В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Разброс мнений по вертикали Назад
Разброс мнений по вертикали

Как и ожидалось, на пленарном заседании Госдумы в пятницу развернулась бурная дискуссия вокруг президентского законопроекта об изменении системы выборов губернаторов. Звучали самые разные оценки законодательной инициативы главы государства: от страстного одобрения до яростного неприятия.

Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, заместитель Председателя ГД (ЛДПР):

- Наша фракция поддерживает этот закон, хотя он и слабый. Но мы его, с другой стороны, критикуем. Сегодня губернатора избирает народ, но не надо говорить о том, что это народовластие. Где, в какой стране мира власть принадлежит народу? Нет такой страны и никогда не будет. Соберите народ на любой площади - и начнется базар: у кого детей нет - те против строительства детской площадки, у кого нет автомобиля - те против строительства автостоянки, строить больницу не надо - воздух плохой рядом...

Никогда народ не сможет выработать ни одного решения. Ведь губернатор, когда его избирает народ, полностью зависит от местных структур, от мафии, от чиновников, от политических партий, от избирателей. Он ничего не может делать. Он всего боится. Он живет только выборами: рассчитывается за предыдущие выборы, готовится ко вторым выборам, пытается остаться на третий срок. Он пытается отгородиться от уголовной ответственности, потому что он постоянно нарушал закон, чтобы сохранить свою власть. Он оккупирован в своем кабинете, он ничего не мог делать.

И сейчас мы ошибку совершаем в том, что привязываем его к местному парламенту, потому что и местные депутаты пытаются захватить власть в свои руки, они обманывали и подкупали избирателей. С одной стороны, мы правильно укрепляем власть Президента, а с другой - мы даем возможность губернаторам и этих тридцать человек подкупить... Поэтому надо поддержать этот законопроект и в перспективе внести поправку о прямом назначении губернаторов и всей жесткой вертикали власти. Только так мы выведем страну из кризиса, и все будет у нас хорошо.

Дмитрий РОГОЗИН, член Комитета ГД по международным делам, лидер фракции "Родина":

- Говоря о президентском законопроекте, надо говорить не о том - назначать или не назначать губернаторов, а о том - как сделать, чтобы государственная система России была устроена так, чтобы в стране не было войн и прежде всего внутренних войн, разрывающих территорию единой государственности по искусственно проведенным национальным границам. Это же "матрешечная" федерация! Эта государственность смехотворная и лоскутная: ведь есть государство, а внутри него другие государства, которые заключают с большим государством соглашения двустороннего характера. Смешно! Поэтому для патриотов России сегодня предложение Президента не конъюнктурно, оно не связано с укреплением личной власти конкретно Путина. Это большая глупость - принимать законы под конкретного человека. Идея законопроекта правильная, а исполнение крайне убогое. Что это за разговорчики такие: мол, давайте примем этот закон на ближайшие 10 лет. Мы принимаем решение о государстве, а не о фамилиях, которые должны стоять во главе этого государства. Поэтому не на 10, а на 100 лет мы должны принимать данный законопроект.

Андрей КЛИМОВ, член Комитета ГД по делам Федерации и региональной политике ("Единая Россия"):

- Уже при нынешней Конституции в России несколько лет существовала система с назначенными губернаторами. Причем без согласования с какими бы то ни было органами представительной власти. Была также несколько лет смешанная система, когда, с одной стороны, были назначенные губернаторы, а с другой - избранные. Поэтому ничего принципиально нового в том, что сегодня предлагается, с формально-правовой точки зрения - нет. Президент согласно Конституции обеспечивает согласованное функционирование всей государственной власти, а не только власти федеральной...

Мои коллеги любят ссылаться на историю. Так вот история вопроса. Как известно, в Российском государстве вертикаль власти, причем жесткая вертикаль, существовала с XIV века. И 600 лет подряд государство не только укреплялось, но и последовательно расширялось со скоростью 102 квадратных километра в сутки. А потом в конце 80-х годов было принято решение - эту вертикаль сломать. И мы начали избирать даже директоров предприятий на собраниях трудовых коллективов. Что случилось через два года? Советский Союз - огромная держава - распался.

Вот, пожалуйста, результат отсутствия той самой жесткой вертикали власти. Вертикаль явно способствует укреплению единого правового пространства. Президент как гарант Конституции обязан обеспечить право любого человека на единообразие соблюдения его прав не только в Москве, но и в любом уголке России. К сожалению, сегодня в стране действует какое-то другое право, отличное от нашего - российского. И это необходимо поправить.

Мы много раз рассуждали о фильтре, который позволяет оградить власть от случайных людей, проходимцев, жуликов и так далее. Прописать это в законе невозможно, но сделать этот фильтр через орган, который имеет всю необходимую информацию, это вполне эффективно и правильно. Именно при жесткой вертикали власти легче исправить кадровую ошибку. При выборной технологии это сделать гораздо труднее. А ведь если один депутат из 450 погоды не делает, то единолично управляющий территорией человек, безусловно, такую погоду может сделать.

Иван МЕЛЬНИКОВ, член Комитета ГД по образованию и науке (КП РФ):

- Этот законопроект нельзя рассматривать вне контекста тех действий, которые уже предприняла власть на пути реформирования политической системы. Напомню, что было сделано за последнее время. Власть пытается уничтожить любую оппозицию, заполняя политическое поле своими собственными партиями, проектами, декларации которых прямо противоположны их реальным поступкам. В эту же политическую цепочку вписывается и закон о назначении губернаторов. Этот закон давно сочинили в Кремле и цинично воспользовались бесланской трагедией, чтобы осуществить свой план. Мы не поддерживали и не поддерживаем политический курс власти. Мы не можем поддержать и этот нормативный акт как знаковую часть этого курса. Мы убеждены: все то, что власть называет укреплением государства, на самом деле является укреплением власти ради власти...

Этот законопроект лишает граждан еще одного важнейшего права - права на осуществление своей власти путем выборов глав регионов. И не стоит заблуждаться по поводу роли законодательных собраний, которые якобы будут принимать решение. Им отводится формальная роль. Ведь в случае двукратного отклонения представленной Президентом кандидатуры глава государства получит право распускать региональный парламент. Таким образом, данный законопроект в явном виде закрепляет механизм давления на депутатов.


http://www.klimow.ru/publictext/

Док. 330009
Перв. публик.: 02.11.04
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 399

  • Климов Андрей Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``