В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Семенов: `Депутат - не герой, но...` Назад
Михаил Семенов: `Депутат - не герой, но...`

За время профессиональной политической жизни иные наши деятели успели побывать и на важных постах, и в оппозиции, а некоторые даже перейти из профессионалов в разряд любителей. Андрей Климов все эти годы рос в плане карьерном. Возможно, потому, что не вступил ни в одну партию (и, как говорит, пока не собирается), старался вести самостоятельную игру. На каждуюпроблему у Климова - политика и ученого (сейчас он пишет докторскую диссертацию) - свой собственный взгляд, свое, иногда неожиданное мнение.

Недавно депутат Государственной Думы побывал в редакции "Звезды", где ответил на вопросы журналистов.

- Андрей Аркадьевич, коммунисты Коми округа недовольны кадровой политикой нового главы автономии Геннадия Савельева, который пригласил на работу в администрацию жителей Перми. Во всем обвиняют вас...

- Когда мы поддерживали Савельева на выборах, то поддерживали в первую очередь его программу. Выполнять ее планировалось с привлечением специалистов из-за пределов округа. Местные коммунисты не соглашались с этим ни тогда, ни сейчас. Округ находится в очень тяжелом положении и, если мы будем полагаться только на внутренние ресурсы, в том числе и кадровые, то это ничем хорошим не кончится. Привлечение компетентных людей позволит нам быстрее двигаться вперед. При этом я не сказал бы, что все нынешние кадровые назначения идеальны. Вообще, существует некоторое смешение понятий. Есть глава округа, который назначает специалистов, и есть депутат Государственной Думы, который участвует в этой работе на стадии обсуждения. Разумеется, я в курсе происходящего. Но говорить о том, что все назначения в округе делаются по какому-то моему приказу - абсурд!

Геннадий Савельев известен как принципиальный политик, очень твердый в своих мыслях и убеждениях. Ему очень сложно что-то навязать. В этом убедились многие даже на федеральном уровне.

- Что вы можете сказать о новом представителе главы округа в Совете Федерации?

- В назначении Оганеса Оганяна нет ничего необычного, поскольку он был моим помощником по работе в Госдуме, а затем представителем округа при Правительстве России. Он - доктор наук и очень сведущий в экономических и политических делах человек. Достаточно сказать, что один из его нынешних помощников - бывший заместитель начальника управления внутренней политики администрации Президента России.

- А как вы оцениваете первые шаги нового губернатора области?

- Они достаточно логичны. Вполне понятно, что Юрий Трутнев привел свою команду из мэрии Перми. Понятно назначение Чиркунова в Совет Федерации.

Кстати, мы с Олегом Анатольевичем уже установили тесный контакт. Мне представляется, что с новым губернатором представители Коми округа в Федеральном Собрании смогут конструктивно работать.

- На выборах 2000 года и в области, и в округе говорилось о необходимости усиления интеграции - вплоть до объединения. Но после выборов об этом стали говорить не с таким жаром, как раньше. С чем это связано?

- Интеграцию иногда путают с каким-то единовременным мероприятием. Условно говоря, взяли ластик - стерли границы! Или взяли бюджет Пермской области и его средства загрузили в Коми округ, чтобы решить все проблемы. Первое достаточно нелепо, потому что округ и так является частью Пермской области, имеющей особые права. Второе неприемлемо, потому что если даже весь бюджет развития области направить в Коми округ, то его не хватит, чтобы покрыть текущие проблемы автономии.

Существующий статус автономии позволяет округу получать из федерального бюджета порядка 800 миллионов рублей ежегодно. Уберем мы этот финансовый поток, и область останется один на один с проблемами округа. Кстати, в Москве есть желающие поступить именно так. Сам я за интеграцию области и округа. В правовом отношении мы все подготовили. Можем уже сегодня проводить совместные заседания Законодательных собраний. Это практически прообраз двухпалатного парламента. Губернатор и Законодательное собрание области имеют право законодательной инициативы в округе и наоборот. Мы даже можем создавать совместные внебюджетные фонды и консолидированный бюджет. В начале марта, я надеюсь, будет подписан трехсторонний договор между республикой Коми, округом и областью. А там - целый ряд проектов. Тот же Белкомур. Есть очень серьезный проект с освоением нефтяных месторождений, другие вопросы. А вообще интеграция - длинная история, ведь округ значительно отстал от области.

- Как вы оцениваете феномен екатеринбуржца Анфалова на выборах главы округа?

- Самого по себе феномена Анфалова не существует. Существует феномен екатеринбургской группы "Мир. Труд. Май". Это довольно мобильная, хорошо организованная группа политиков, которая живет по принципу наемных войск. Она - как пишут: за серьезное вознаграждение - решает проблемы, связанные с выборами. Люди получают заказ и в меру сил пытаются его претворить.

- И кто был заказчиком?

- В случае с Коми округом - банкиры. Заказ был сделан на два места в Совете Федерации. Этих людей мы знаем. Насколько я слышал, проект первоначально был оценен в 1 миллион 200 тысяч долларов. Похоже, на самом деле пришлось потратить значительно больше. Сейчас исполнителям нужно каким-то образом выходить из ситуации, поэтому, я полагаю, они ищут подходы к выборам в Законодательное собрание. Между прочим, в областное - тоже. На выборах главы округа в ход пошло все! Начиная с обещания, что как только Анфалова выберут, все безработные получат работу. Появилась даже странная фирма, которая вела запись людей на работу. И по сто рублей в виде аванса выдавала! То есть происходил подкуп в чистом виде. Приходили некие юристы, которые "правильно" пересчитывали пенсию и объясняли людям, как их якобы обманывают нынешние власти. Потом возмущенным гражданам предлагалось помитинговать немножко у социальных ведомств. Противники Геннадия Петровича даже бомжей из Перми привозили на автобусе в Кудымкар, там оставляли на площади и обещали: "Деньги "за беспокойство" получите в штабе Савельева". Бедолаги шли в штаб, это все тут же снималось на камеру и выдавалось как "факт" в антисавельевской пропаганде. Использованы были, в общем-то, известные заготовки, но концентрированы они были очень сильно. На территории округа работало около тысячи приезжих специалистов. Они закрепились практически в каждой деревне, и поэтому бороться с такой компанией было очень непросто. Особенно когда анфаловцы в последний момент заключили союз с Полуяновым и попытались объединенными усилиями что-то сделать. Но, как известно, проиграли.

- Скажите, намного ли улучшилась в округе жизнь за время вашего депутатства в Госдуме?

- Депутат - не герой и не бог! Что он может сделать? Он может сделать так, чтобы тот или иной объект попал в перечень федеральных программ. Например, из-за беспечности прежней администрации округа программа его социально-экономического развития на этот год не была включена в федеральный бюджет. Я за два месяца решил эту проблему таким образом, что строка в бюджете была не только восстановлена, но и появился ряд новых объектов, в том числе выделены ассигнования на строительство газопровода. Это было очень непросто сделать! Но Климов в одиночку не будет с лопатой в руках строить этот газопровод. Есть новая администрация, которая должна организовать работу.

Печальный случай с программой развития округа - не единственный. В столе одного из бывших замов Полуянова были обнаружены документы о проведении фиктивных работ. Куда ушли деньги - неизвестно! Сейчас мы разбираемся: что это такое - черновики или вещдоки? Я не хочу никого огульно обвинять, но мне кажется, что многие проблемы округа произошли или из-за воровства, или из-за ротозейства некоторых деятелей. И для того, чтобы почистить эти конюшни, тоже нужно какое-то время. Что сегодня реально сделано? Почти в два раза увеличена финансовая помощь округу. Это - факт! Текущее финансирование почти всех программ ведется в полном объеме. Я не хочу сказать, что это - целиком моя заслуга, но без моих действий, наверное, всего бы этого не произошло.

Вообще, к преобразованиям нужно относиться аккуратно. Следует учитывать, что в округе население неоднородно. Есть те, кто, начитавшись книг и насмотревшись фильмов, хотел бы жить, как в Нью-Йорке.

Другие же хотят жить привычным укладом их отцов: охотиться, рыбачить. Они искренне выступают против развития промышленности, транспорта. И с этой, надо сказать, немалой частью населения тоже нужно считаться, уважать ее интересы.

Не будем забывать о том, что 60 процентов населения округа - коми-пермяки. Народ со своей самобытной историей. В Оксфордском университете, где я читал лекции, есть глобус средних веков. На нем изображена маленькая Russia и раза в два больше - Perm the Great. Если вы посмотрите на герб Перми, на нем присутствует княжеская корона, то есть Пермь Великая была княжеством. Все это было, и с этим люди жили тысячелетиями. Наше смутное время - относительно короткий исторический период. Поэтому приходить в округ только с прямолинейными решениями опасно. К сожалению, в Нижнем Новгороде и в Москве не все это понимают. Технократические подходы, рожденные внутри Садового кольца или в каком-то заумном центре, бывают не всегда уместны на практике.

- Как вы считаете, вы в российском парламенте - человек заметный?

- Во всяком случае мою фамилию уже точно запомнили во всех самых высоких инстанциях. Это и хорошо, и плохо. Плохо, потому что за твоей деятельностью следят порой больше, чем хотелось бы. И "видят" иногда то, чего нет. Не люблю быть в центре разных интриг. А, увы, случается.

- Каким вы видите ваш служебный потолок? Кем бы вы по максимуму хотели?

- По крайней мере, точно не Президентом России.

- Почему?

- Я лично знаю человек 50, которые видят себя в этой должности. Если каждый из них будет править по десять лет, то, как минимум, 500 лет придется подождать. Вот мне все говорили, что я в правительство уйду. Была такая возможность, но я от нее отказался и даже не рассматривал всерьез. Потому что как только депутат уходит в правительство, то он перестает быть политиком. Он становится менеджером государственной структуры. То же самое происходит, если он занимается бизнесом и при этом еще сидит в парламенте. В таком случае он уже не профессиональный политик, а политиканствующий бизнесмен. Для него политика - форма бизнеса. У меня нет чисто должностных планов, но, конечно, мне бы хотелось быть политиком, к мнению которого прислушиваются в федеральном масштабе и который может решать вопросы очень серьезные и значимые для страны.
http://www.klimow.ru/newstext/

Док. 330029
Перв. публик.: 22.03.01
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 457

  • Климов Андрей Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``