В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Климов: верховенство закона - вот что может помочь России преодолеть последствия кризисов Назад
Андрей Климов: верховенство закона - вот что может помочь России преодолеть последствия кризисов

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий". Его подготовил Комитет по делам Федерации и региональной политике. У документа не простая судьба. Был он задуман еще депутатами второго созыва, в первом чтении принят почти два года назад. А затем авторы получили отрицательный отзыв от правительства, президента страны. Последнее бывает редко. Обычно Кремль не дает письменных заключений после первого чтения. Инициаторам документа все же удалось, путем длительных переговоров, снять основные претензии кремлевских экспертов. В чем же суть закона, отчего он встречает столь упорное сопротивление исполнительной власти? Об этом рассказывает один из авторов документа, заместитель председателя депутатской группы "Регионы России", член Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Андрей Климов.

- Прежде всего, начнем с понятия "депрессия". В мире давно и хорошо известно: каждый экономический район может переживать несколько стадий. Скажем, нашли на Урале уголь, стали разрабатывать. Месторождение дало жизнь многим шахтам, поселкам, городам. Были созданы десятки тысяч рабочих мест, социальная инфраструктура. Люди имели неплохую зарплату, другие материальные льготы, территория бассейна развивалась. Но вот запасы угля истощились, других равноценных природных ископаемых здесь нет. И регион из преуспевающего быстро превратился в депрессивный, зачах.

Именно так обстоят сегодня дела в Кизеловском угольном бассейне, расположенном, кстати сказать, в центре индустриально развитой Пермской области. И сама она, без посторонней помощи, не в состоянии эффективно справиться с этой проблемой. Еще пример. В 70-80-е годы прошлого века Коми-Пермяцкий автономный округ был одним из крупнейших центров лесозаготовительной промышленности СССР. Ежегодно здесь добывали до 5 млн кубометров древесины. Бревна сплавляли по рекам, и вся производственная инфраструктура ориентировалась на так называемый молевой сплав. В начале 90-х сплавлять лес в нашей стране запретили, иных доступных транспортных артерий тут не оказалось, и собственных баз переработки древесины тоже не создали.

Рыночные отношения сделали эту отрасль для округа неконкурентоспособной из-за огромных транспортных издержек. И вот буквально за несколько лет здесь пятикратно сократились объемы промышленного производства. Богатые лесные поселки, из которых еще недавно люди летали в большие города "послушать оперу" или "попить пивка", превратились в зоны социального бедствия.

Из-за непродуманной конверсии депрессивными стали высокоразвитые в недалеком прошлом города - центры военной промышленности.

Приведенные выше случаи показывают, сколь различны причины превращения цветущей территории в депрессивную. Болезнь может захватывать как субъекты Федерации, так и отдельные города, поселки. Может она появиться и на "стыке" регионов, что наблюдаем сегодня в областях Центральной России.

Очаги такие возникали и в советское время, периодически появляются даже в самых высокоразвитых странах мира. С каждым таким случаем государство разбирается отдельно, принимает соответствующие меры.

Депрессивные территории часто путают с дотационными, отсталыми. Потому что внешние признаки очень схожи. Однако различать их необходимо хотя бы для того, чтобы знать, как лечить. Дотационные - во многом продукт финансовых расчетов между центром и территориями. Допустим, в региональном бюджете не хватает доходов. Область, край становятся реципиентом. Ситуация такая возникает не только по причинам экономическим. Ее могут спровоцировать изменения в налоговом законодательстве. Так что теоретически можно "пустить по миру" даже Москву или какой-нибудь нефтяной оазис.

Отсталые, в отличие от депрессивных, таковыми являются многие годы, в силу причин географических, исторических, иных. Отсюда вывод: депрессивность, дотационность и отсталость нужно преодолевать различными способами. Регионы, подверженные депрессии, при прочих равных условиях имеют больше шансов перейти к устойчивому развитию. Некоторым из них необходима целевая, комплексная поддержка на федеральном уровне. Тогда общее число проблемных территорий сократится, следовательно, меньше будет регионов, требующих систематической поддержки из государственного бюджета.

В своем законопроекте мы предлагаем систему определений, принципов, критериев, позволяющих выявить депрессивные территории. Причем не все (их достаточно много), а выборочно. Во-первых, те, что не в состоянии без федеральной поддержки преодолеть кризис. Во-вторых, способных встать на ноги при определенной помощи в разумные сроки (от 3 до 8 лет). Законопроект предполагает обязательность участия в этом деле, на основе единой программы, органов государственной власти регионов, местного самоуправления.

Законодатель, конечно, не в состоянии дать исчерпывающее определение депрессивной территории, утвердить раз и навсегда необходимые методики, списки нуждающихся в федеральной поддержке. Это - прерогатива правительства России, конкретных министерств и ведомств. Но закон обязывает ежегодно информировать Государственную Думу о состоянии дел, составлять и утверждать списки депрессивных территорий, которым требуется федеральная поддержка, устанавливает основные ориентиры на этом пути.

Полагаю, закон способен в значительной степени сделать такую поддержку более прозрачной, объективной, эффективной. Наши оппоненты иногда говорят: он якобы затратный. Это не так. Средства для лечения от депрессии предлагается рассчитывать на основании индивидуальных программ. Далее с разбивкой по годам они будут утверждаться Государственной Думой в ходе обсуждения и принятия бюджета на очередной год. То есть предлагаемый документ упорядочивает процесс государственного финансирования, что в какой-то степени само по себе ведет к экономии средств.

В ходе длительной конструктивной работы со специалистами администрации президента, членами Экспертного совета Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике мы сняли противоречия, которые были в первом варианте. Так что на пленарном заседании при обсуждении закона во втором чтении со стороны представителя главы государства не поступило в наш адрес ни одного замечания.

Иначе отнеслись к документу, казалось бы, заинтересованные в нем ведомства. За полтора года не внесли никаких конкретных замечаний, предложений. Создается впечатление: представители исполнительной власти не хотят регламентации своей деятельности.

Верховенство закона - вот что может и должно помочь России преодолеть последствия кризисов, обеспечить хорошую основу для ее процветания.


(По материалам журнала "Совет Федерации сегодня".)


http://www.klimow.ru/publictext/

Док. 329981
Перв. публик.: 02.03.03
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 469

  • Климов Андрей Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``