В своем нынешнем состоянии местное самоуправление в России не способно приблизиться к людям
Комиссия при президенте РФ по подготовке предложений о paграничени предметов ведения и полно мочим между федеральными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (председатель Д. Козак) пришла к выводу, что в своем нынешнем состоянии местное самоуправление в России не способно приблизиться к людям.
Назрела реформа, которая, в том числе по мнению президента, позволит разрушить государственно-чиновничье-бюрократическую прослойку и приблизить гражданина к власти.
Предложения комиссии были обсуждены 5 июля за "круглым столом", организованным комитетом по делам местного самоуправления администрации президента, с участием членов Совета Федерации, ученых, специалистов. Я представлял там комитет по делам Федерации и региональной политики Госдумы Как считают авторы проекта, самоуправление должно состоять из двух уровней.
Первый уровень - муниципалитет: городской (в небольшом городе) и сельский - в отдельном населенном пункте с населением более 1 тысячи человек или в группе стоящих рядом деревень, поселков.
Второй уровень - муниципальный округ, представляющий собой некий союз трех и более муниципалитетов. По замыслу авторов проекта, округа не должны совпадать с сетью государственного административно-территориального деления. Возглавляет округ совет, состоящий, скорее всего, из руководителе и муниципалитетов, избранных народом. А совет назначает управляющего, менеджера, функция которого -вести хозяйственные дела округа.
Я тоже считаю, что руководителя совета муниципального округа лучше нанимать, а не выбирать очередного вождя. И нанимать его должны те, кто отвечает перед своими избирателями. В нынешней системе местного самоуправления слишком много политиков, и мало - эффективно решающих хозяйственные вопросы управленцев.
Еще один аргумент в пользу новой схемы местного самоуправления (кстати, в чем-то напоминающую советскую: совет депутатов трудящихся - исполком совета) -грядущее сокращение громоздкого бюрократического аппарата.
Идея для России новая, а потому непростая для понимания и воплощения. У нас ведь, как всегда, могут завернуть не туда... Тем не менее, я сам наблюдал такую действующую модель самоуправления в Филадельфии (США). Там городским хозяйством руководит муниципалитет и обходятся без мэра.
Конечно, этот сложный процесс реформирования требует решения серьезной конституционной проблемы. Поначалу необходима экспериментальная "обкатка" проекта в ряде регионов России. Если законодательная база проекта муниципальной реформы в ближайшее время будет сформирована, то, я полагаю, уже в октябре президент или правительство вынесут этот вопрос на рассмотрение Госдумы.