Депутат ГД Андрей Климов о бюджетном федерализмеНазад
Депутат ГД Андрей Климов о бюджетном федерализме
радиостанция "Маяк"
Ведущий Глеб Лотошкин: В России пока нет оснований говорить о так называемом бюджетном федерализме, поскольку на практике федеральный центр лишь распределяет деньги для территорий и обязанности между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления. До по-настоящему федеративных отношений у нас в стране еще не дошли, считает Андрей Климов, глава подкомитета ГД по социально-экономическому развитию регионов и межрегиональным связям. Он участвует в проходящем сейчас в Москве международном семинаре "Бюджетный федерализм в России".
Андрей Климов: Федерация предполагает согласованные шаги, когда есть две равноправных стороны. Если же речь идет о процессе, диктуемом одной из сторон, то это, безусловно, не федерация. В данном случае я бы точнее термин использовал, сегодня мы занимаемся проблемами распределения денег федерального бюджета и проблемами установления единых нормативных документов, единых подходов ко всему: налогам, формированию бюджетов различных уровней и так далее. Кто-то считает, что это хорошо. Возможно, но это не федерализм.
Ведущий: Хотя, напоминает Андрей Климов, программа развития бюджетного федерализма уже существует.
Андрей Климов: Это документ правительственный. Есть Бюджетный кодекс РФ, это уже закон. Постоянно в него вносятся изменения и дополнения и так далее. Но что радует во всей этой истории, так это все-таки в послании президента РФ Федеральному Собранию обозначено несколько очень емких тезисов. Первое, это то, что нужно максимально законодательно закреплять вот все эти правила. Субъективизм ведет, в конечном счете, к казнокрадству и к очень большим неприятностям. Во-вторых, нужна прозрачность этого процесса, и в-третьих, должна быть особенность финансирования территорий, имеющих собственную большую доходную базу и не имеющих такой доходной базы.
Ведущий: Кстати, по словам Андрея Климова, в ГД в первом чтении уже принят законопроект об основах федеральной поддержки депрессивных территорий России. Это весьма серьезный шаг к созданию действительно федеративного государства, где неравномерность развития регионов чрезвычайно велика и, следовательно, не обойтись без гибкой системы их финансового обеспечения.