В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лидер движения `Россия`, председатель Государственной думы Федерального собрания РФ Геннадий Селезнев: Мы должны стать публичным, открытым, деятельным объединением Назад
Лидер движения `Россия`, председатель Государственной думы Федерального собрания РФ Геннадий Селезнев: Мы должны стать публичным, открытым, деятельным объединением
Уважаемые члены политсовета!

Прошло около четырех месяцев после первого съезда нашего Движения. Конечно, съезд провести не так трудно, а вот активно включиться в организационную работу и реализовать его решения - гораздо сложнее.

Вы сами внимательно анализируете, как сегодня живет страна, наблюдаете за ситуацией, которая складывается в мире, следите за отношениями, которые выстраивает Россия с мировым сообществом. Думаю, мнение у всех присутствующих на этот счет общее: Россия как единое федеративное государство наконец укрепляется. Строится крепкая Федерация. Именно Федерация, а не конфедерация, как это было в последний период правления Бориса Ельцина. Может быть, кому-то кажется, что нашей стране, следуя по пути укрепления государственности, приходится принимать слишком жесткие законы и решения, чтобы превратиться в цивилизованную Федерацию. Однако даже у скептиков не остается никаких сомнений: России необходимо единое правовое поле. Она должна жить и развиваться на основании единой российской Конституции, с учетом местных конституций или уставов, принимаемых в субъектах Федерации. И подавляющее большинство наших граждан решительно поддерживает такой курс - курс президента, курс парламента.

Конечно, проблем при этом меньше не становится. Наоборот, возникают новые разногласия: относительно распределения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, в связи с необходимостью внесения изменений в Конституцию, продолжения практики заключения договоров между субъектами Федерации и федеральным центром. Моя личная точка зрения заключается в том, что никаких специальных договоров между субъектами Федерации и федеральным центром быть не должно. Нужно более четко отразить в Конституции все вопросы, связанные с взаимодействием федерального центра и регионов. Особенно - те из них, которые отнесены к сфере совместного ведения. Это самые спорные проблемы, они поднимаются на заседаниях Государственного совета при президенте, звучат в стенах Государственной думы. Их задают и местные парламентарии, и местная исполнительная власть.

Первый год мы живем в условиях бездефицитного бюджета. Хотя я не считаю, что бездефицитный бюджет должен быть самоцелью. Сегодня не он является показателем стабильности и устойчивости наших финансовых рынков, нашей финансовой системы. Более того, минимальный дефицит бюджета мог бы, на мой взгляд, стимулировать развитие экономики, способствовать тому, чтобы этот дефицит был сокращен, а значит - улучшить экономические параметры по всем показателям.

На будущий год правительство будет представлять в Государственную думу новый вариант проекта бездефицитного бюджета. Как вы слышали, в Послании президента отмечено, что этот бюджет будет состоять из двух частей. Один бюджет - основной. Его задача - удовлетворение всех федеральных нужд: традиционный бюджет. Второй бюджет - его в народе называют "фонд будущих поколений" или же страховой бюджет - намечается формировать за счет поступления дополнительных средств, не учтенных в бюджете, но которые могут появиться при условии удачной конъюнктуры цен на мировых рынках. Эти средства и составят страховой бюджет. Он позволит в условиях любых катаклизмов не обрушить экономику, не повторить август 1998 года, а станет государственным фондом, используемым при особых условиях и по особым правилам. Эти правила предполагается утвердить специальным постановлением правительства. Я же сторонник того, чтобы эта финансово-экономическая новация была описана в специальном законе, поскольку в России практика страховых бюджетов используется впервые. А парламентарии должны следить за каждой государственной копейкой.

В последнее время в России наблюдается определенная политическая стабилизация. Думаю, вы это чувствуете и на местах. Сегодня у людей есть желание активно жить и работать. Лично для меня это подтверждают и командировки в Ханты-Мансийский округ, Тюменскую область, Пермь, Санкт-Петербург, другие регионы. Но общество хочет твердо знать, что никаких очередных радикальных изменений не будет и особенно в нашем законодательстве, в нашей налоговой системе. Налоговая система должна давать больше "кислорода" хозяйствующим субъектам. Налоги должны стимулировать развитие предприятий, способствовать появлению новых промышленных структур, развитию малого и среднего предпринимательства. Правительство излагало свое видение этих вопросов на встрече председателя правительства с руководством Государственной думы. Договорились - будет во многом упрощена система регистрации компаний, сокращено число видов лицензируемой деятельности, в целом пойдет процесс "разбюрокрачивания" всей нашей экономики.

Единственный вопрос, где государству пока не удается найти решение в полном объеме, - социальная сфера. Цель нашего Движения - реализация 7-й статьи Конституции, создание социального государства в России. Это, пожалуй, самая трудная задача, которую мы на себя взвалили, потому что построить социальное государство сразу нельзя, на это должны уйти годы и годы умной политики. К сожалению, сегодня отмечаются и некоторые другие тенденции в деятельности правительства. Формируется субсидиарное государство, где чаще говорят о субсидиях и льготах для тех или иных категорий граждан, чем о социальной политике в целом. А это нарушение Конституции, что никак нельзя допустить.

В этом отношении мы ведем полемику с правительством. Наше Движение должно убежденно отстраивать свои социальные программы, особенно на местах, в субъектах Федерации. Потому что социальное государство - наш флаг, с этим флагом движение "Россия" и было воспринято обществом. Именно на этом направлении нам нужно усилить и теоретическую, и аналитическую работу, чтобы еще и еще раз продемонстрировать нашу концепцию, идеологию Движения.

Сегодня большинство вопросов находит решение непосредственно в субъектах Федерации. На это направлена и работа органов местного самоуправления, и местных законодательных собраний, и деятельность администраций. Поэтому важнейшая задача наших региональных отделений - найти общий язык со всеми этими структурами, влиять на политику, которая осуществляется на местах, в том числе и через местные парламенты. Отрадно, что у нас все больше и больше территорий, где создаются внефракционные депутатские группы с названием "Россия", или же самостоятельные организации Движения. Думаю, в ближайшем будущем даже такой крупный город, как Санкт-Петербург, в своем Законодательном собрании тоже будет иметь межфракционную группу "Россия".

Вы знаете, что в целом ряде регионов прошли муниципальные выборы, в которых наши представители участвовали весьма достойно. Семьдесят пять процентов депутатов Законодательного собрания города Дзержинска Нижегородской области - сторонники движения "Россия". Работа по созданию межфракционных образований или непосредственных депутатских групп, фракций Движения ведется и в целом ряде других регионов. Но хотелось бы, чтобы эти группы и фракции не только носили "наше" название, но и по содержанию отвечали благородным целям, которые преследует "Россия".

Вы видите, как активно идет структурирование различных партий, движений. Цель принимаемых решений - более организованно и мощно подойти к будущим выборам в Государственную думу. Распускается много слухов, что выборы могут быть досрочными. Мое мнение: никаких оснований для досрочных выборов сегодня нет. Могу вам совершенно определенно сказать, что ни президент, ни правительство также не выступают за проведение досрочных выборов. Скорее всего об этом мечтают те политтехнологи, которые не могут жить в спокойном обществе. Им нужно обязательно заваривать какую-то кашу, вбрасывать идеи, которые начинают будоражить общество. Действительно, назревшие досрочные выборы чаще всего - результат глубокого кризиса в государстве. А сейчас такого кризиса у нас нет.

Недавно в Государственной думе создан Координационный совет. Так называемая "четверка". В него вошли представители фракций "Единство" и "Отечество - Вся Россия", депутатских групп "Народный депутат" и "Регионы России". Это - нормальная внутридумская работа, здесь нет никакой политической сенсации. Вчера в разговоре с президентом я сказал, что при обсуждении законов в Государственной думе могут складываться и тройки, и четверки, и шестерки, и даже девятки.

Результаты голосования по тому же конституционному закону "О чрезвычайном положении" показывают, что фракции поняли значимость подобного закона и, не имея никаких специальных координационных советов, консолидированно голосовали и за него. Примером единой позиции депутатов может служить и принятие наших конституционных законов по государственной символике. Несмотря на сопротивление отдельных депутатов некоторых фракций, все-таки была общая воля, было общее согласие. И конституционные законы приняты. А механизмы согласования позиций по наиболее принципиальным законам всегда имелись в Государственной думе.

Скоро начнем рассматривать законы, связанные с судебной реформой. В них очень много сложных вопросов. Вчера получили девять рабочих вариантов этих документов. Они будут изучаться предварительно во всех девяти фракциях. Президент впервые направил их для обсуждения в Думу, не внося официально в парламент. Это еще один новый механизм подготовки законов. Если по каким-то поправкам фракции договорятся, то новые проекты, которые внесет президент, будут учитывать эти согласованные позиции.

"Внутренние" технологии законотворчества постоянно совершенствуются. И задача состоит в том, чтобы не создавать искусственных конфликтов. Надо, чтобы любой наиболее принципиальный закон был обсужден всесторонне. Чтобы услышан был голос и тех, кого называют проправительственными депутатами, и тех депутатов, которые находятся в оппозиции. С помощью технологий парламентской работы - и в этом их главная ценность - пытаемся учесть интересы разных социальных слоев населения, избравших своих представителей в Государственную думу. Поэтому - и поэтому тоже - так сложно идет подготовка кодекса законов "О труде". Когда у нас было шесть вариантов, мы создали рабочую группу, в которую вошел 41 человек. Там представлены депутаты Государственной думы всех фракций, члены Совета Федерации, профсоюзы, представители промышленников и предпринимателей. Пока работала комиссия, был внесен еще один, седьмой, вариант Кодекса. Ясно, это будет очень сложный закон. Но сам ход его обсуждения в прессе, как в центральной, так и в местной, участие в его совершенствовании различных политических движений и партий - хороший показатель здоровья нашего общества. Власть не навязывает принятие того или иного закона, а обсуждает этот закон, ищет компромиссы.

Вы видите: "Медведь" сливается с "Отечеством". Образован общий штаб для создания единой партии. Я думаю, у них будет еще немало организационных сложностей, так как и то, и другое движение сначала должны будут самораспуститься. Но их последующее слияние - это подготовка к будущим выборам, потому что у представителей "Единства" и ОВР есть желание создать мощное избирательное объединение, которое приблизит число мандатов их фракции к половине голосов в Думе.

Активизировался, как вы знаете, и Союз правых сил. Правые уже сделали амбициозное заявление, что намерены взять не менее четверти мандатов в будущей Государственной думе.

Не дремлем и мы, движение левого центра, хотя меня встревожила одна тенденция. В свое время я уже рекомендовал некоторым представителям правоцентристского крыла, стремившимся переманить голоса сторонников левого центра, оставить это напрасное занятие. Левый центр уже занят. Поэтому когда слышу из уст известных политических фигур, что они - "движение левого центра", предупреждаю общество: это не так. В то же время подобные заявления являются звонком. Нам нужно основательнее осваивать нишу левого центра. Это может быть мощная сила - Союз Компартии Российской Федерации, "России", Аграрно-промышленного союза и части Аграрной партии - база, которая охватит городских и сельских избирателей, представителей разных слоев общества. И здесь самое главное, чтобы наши сегодняшние и будущие программы, с которыми пойдем на выборы, не носили прожектерского характера, а были конкретны и понятны людям.

Надо, чтобы каждый избиратель отчетливо понимал: движение "Россия" стремится получить достаточное количество мандатов только во имя важнейшей социальной цели - реализации 7-й статьи Конституции Российской Федерации. Поэтому нам нужно шире общаться со средствами массовой информации. Надо, чтобы нас узнавали. Надо создавать больше информационных поводов, чтобы прессе х о т е л о с ь о нас писать. Мы не должны быть скучными, монотонными. Если проводим какое-либо мероприятие, оно должно вызывать интерес у журналистов. Сегодня можно находить общий язык со средствами массовой информации. Поверьте мне, средств массовой информации, которые готовы объективно освещать политическую жизнь всех партий и движений, существующих в России, - немало и в центре, и в регионах. Поэтому очень надеюсь, что в исполкоме нашего Движения будет в конце концов создана служба, которая сумеет наладить нормальные контакты с прессой, начнет разрабатывать все необходимые технологии для того, чтобы мы были узнаваемы, чтобы мы были понятны, чтобы мы были доступны, чтобы мы не представляли из себя движение "подпольщиков", которое не найти, в которое не дозвониться. Мы должны становится публичным, открытым, деятельным Движением!

К сожалению, внимательно проанализировав социальные программы, которые обсуждали на съезде, а также позицию исполкома, увидел и немало пропагандистской шумихи. Большинство программ технологично не разработано, их очень трудно довести до реального человека, ради которого эти программы и созданы. Считаю, что нашей аналитической группе, членам политсовета и исполкома, ответственным за реализацию социальных программ Движения, необходимо сделать акцент как раз на выработке технологий их осуществления. На протяжении трех последних месяцев ничего подобного от исполкома добиться было невозможно.

Важно понять, что мы не ставим перед собой цель заниматься пиаровской кампанией по раскручиванию движения "Россия". Наша цель - через использование новых технологий добиться р е а л ь н о г о улучшения жизни различных социальных групп населения. Пусть пока даже не по всей России. Пусть это будет покамест в одном, двух, трех регионах. Пусть это будет при сотрудничестве с губернаторами, с местными законодательными собраниями, с муниципальными органами власти. Если, скажем, успешно реализуются программы "Школьный компьютер", или "Социальная аптека", или "Народный собес" - это уже замечательно. И хорошо бы, чтоб люди знали, что они предложены именно движением "Россия". Если программа, предложенная движением "Россия", сегодня реализуется в нескольких субъектах Федерации, то впоследствии она может "пойти" и в других субъектах Российской Федерации.

Мы погорячились, когда на съезде приняли большое количество программ. Их осуществление - задача, по меньшей мере, на десять лет. Поэтому у меня есть предложение политсовету, Исполкому: сократить число программ до трех-четырех вместо двадцати. Еще раз повторяю, не должно быть популизма. Играть на социальном поле безнравственно. Мы просто не имеем на это права. Сегодня социальные проблемы в России - слишком острая тема и построение социального государства - самая непростая задача. Но коль мы взвалили на себя эту ношу, то должны честно ее пронести и честно сделать все, что мы можем сделать.

Убежден: нам хватит сил.

Я бы хотел, чтобы наши региональные организации побыстрее зарегистрировались. Тут нет сложностей, нам никто не чинит никаких препятствий, нужно просто немножко настойчивости. Я бы также хотел попросить наши региональные структуры прекратить "борьбу за власть" внутри Движения. Одни структуры раньше о себе заявили, другие позже. Увы, на организационном этапе подобные амбиции просто неизбежны. Но сегодня, по прошествии полугода, мы должны сказать: "Хватит". Должны совершенно четко определиться, каков состав бюро или президиума региональной организации, кто является лидером региональной организации, как соединить воедино все наши силы.

Дорогие лидеры, вы не должны быть "невидимками". Вы должны быть на виду. И если вас не знает губернатор или председатель законодательного собрания, значит, простите, в политике вы никто. Пусть кого-то это, может быть, и обидит, но так в п о л и т и к е работать нельзя. Если вы "варитесь" только в узком кругу друзей и никуда не выходите за этот круг, значит, мы ошиблись, дав вам право руководить региональной организацией. Вы должны знать болевые точки своего региона, находить аналитиков, помощников, которые способны оказать поддержку в реализации тех или иных программ Движения на местах. Ведь мы поставили перед собой задачу действовать не только в пределах Садового кольца.

Задача исполкома - обеспечивать всех методическим материалом, регулярно проводить семинары и конференции. Мы уже начали эту работу. И обязательно ее продолжим. Не сомневайтесь, вы получите помощь из Москвы: и консультациями, и советом, и необходимой методической литературой. А самое главное - знаниями специалистов, которые умеют эти программы осуществлять.

Думаю, вы не станете обижаться на критичный тон моего выступления, поскольку прошла пора, когда мы себя только подбадривали: нас, мол, много, нас любят в народе, к нам люди тянутся. Давайте этой внешней стороной деятельности больше не увлекаться и не убаюкиваться. Погрузимся поглубже, внутрь, для того, чтобы и первичные организации, и организации в субъектах Федерации, и муниципальные организации в конце концов выстроились в совершенно определенную структуру. Чтобы мы могли точно знать: работают ли в том или ином регионе наши активисты и работают ли они только в центре области, или добрались уже и до поселков, до глубинки - вот огромная задача, которую труднее всего осуществить.

Мне бы хотелось также, чтобы вы сосредоточили свой интеллектуальный, организационный ресурс и на более активном взаимодействии с наиболее "интересным", перспективным для нас спектром населения. Мы, в частности, еще по-настоящему не вошли в вузы, в научные коллективы, хотя наша молодежная секция работает довольно интересно. Женская секция также начинает свою деятельность и надо, чтобы они доходили и до малых городов, работая с той же ассоциацией малых городов России.

Сегодня в таких крупных научных центрах, как Санкт-Петербург довольно много молодежи, представляющей самые разные вузы города и являющейся в разной мере участниками движения "Россия". Но надо, чтобы такая работа велась не только в отдельных городах, не только в столичных центрах, а повсеместно. Да, к нам тянутся. Тянется вузовская профессура, преподаватели, студенты, старшекурсники, которые завтра получат дипломы и выйдут в большую жизнь. Они бы тоже хотели политически определиться - с кем строить жизнь в дальнейшем. Поэтому давайте постараемся быть рядом с ними, чтобы можно было сделать их - и их тоже - активными сторонниками не просто нашего политического Движения, а сторонниками, сподвижниками реализации идей и технологий, которые мы предлагаем.

На этом и хотел бы завершить свое выступление. Уверен, нам хватит сил, характера, организационных, интеллектуальных способностей, чтобы на следующем заседании политсовета звучало больше адресов конкретных дел, чтобы мы могли называть не единичные успехи, скажем, в организации выборной кампании отдельных муниципальных образований некоторых субъектов Федерации, а представить куда более широкую и оптимистичную картину деятельности движения "Россия" в стране.

Признателен всем, кто приехал на заседание политсовета, и убежден, что, вернувшись на места, каждый из вас будет работать так, как мы и решим сегодня.



Заседание Политсовета Движения "Россия"
31 мая 2001 года
http://www.seleznev.on.ru/newsfull.asp?id=304

Док. 330195
Перв. публик.: 31.05.01
Последн. ред.: 03.07.07
Число обращений: 291

  • Селезнев Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``