 года
Уважаемые преподаватели и слушатели Российской академии государственной службы!

Я рад возможности посетить вашу Академию и встретиться с вами. Российская академия государственной службы в настоящее время является одним из ведущих учебных заведений по подготовке и переподготовке государственных служащих. Мы в Государственной Думе придаем этому направлению большое значение.

В свое время в нашей палате Федерального Собрания была проведена большая работа по разработке и принятию базового Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Этот закон предполагает регулярное повышение квалификации госслужащих и наличие у них профессионального образования. С 1995 года многие работники Аппарата Государственной Думы прошли обучение по различным программам РАГСа. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить руководству Академии и профессорско-преподавательскому составу нашу искреннюю благодарность за плодотворное сотрудничество.

Вопрос об общем состоянии государственной службы в нашей стране и квалификационном уровне госслужащих - это отнюдь не внутрикорпоративный вопрос, касающийся только самих чиновников. От того, насколько добросовестно и квалифицированно работают чиновники на различных уровнях власти и управления, во многом зависит степень эффективности государственной политики.

Не следует забывать и то, что мы с вами живем в стране, которая имеет свою тысячелетнюю историю государственности. В России чиновник был, да, наверное, еще очень долго останется особенно влиятельной фигурой. От него зависит множество дел, судьба многих людей. В разные эпохи в среде российского чиновничества были выдающиеся администраторы, истинно государственные мужи, немало сделавшие для развития и укрепления нашего Отечества. Но во все времена среди чиновничьего сословия были и бюрократы-волокитчики, алчные взяточники и просто некомпетентные люди, столь едко и талантливо высмеянные Салтыковым-Щедриным. Такого рода чиновники-"глуповцы" наносят стране и людям большой вред и урон. В преодолении подобного негатива большая роль принадлежит совершенствованию системы образования и, я бы добавил, системы воспитания и переподготовки государственных служащих.

Современная государственная служба в Российской Федерации складывается на протяжении последнего десятилетия Она формируется в условиях нового для нашего государства и общества демократического принципа разделения властей, требований гласности и прозрачности в выполнении чиновниками служебных обязанностей. В общественном мнении возникает новое представление о служащих - как о работниках, которые должны быть подотчетны не только государству, но и обществу, гражданам, которые к ним обращаются.

Все это вносит новые элементы в отношения между госслужащими и гражданами и не может не отражаться на системе подготовки госслужащих. В этой системе существуют определенные критерии и требования ко всем без исключения госслужащим, включая военнослужащих. В то же время имеются важные особенности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях госслужбы. Точно так же существует специфика госслужбы в исполнительных, законодательных и судебных органах. Полагаю, что здесь, в стенах Российской академии госслужбы, будет уместно высказать несколько общих соображений о такой категории госслужащих, как парламентские служащие.

Сегодня всех работников Аппарата Государственной Думы условно можно разделить на три категории. Одну из них образуют работники управлений, которые работают на весь депутатский корпус, - это работники Организационного, Правового, Аналитического управлений, управлений документационного обеспечения и межпарламентских связей. Сюда же входят работники Пресс-службы и Парламентской библиотеки. Отдельным подразделением Аппарата является Управление делами.

Следующую категорию парламентских служащих составляют работники аппаратов комитетов Государственной Думы, созданных по различным направлениям законодательства. В настоящее время их у нас 28. На правах комитета работает Мандатная комиссия Государственной Думы, в которой также имеется небольшой аппарат.

Еще одну категорию образуют работники аппаратов фракций и депутатских групп.

Наконец, новой категорией государственных служащих стали помощники депутатов Государственной Думы, работающие на постоянной основе.

Надо сказать, что работники нашего Аппарата различаются по своему профессиональному уровню. Одни из них уже достаточно долго работают в законодательных и представительных органах власти. Немалое число тех, кто еще работал в аппаратах Верховного Совета РСФСР. Другие, имея важный профессиональный опыт работы в тех или иных областях, осваивают специфику парламентской службы. При этом у нас поставлен на систематическую основу процесс подготовки и переподготовки наших аппаратных работников. Важным элементом в этом процессе является регулярно проводимая аттестация служащих Аппарата Государственной Думы.

Круг обязанностей парламентских служащих определяется потребностями и направлениями депутатской работы. Но чем бы ни занимался депутат - законотворческой деятельностью или исполнением других своих депутатских обязанностей - он постоянно нуждается в получении по возможности полной и всесторонней информации, взвешенной и объективной аналитики, независимой и качественной правовой экспертизы.

Все это в работе нашего Аппарата обеспечить непросто, учитывая особенно важный для деятельности Государственной Думы фактор многопартийности. Наши парламентские служащие в своей работе следуют принципу внепартийности - одному из базовых принципов, предусмотренных федеральным законодательством о государственной службе. Разумеется, это не относится к той категории работников Аппарата Государственной Думы, которые работают в аппаратах депутатских объединений и непосредственно участвуют в выполнении партийно-политических задач своих фракций и депутатских групп. Я сторонник того, чтобы депутатский корпус обновлялся, но чтобы сохранялся костяк опытных работников Аппарата.

Каждый человек, поступающий на государственную службу, должен отдавать себе отчет в том, что он выбирает себе профессию особого рода. Госслужба предполагает не только наличие высокого уровня профессиональных знаний и навыков аппаратной работы, но и большие рабочие нагрузки и повышенную ответственность. Госслужащим часто приходится проявлять настоящую самоотверженность, когда от них требуется в сжатые сроки выполнять сложные задания. Между тем их зарплата остается сравнительно скромной. В целом должностные оклады госслужащих ниже, чем у работников, занимающих аналогичные административные и управленческие должности в негосударственном секторе. Это характерно для многих стран современного мира. Поэтому государственным служащим должны быть присущи повышенное чувство гражданского долга и устойчивая мотивация, обусловленная самой работой в госаппарате.

Я хотел бы быть правильно понятым: я вовсе не считаю, что госслужащие должны быть этакими бессеребренниками и что можно нещадно эксплуатировать их лучшие моральные качества. Моя позиция состоит в том, что если человек любой профессии хорошо и продуктивно работает, то он должен и получать высокое материальное вознаграждение. Однако, поскольку госслужба относится к бюджетной сфере, уровень зарплат госслужащих напрямую зависит от общих объемов и возможностей федерального и других бюджетов. В любом случае недопустимо, чтобы госслужащие, которым доверено представлять общегосударственные и общенародные интересы, превращали свои должности в то, что издавна на Руси было метко названо "кормление".

Все это тесно связано с такой острой проблемой, как коррупция в госаппарате. Существует определенный набор антикоррупционных законодательных и административных мер - это ограничение полномочий чиновников в сфере государственного регулирования предпринимательства, установление режима прозрачности при распределении финансовых ресурсов, повышение денежных окладов госслужащим, полный запрет для них заниматься любыми действиями, из которых можно извлечь личную выгоду.

И все же я глубоко убежден в том, что у госслужащих должны быть собственные морально-нравственные запреты, не позволяющие им заниматься мздоимством. При отсутствии этих морально-этических норм никакие, даже самые жесткие антикоррупционные меры не смогут кардинально решить проблему коррупции в среде нашего чиновничества. Вот почему я придаю столь большое значение проблемам не только образования, но и воспитания госслужащих, особенно тех, кто впервые вступает на стезю госслужбы.

Возвращаясь к вопросу о специфике образовательного процесса применительно к парламентской службе, отмечу, что мы особенно заинтересованы в юристах - специалистах по парламентскому праву. Кроме того, важно, чтобы в Аппарате Государственной Думы были бы не просто экономисты, политологи, специалисты по различным областям внутренней и внешней политики, но и такие работники, которые могут органично применять свои знания в русле законотворческого процесса.

Для повышения квалификации работников нашего Аппарата и впредь предполагается сотрудничать в различных формах с Российской академией госслужбы при Президенте Российской Федерации, с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, с Государственным университетом управления, некоторыми другими высшими учебными заведениями. Мы прорабатываем вопрос о создании Российской академии парламентаризма, которая могла бы стать специализированным вузом, в полной мере учитывающим всю специфику работы в законодательных и представительных органах всех уровней. Я получил записку по этому вопросу. Думаю, что целесообразно вместе с вашей Академией проработать вопрос об открытии специального факультета в РАГСе.

В настоящее время по инициативе Президента Российской Федерации развернута работа по подготовке Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации. Мы участвуем в этой работе, обращая особое внимание на одно из положений проекта Концепции о том, что нынешнее состояние госслужбы в нашей стране характеризуется неопределенностью статуса госслужащих отдельных видов госслужбы. Мы имеем ряд предложений и пожеланий, касающихся парламентской службы. Кроме того, в Государственной Думе подготовлен проект федерального закона "О федеральной государственной службе".

Как мне известно, Российская академия госслужбы также активно участвует в разработке Концепции реформирования госслужбы. Думаю, что совместными усилиями мы добьемся качественного повышения эффективности системы госслужбы в интересах дальнейшего развития нашего общества, повышения благосостояния нашего общества и укрепления Российского государства.

Уважаемые участники встречи!

С учетом состава вашей аудитории, состоящей из людей, которые глубоко и профессионально изучают и анализируют различные направления государственной политики, позвольте мне кратко осветить некоторые вопросы текущей деятельности Государственной Думы. Как всегда, наша палата Федерального Собрания первостепенное внимание уделяет вопросам социальной политики. Так, принят в целом федеральный закон, улучшающий пенсионное обеспечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов и родителей погибших военнослужащих. С этих категорий пенсионеров снято ограничение при получении ими двух пенсий. Кроме того, в первом чтении принят еще один пенсионный закон, который, во-первых, восстанавливает в трудовом стаже такие периоды, как учебу в вузе, уход за детьми, льготное исчисление стажа во время войны и при работе на Крайнем Севере.

Во-вторых, этим законопроектом восстанавливается право работающих пенсионеров получать пенсию, исчисляемую с учетом индивидуального коэффициента пенсионера. Большинство депутатов посчитали, что все эти меры не только усиливают социальную справедливость, но и являются экономически оправданными, так как повышают занятость населения, особенно там, где из-за мизерных заработных плат ощущается резкая нехватка рабочих рук.

В своей законотворческой работе Государственная Дума старается уделить внимание и молодым, и пожилым категориям наших граждан. Так, 5 апреля был принят в целом федеральным закон, по которому предоставляется право на отсрочку от призыва в армию тем школьникам старших классов, которым уже исполнилось 18 лет, но которые продолжают свое образование. Таким образом, теперь у них будет твердая гарантия завершить свое среднее или среднее профессиональное образование. При этом все существующие отсрочки для учащихся высших учебных заведений, ПТУ и техникумов сохранены.

В тот же день в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Он касается уточнения понятий и замену понятий "оформление пенсии" и "выход на пенсию" понятием "назначение пенсий". Это уточнение исключает почву для конфликтных ситуаций, которые в настоящее время имеются при наличии терминологической разноголосицы.

Большой резонанс в нашем обществе вызвал пакет законопроектов, касающихся условий ввоза в Россию из других стран облученного ядерного топлива для его временного технологического хранения или дальнейшей переработки. Понятна повышенная озабоченность в стране, переживаюшей трагедию Чернобыля и последствия ряда других крупных радиационных катастроф.

Наших сограждан тревожит перспектива дальнейшего увеличения объема радиоактивных веществ на территории страны. Естественно, что люди не хотят превращения России в свалку ядерных отходов. Поэтому депутатам пришлось с особым вниманием изучить все сопутствующие технологические, финансовые и иные аспекты этой проблемы перед принятием ответственных решений по данному пакету законопроектов. В конечном счете большинство депутатов 18 апреля поддержали принятие этого пакета во втором чтении. И это объясняется, видимо, тем, что в ходе обсуждения законопроектов на пленарном заседании Государственной Думы новый министр Российской Федерации по атомной энергии Румянцев заверил, что радиоактивные отходы будут доведены до нерадиоактивного состояния и никаким образом не изменят радиоактивный баланс в нашей стране.

Кроме того, министр сделал следующее официальное заявление (я цитирую по стенограмме): "Вся направленность этого проекта - чтобы взять радиоактивные отходы из-за рубежа и на заработанные деньги уменьшить то, что надо переработать у нас. Захоронения радиоактивных отходов не будет. И захоронения облученного топлива тоже не будет".

После таких заявлений нужно будет внимательно отслеживать, как все это будут претворяться на практике.

Важно и то, что в ходе обсуждения нового Федерального закона "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории" была принята важная поправка, предложенная депутатами. Ее суть в том, чтобы придать средствам, которые предполагается получить в результате внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом, строго целевой характер. Теперь 25 процентов этих средств будет направляться в те субъекты Российской Федерации, где будут проводиться соответствующие работы, а 75 процентов - на экологические программы.

В последнее время в кругах столичных политологов и в ряде средств массовой информации стало модным изображать нынешнюю Думу третьего созыва как абсолютно лишенную какой-либо самостоятельности и послушно следующую воле Президента и Правительства. Причем часто распространением этой версии занимаются те же самые политологи и журналисты, которые совсем недавно клеймили Думу второго созыва за то, что она была оппозиционно настроена к Президенту и Правительству. Так что на этих деятелей не угодишь, да мы и не стремимся к этому.

Если же говорить по существу вопроса, то действительно в последние год-полтора Государственная Дума поддержала многие законодательные инициативы Президента, направленные на укрепление общегосударственных основ в отношениях между федеральным центром и регионами, развитие законодательства о политических партиях и избирательной системы, законодательное закрепление государственных символов Российской Федерации. Постоянное рабочее взаимодействие по текущему законодательству осуществляется между Думой и Правительством.

Однако это совсем не означает, что у законодательной и исполнительной власти не возникает различных подходов к тем или иным вопросам государственной политики. Дума третьего созыва неоднократно отклоняла законопроекты, вносимые Правительством. В начале этого месяца Дума не согласилась с доводами, высказанными Президентом в отношении отклоненного им Федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Большинством в 314 голосов Дума преодолела президентское вето и повторно приняла этот важный закон в его прежней редакции.

В течение нынешнего года мы предполагаем рассмотреть несколько глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящее время трудится рабочая группа по согласованию позиций в отношении нового Трудового кодекса. Большие дебаты идут по проекту Уголовно-процессуального кодекса. Видимо, скоро депутаты будут рассматривать правительственный проект Земельного кодекса Российской Федерации. В целом, законодательная повестка Государственной Думы, как всегда, крайне насыщена и включает в себя многие вопросы, правовое регулирование которых представляет особую актуальность для всего нашего общества.

И наконец, в завершение еще одно соображение. По нашей инициативе сейчас разворачивается работа, условно говоря, по инвентаризации правового поля Российской Федерации. Активно проводятся "круглые столы" с участием специалистов профильных НИИ, университетов, академий.

Знаю, что в этой работе участвует и ваш научный коллектив. С вами поддерживают контакты и депутаты, и работники Аппарата, в частности, Аналитическое управление. Мы признательны за вашу отзывчивость. Но, думаю, будет правильным и, главное, полезным для нас и для вас, если ваша Академия примет участие в обобщении результатов этих "круглых столов", в подготовке конкретных рекомендаций и предложений по проведению итоговой Всероссийской научно-практической конференции. Мы настроены на совместную с вами работу.




23 апреля 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=303

Док. 330196
Перв. публик.: 23.04.01
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 318

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``