В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Два мнения о списках Назад
Два мнения о списках

Комментарий Андрея Климова к Закону "Об основных гарантиях избирательных прав"

В пятницу в Законодательном собрании области состоялось заседание "круглого стола", посвященное изменениям в российском избирательном законодательстве. Согласно новому Закону "Об основных гарантиях избирательных прав" на выборах в региональные парламенты не менее половины депутатов будет избираться по спискам политических партии.

Новая федеральная норма едина для всех субъектов федерации. Однако регионам оставлена возможность варьировать "правила игры". Формулировка "не менее половины" означает, что в принципе по партийным спискам можно избирать всех депутатов Законодательного собрания, если тот или иной регион примет соответствующее решение. Однако вряд ли где-нибудь это реально произойдет. Дело в том, что часть региональных политиков весьма скептически относится к избирательным нововведениям. Аргумент очень прост: сегодня в России просто не существует сильных, реально выражающих интересы тех или иных социальных слоев, партий. А это чревато тем, что избранные в региональные парламенты списками законодатели могут оказаться еще более далекими от народа, чем декабристы в 1825 году.

Впрочем, сокрушаться по этому поводу сейчас бесполезно. Закон есть закон, и выполнять его придется. Другое дело, что у регионов есть возможность свести к минимуму возможные негативные последствия федеральных новаций. Например, установив минимальное количество партийных мандатов. Или обеспечив максимальную узнаваемость кандидатов путем формирования субрегиональных списков, голосовать за каждый из которых будут жители нескольких городов и районов Прикамья. Начинать работу над поправками в региональное избирательное законодательство предстоит уже в ближайшее время. Однако, по мнению некоторых депутатов Госдумы от Пермской области, особенно торопиться тоже не следует: пока еще существует, пусть и небольшая, вероятность того, что противники выборов по партийным спискам сумеют добиться внесения принципиальных корректив в федеральное законодательство.

В ходе дискуссии прозвучали самые разные мнения о том, какие преимущества или, напротив, "беды" сулят регионам выборы по партийным спискам. Предлагаем вам познакомиться с двумя оппонирующими мнениями на этот счет.

Андрей Климов, депутат Государственной Думы от Коми-Пермяцкого автономного округа (одномандатник):

- На мой взгляд и по мнению ряда моих коллег, "насильственное" введение пропорционального жесткого нормирования в избирательное законодательство было пролоббировано нашими окрепшими пиар-компаниями. Дело в том, что, когда кандидат-одномандатник баллотируется от небольшой территории, у него, конечно, нет такого бюджета, который позволил бы ему нанять фирмы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Но федеральная политическая партия уже может себе позволить нанимать такие "команды" на региональные выборы.

Огромный простой во времени между федеральными выборами сильно сказывался на бюджете уважаемых господ "пиарщиков", и вот они подвели очень серьезную теоретическую базу, и в результате этого мы имеем то, что имеем. Сила их оказалась настолько мощной, что, сначала президент вносит в Думу законопроект, где написано, что субъекты федерации могут часть депутатов региональных парламентов избирать по спискам (то есть именно "могут ", а не "должны"), однако в результате стараний лоббистов "могут "превратилось в формулировку "не менее 50 процентов". Так что это "заслуга "не главы государства, а Думы.

И даже моя попытка, совместно с Вешняковым, когда я размахивал факсом с его предложением приостановить голосование и разобраться в том, будет ли у нас столько партий, сколько надо, чтобы ввести хоть какой-то временной лаг, ни к чему не привела, и Дума "наура"проголосовала за "пятидесятипроцентный "вариант. В целом эти тенденции, как мне кажется, достаточно пагубно скажутся на развитии федерализма в нашей стране, постольку поскольку любая унификация - это путь к унитарному государству. И та запись в Конституции, что субъекты федерации самостоятельно организуют свои органы власти, эта конституционная норма оказывается здесь "скомканной", так как федеральный закон императивно устанавливает эту пропорцию. Я в данном случае не говорю о том, хороша или нет в принципе пропорциональная система; я имею в виду те настроения и тенденции, которые сегодня возобладали в России.

Кроме того, эта система, по моему мнению, безусловно, отдаляет не только депутата от его избирателя, но и вообще власть от народа. Сегодня ведь у нас только федеральные партии, и указания региональным отделениям по спискам, видимо, будут давать из Москвы. Представьте себе рядового избирателя, как он будет влиять на своего депутата, который избран по списку, спущенному неизвестно откуда и каким образом ? Один большой сторонник этой системы случайно проговорился, он сказал, что "когда эта система заработает, к нам люди уже не пойдут по поводу протекающих крыш и незакрытых канализационных люков". И это действительно так, потому что интересы у депутатов-партийцев будут исключительно философского, "межконтинентального" плана, а жизнь народа, наверное, совсем уйдет "заскобки".

Юрий Медведев, депутат Государственной Думы (избран по списку "ОВР"):

- Невозможно построить гражданское общество, создать нормальную многопартийную систему, если партии будут присутствовать в органах власти исключительно на федеральном уровне, в центре. Общество только тогда может быть свободным и демократическим, когда партии участвуют в процессе формирования власти на различных ее уровнях. Считаю, что и на выборах местных органов власти уместен подобный подход, и тем более - в субъектах федерации. Бояться этого не надо. Боится либо тот, кто не понимает, или тот, кто думает о том, что он уже не сможет быть участником "кулуарного "формирования представительных органов.

Что касается пропорции, то на этапе становления новой системы выборов избирать, скажем, 80 или 100 процентов депутатов региональных парламентов по партийным спискам, конечно, преждевременно. Мне кажется, спешить не следует - лучше пока остановиться на предусмотренном законодательством минимуме. Иногда мне говорят: "Вы, сторонники выборов в регионах по партийным спискам, открыли дорогу в законодательные собрания коммунистам, которых прежде там почти не было ". Я считаю, что вне зависимости от того, хотим мы этого или не хотим, сегодня едва ли не треть электората - это люди левых убеждений, но в региональной власти эта часть политического спектра действительно почти не отражена. А ведь это, по большому счету, несправедливо. Да, конечно, появление левых в региональных парламентах может привести к определенной политизации и другим издержкам, но интересы людей, придерживающихся коммунистической идеологии, должны быть обязательно представлены на уровне регионов.

Относительно мнения, что депутаты, избранные по партспискам, не будут заниматься коммунальными и хозяйственными вопросами, могу сказать, что ведь, собственно говоря, депутат не должен ввинчивать лампочки в подъездах или добиваться ремонта прохудившихся крыш. Его обязанность - способствовать улучшению жизни своих избирателей через принятие нужных и полезных законов. А коммунальные проблемы - это сфера ответственности исполнительной власти. Сейчас действительно необходимо откорректировать "формулу власти" таким образом, чтобы жители каждого города и района четко знали, кто и за что конкретно отвечает в муниципалитете, и могли реально спросить с того или иного чиновника за плохую работу.

Что же касается ответственности перед избирателями, то не секрет, что как раз депутаты, идущие на выборы под флагом "независимых", по жизни оказываются как раз очень зависимыми от тех или иных "групп влияния "и независимыми от жителей своего избирательного округа. А люди, избранные от партий, представляющих их идеологию и программу, гораздо более "прозрачны" для избирателя и более подконтрольны как руководящим партийным органам, так и избирателям, голосовавшим именно за определенную идеологию и программу.

http://www.klimow.ru/publictext/

Док. 329960
Перв. публик.: 02.07.02
Последн. ред.: 02.07.07
Число обращений: 544

  • Климов Андрей Аркадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``